Найти в Дзене

ДВОРЦОВАЯ ИСТОРИЯ ПАВЛА 1. Часть 2. Семейный Павловск

Начало здесь: В Царском селе ещё шли работы по отделке покоев для новой семьи наследника Павла Петровича, когда молодые получили в подарок от императрицы земли, расположенные совсем рядом с летней императорской резиденцией. Так Екатерина 2 отблагодарила сына за рождение внука Александра, который появился на свет 12 декабря 1777 года. В этот день и был издан указ о передаче в дар наследнику, великому князю Павлу Петровичу, около 400 гектар земли по берегам реки Славянки. И вскоре всего в нескольких километрах от Царского села появилась ещё одна загородная резиденция, вошедшая в список владений Дома Романовых. Она носила имя своего первого хозяина: поначалу это было Павловское село, а когда Павел стал императором, он присвоил своему именью статус города. С тех пор Павловск остаётся одной из блестящих жемчужин «ожерелья Петербурга», сплетённого из великолепных пригородных императорских резиденций. Но это будет потом. В подарок от матери, как следовало из императорского указа, Павел прин
Оглавление
Памятник Павлу 1 перед дворцом в семейной усадьбе Павловск /фото из личного архива, 2014/
Памятник Павлу 1 перед дворцом в семейной усадьбе Павловск /фото из личного архива, 2014/

Начало здесь:

Подарок сыну на рождение его первенца

В Царском селе ещё шли работы по отделке покоев для новой семьи наследника Павла Петровича, когда молодые получили в подарок от императрицы земли, расположенные совсем рядом с летней императорской резиденцией. Так Екатерина 2 отблагодарила сына за рождение внука Александра, который появился на свет 12 декабря 1777 года. В этот день и был издан указ о передаче в дар наследнику, великому князю Павлу Петровичу, около 400 гектар земли по берегам реки Славянки. И вскоре всего в нескольких километрах от Царского села появилась ещё одна загородная резиденция, вошедшая в список владений Дома Романовых. Она носила имя своего первого хозяина: поначалу это было Павловское село, а когда Павел стал императором, он присвоил своему именью статус города. С тех пор Павловск остаётся одной из блестящих жемчужин «ожерелья Петербурга», сплетённого из великолепных пригородных императорских резиденций.

Но это будет потом. В подарок от матери, как следовало из императорского указа, Павел принял огромную территорию с лесными угодьями, пашнями и двумя небольшими деревнями с крестьянами. Впрочем, деревеньки были столь невелики, а леса столь обширны, что осваивать территорию пришлось практически с нуля.

История места

История этих земель уводит в те времена, когда они принадлежали Великому Новгороду. Ещё в 13 веке здесь стоял «Городок на Славянке» – небольшая деревянная крепость. Она входила в систему оборонительных сооружений новгородских земель. В начале 17 столетия одна за другой эти русские крепости были захвачены шведами, и до конца века обширная территория вдоль южного побережья Финского залива принадлежала Швеции.

Когда в ходе Северной войны русская армия пошла в поход на Ингерманландию, как называли шведы присоединённые прибрежные земли, укрепления вдоль Славянки в 1702 году были взяты войсками под командованием графа Петра Матвеевича Апраксина (1659-1728). Шведы были оттеснены к Дудергофу, но вскоре всё побережье Финского залива было отвоёвано, на Неве была поставлена крепость Санкт-Петербург, а Пётр начал осваивать освобождённые земли вокруг нового города, раздавая их приближённым.

Первым делом осваивалось южное побережье, где началось строительство царской парадной резиденции Петергоф и дворянских усадеб. Леса за Петергофской дорогой, уходящие вглубь материка, долгое время оставались нетронутыми. Не дошли руки у Петра и до лесов, окружавших Саарскую мызу, бывший шведский хуторок, который царь подарил Екатерине Алексеевне, своей будущей супруге, ставшей впоследствии российской императрицей Екатериной 1. В начале 19 века эта загородная усадьба, превратилась в одну из роскошных императорских резиденций и была переименована в Царское село.

Екатерина 2, унаследовав Царское село, изучила его окрестности. Она была большой любительницей охоты и частенько отправлялась на Славянку поохотиться. Для отдыха императрицы на берегу реки было построено два маленьких деревянных домика. Во время охоты в них можно было передохнуть, погреться и подкрепиться. Изыском декора домики не отличались и напоминали деревенские бревенчатые избушки, а вот названия получили забавные – «Крик» и «Крак». Легенды, объясняющие их происхождение, не сохранились, но явно существовала какая-то весёлая история об этих домиках, в которую были посвящены избранные. Эти постройки бережно сохранялись потомками Екатерины и Павла и исчезли только в 20 веке. Крак снесли из-за ветхости после революции, а Крик был разобран на брёвна под строительство бункеров в период немецкой оккупации Павловска в годы Великой Отечественной войны.

Дачные времянки

Павел Петрович и его супруга Мария Фёдоровна обрадовались подарку Екатерины. Как каждая молодая супружеская пара великокняжеская чета мечтала о собственном «гнёздышке», однако поначалу ещё не очень представляла, каким оно должно быть. Работы на Славянке начались почти сразу, весной 1778 года. К ним были привлечены не только местные крестьяне, но и крепостные из других деревень дворцового ведомства, а также солдаты гарнизонных полков. Необходимо было расчистить лес и подготовить участки под строительство.

Паульлюст на старинной картине /фото с сайта https://pastvu.com /
Паульлюст на старинной картине /фото с сайта https://pastvu.com /

Уже в 1779 году на берегах Славянки появились два домика, утопающие в зелени цветников. Они получили названия по именам своих владельцев – Мариенталь – долина Марии, и Паульлюст – Павлова утеха. Два домика символизировали союз Марии и Павла, соединивших свои судьбы. На Славянке были устроены плотины, возведены мостики, а в долине реки появились беседки и павильоны, напоминающие сельские хижины, вокруг были проложены дорожки будущего парка. Сплошное умиление вокруг! Всё радовало взор, но два семейных домика были пока обычными «дачными времянками», а Павел и Мария, конечно, мечтали о собственном дворце.

Судьба Мариенталя

Вокруг Мариенталя, возвышающегося на останках крепостных укреплений, со временем, был разбит парк с одноимённым названием, раскинувшийся на холмистой местности. На его территории находился и перестроенный екатерининский домик Крак, напоминавший милый парковый павильон. В этом парке были созданы оранжереи, служебные постройки, жилые дома придворных. Но Мариенталю не суждено было остаться дачной времянкой.

Замок Бип на старинной гравюре /фото с сайта https://nataturka.ru/
Замок Бип на старинной гравюре /фото с сайта https://nataturka.ru/

К концу 18 века Павлу пришла идея на месте дворца Мариенталь построить крепость. То ли он решил пойти по стопам отца, который возводил в своей загородной резиденции потешные крепости, то ли к этому времени великий князь уже был одержим идеей-фикс о взведении крепости-убежища. А может быть просто так увлёкся рыцарской эпохой, что решил создать в Павловской усадьбе уголок средневековья. Пятиугольный замок с двумя башнями был окружён земляными валами с пятью бастионами. Кровля была покрыта черепицей, одна из башен завершалась конусообразной крышей, другая была оторочена зубчатым парапетом. Внутри стен замка находился двор, а вокруг стояли гарнизонные постройки.

Несмотря на то, что крепость вносила в ансамбль Павловской усадьбы мотивы средневековой пасторали и перекликалась с другими парковыми постройками, она не была игрушечной, в отличие от крепостей Петра 3. Павел ввёл её в реестр Санкт-Петербургских фортеций. Правда, его сын Александр 1, став императором, вернул крепость в дворцовое правление Павловска. В разное время здание замка использовали для городских нужд. Возможно, поэтому, когда в Павловском парке после революции был открыт музей, Мариенталь не включили в его состав.

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны замок долгое время стоял в руинах и был восстановлен только в 21 веке местным предпринимателем по фамилии Гутцайт. В нём открылась фешенебельная гостиница и ресторан, которые будоражат воображение своих постояльцев погружением в средневековую историю. Отель носит название «Бип». Это второе название крепости Мариенталь, появившиеся ещё при первых владельцах.

Что означает «Бип» неизвестно. Однако, в отличие от екатерининских «Крика и Крака», есть хотя бы версии. Говорят, ставили однажды в замке весёлую пьесу про жизнь в Павловске, героями которой были вымышленные местные обитатели: «бароны Бибс, Бальм, Крик и Крак». Вероятно, пьеса прошла на «ура», а замок стали после этого называть «Бибс». А когда забыли, откуда взялся этот Бибс, он превратился в Бип! Ещё интересней, что, не имея представления о Бибсе и о том, откуда он взялся, местные жители в советское время сами придумали расшифровку названия БИП, посчитав его аббревиатурой, которая была очень популярна в лексиконе советских граждан. И «БИП» превратился в «Бастион императора Павла» и, как вариант, в «Большую игрушку Павла».

Сегодня о временах Павла Петровича в отеле «Бип», пожалуй, ничего не напоминает. В итоге восстановленная крепость уже почти не вписывается в «Дворцовую историю Павла». Но без неё она была бы неполной.

Усадебные проекты

В 1779 году по приглашению Екатерины 2 на работу в Россию прибыл архитектор Чарлз Камерон (1740-1812). Императрица сразу загрузила его работой. Как знатоку и исследователю античности она поручила ему строительство «римских бань» в Царском селе, и уже в 1780 году архитектор приступил к созданию знаменитой Холодной бани с Агатовыми комнатами (1780-1794). В этом же году Екатерина направила Камерона «в командировку» в Павловск. И архитектор одновременно занялся планировкой и созданием усадебного парка. Русский лес покорил мастера, и он загорелся идеей создания совершенно нового типа пейзажного парка с включением в него участков в регулярном стиле с классическими павильонами.

«Наигравшись» в дачников, Павел Петрович и Мария Фёдоровна, наконец, решились строить в усадьбе дворец. Было выбрано место и утверждён проект. Правда, для этого надо было разобрать Паульлюст, но проект казался таким эффектным, что на это решились пойти. Уже в 1781 году Камерон приступил к делу, начав подготовительные работы, а молодые вдруг решили отправиться в большое заграничное путешествие.

Большое заграничное путешествие

К этому времени в семье Павла Петровича уже было двое сыновей – Александр (1777-1825) и Константин (1779-1831). Их сразу взяла под опеку бабушка Екатерина (так же, в своё время, в судьбу Павла властно вмешалась Елизавета Петровна). У императрицы на внуков были большие виды – она готовила их в императоры. А чтобы родители не надумали помешать её замыслам, она решила отправить их за границу, сознательно преувеличивая важность путешествия и придавая событию политический окрас. Нужно было продемонстрировать Европе наследника российского престола и с его помощью «донести» до европейских дворов мысль о Великой России, которую создала Великая императрица (ничего, что самозванка, но всё во благо!) Екатерина сама составила маршрут поездки, включив в него только те страны, которые считала союзниками России.

Павел, в свою очередь, мечтал «научиться жить» у европейцев, как в своё время учился его прадед Пётр 1 во время своего путешествия в составе Великого Посольства. Также как прадед, Павел намеревался использовать полученный в поездке опыт для преобразований в стране. Он всё ещё втайне надеялся в скором времени стать императором! А потому во время поездки не только наблюдал за образом жизни европейской знати, но и изучал политические реформы в разных странах.

В 1781 году великокняжеская чета под именем графа и графини Северных покинула Россию на полтора года. По дорогам Европы молодые люди передвигались в каретных экипажах в сопровождении 15 придворных. Сегодня кажется странным, почему представительская миссия, какой была задумана поездка, проходила под вымышленными именами участников. Но в прежние времена это было обычным явлением. Такой «маскарад» позволял обходиться без ненужных церемониалов, которые были предписаны для официальных визитов. Все знали, кто такие Северные, однако это ни к чему не обязывало принимающую сторону, да и высокопоставленные особы могли себя чувствовать обычными путешественниками и свободно перемещаться по дорогам разных стран.

Павел с супругой посетили Польшу, Австрию, Италию, Францию, Голландию и Бельгию, а на обратном пути гостили у родителей Марии Фёдоровны в Вюртенбергском королевстве. Их везде радушно принимали на самом высоком уровне, а Павел отмечал новые европейские тенденции и «набирался» опыта – как устраивать хозяйство, как обставлять дворец, как принимать гостей. Эти наблюдения очень пригодились ему для обустройства своих владений. А пока они с Марией Фёдоровной колесили по Европе, не переставая мечтать о новеньком дворце в Павловском селе. Они присматривались к европейским дворцам и интерьерам, приобретали мебель и произведения искусств для своего семейного дома и придумывали, каким он будет. Они оставались на связи с Камероном. Архитектор регулярно направлял с курьером свои проекты на утверждение Павлу, а семейная парочка всё время что-то в них изменяла. Находясь в Париже, супруги, наконец, получили радостное известие: 25 мая 1782 года в основание Большого каменного дворца в Павловском селе был заложен первый камень.

Но путешествие пришлось неожиданно прервать. Мария Фёдоровна вновь оказалась беременна. В ноябре 1782 года Павел с Марией вернулись в Петербург.

Павловский дворец в исполнении Камерона

Строительство Павловского дворца продолжалось с 1782 по 1786 год. Приверженец классического направления в архитектуре Камерон положил в основу проекта традиционную итальянскую виллу. Однако, учитывая пожелания заказчика и используя собственные наблюдения за особенностями местной архитектуры, он соединил её с типовой русской усадьбой, распространённой в России в 18 веке. Центральный трёхэтажный корпус дворца венчал бельведер – плоский купол в окружении 64 колонн, распространённый в итальянской архитектуре элемент. От него полукругом расходились галереи-колоннады, как принято было в дворянских усадьбах. Они оканчивались невысокими служебными флигелями. Эти галереи полукругом охватывали парадный внутренний двор, от которого начиналась Тройная липовая аллея, уводящая на территорию Павловского парка. Не менее эффектно выглядел дворец с другой стороны, живописно возвышаясь на крутом берегу Славянки.

Павловский дворец /фото из личного архива, 2014/
Павловский дворец /фото из личного архива, 2014/

На первом этаже центрального корпуса располагались жилые помещения. Парадные залы находились на втором этаже. В центре здания – приёмные и танцевальный залы, по обе стороны от них – «мужская» и «женская» анфилады комнат. В правом служебном флигеле находилась кухня, в левом были устроены квартиры для придворных и слуг.

Однако с первых дней строительства дворца отношения с архитектором у владельцев усадьбы не складывались. Может, потому что Камерон был назначен Екатериной, и конфликт между матерью и сыном повлёк придирки к её выдвиженцу? Павел постоянно пытался внести корректировки и изменения в планы архитектора, но тот настырно продолжал делать по-своему. То ли был уверен в совершенстве классики, то ли главным своим заказчиком считал императрицу, и строил дворец для её сына в соответствии с архитектурными пристрастиями матери. Всё завершилось отстранением Камерона от работы, чему обе стороны только порадовались!

Павловский дворец по вкусу владельцев

К этому времени Павел уже нашёл собственного архитектора. Он познакомился со швейцарским зодчим Винченцо Бренна (1747-1820) во время путешествия по Европе. Заинтересовавшись его творчеством, Павел пригласил архитектора в Россию. Бренна прибыл в Павловск в 1883 году, вслед за возвращением великокняжеской пары из Европы. Поначалу он работал помощником Камерона. Когда тот был отстранён от должности, Бренна продолжил отделку дворца и работы по благоустройству усадебного парка в соответствии со вкусами хозяина.

После вступления Павла на престол Бренна осуществил глобальную перестройку дворца: галереи стали двухэтажными, появились два новых полуциркульных флигеля, пристроенные к служебным корпусам, которые также были надстроены вторым этажом. В итоге полукруглый парадный двор приобрёл форму подковы. Облик дворца и его интерьеров изменился в соответствии со вкусами нового императора. Интерьеры, созданные Камероном, были сдержанными, утончёнными и отличались уютностью. Бренна наполнил их парадностью и величием. Он использовал в оформлении дворца военную атрибутику, что подчёркивало его принадлежность властному монарху. Ведь с 1796 года Павловское село стало официальной императорской загородной резиденцией. Однако оставалось в этом статусе совсем недолго.

Семейное гнёздышко Марии Фёдоровны

После возвращения из-за границы в семье Павла летом 1783 года родилась первая дочь, а у братьев Александра и Константина появилась первая сестрёнка Александра (1783-1801). Уже летом 1784 семья впервые провела лето в новом Павловском дворце. К этому времени был достроен главный корпус и подготовлены для проживания семьи комнаты в первом этаже. С 1784 по 1798 семья непрерывно увеличивается – на свет друг за другом появляются 4 дочки и 2 сына. И Павловское имение превращается в семейное гнёздышко, наполненное весельем счастливых его обитателей.

Здесь впервые зарождалась система воспитания великокняжеских детей Дома Романовых, в основу которой были положены труды Жан Жака Руссо (1712-1778). Юных царевичей с первых дней приучали к строгой дисциплине. Несмотря на роскошь дворца и наличие парадных залов, детям прививали неприхотливость в быту. Комфорт не должен был стать главной ценностью жизни. Первостепенной задачей было хорошее образование. Обучали детей по специальной программе. В летнее время от занятий никто не освобождался. Не менее важным считалось приобщение к постоянному труду, который должен был стать привычкой. Мария Фёдоровна сама не привыкла сидеть без дела. Она хорошо рисовала и вышивала, создавала миниатюры из полудрагоценных камнеё, умела работать на токарном станке и всему этому учила своих детей.

Свою Павловскую усадьбу Мария Фёдоровна обожала. Это был её дом, созданный для семейного счастья. Нигде ей не было так хорошо! С первых дней она обустраивала Павловск, вкладывая в него душу. По своему вкусу выбирала материалы для отделки и мебель для интерьеров, саженцы и цветы для сада, придумывала всё новые и новые павильоны в парке, наполняя их содержанием и любовью. Детей она приучала к работам на природе. Они сажали деревья, копали грядки, кидали в землю семена и потом наблюдали, как они прорастают. Дети ухаживали за растениями и, оценивая результаты своего труда, учились понимать жизнь. Ничего в ней само собой не происходит!

В 1788 году Павел подарил Павловское село супруге, оценив её вклад в создание семейной усадьбы и окончательно сделав её полноправной хозяйкой. После трагической гибели Павла Мария Фёдоровна переехала в Павловск и проживала здесь постоянно до самой кончины, превратив усадьбу в шедевр дворцово-паркового ансамбля мирового значения и в оазис памяти семейного счастья. Свою усадьбу вдовствующая императрица решила сделать семейным достоянием, а не императорской резиденцией, а потому завещала старшему сыну. Сын-император не мог стать владельцем. В дальнейшем Павловск должен был передаваться по наследству по мужской линии.

Но так получилось, что к моменту кончины Марии Фёдоровны в 1828 году император Александр 1 уже скончался, Николай 1 вступил на престол, и после смерти цесаревича Константина в 1831 году Павловск достался не старшему, а младшему сыну Марии Фёдоровны – Михаилу Павловичу Романову. А поскольку сыновей у него не было, следующим владельцем Павловска стал Константин Николаевич, сын Николая 1, брат Александра 2 (который стал императором, а значит прав на Павловск не имел).

А что же Павел? Подарив Павловскую усадьбу супруге, он окончательно потерял к ней интерес. Как такое могло случиться? Может быть, началось всё с того момента, когда супруги приняли решение о сносе Паульлюста – одного из двух домиков, символизировавших союз Павла и Марии? Или коварная Екатерина 2 в душе завидовала семейному счастью сына и кинула яблоко раздора в семью, подарив в 1783 году Павлу ещё одну усадьбу? Можно строить любые догадки спустя полтора столетия. Но так или иначе, душа Марии Фёдоровне принадлежала Павловску, душа Павла переселилась в Гатчину. Именно там надо искать продолжение его «Дворцовой истории».

Окончание читайте по ссылке

История Михайловского замка, принадлежавшего Павлу в Петербурге, из 5 частей уже была опубликована на канале. Прочитать её можно, начав с первой части и далее, переходя по ссылкам. Её начало здесь:

Дворцовые истории других императоров ищите в подборке:

ДВОРЦЫ РОМАНОВЫХ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!