Найти в Дзене

Загадки Михайловского замка: игрушечные солдатики, перчатка фаворитки и история Павла в роли Великого магистра Мальтийского ордена.

Начало здесь: От автора. Собственно, история о Павле и его Михайловском замке завершилась. Но именно теперь, когда обнаружилось всё то, что скрывается за его стенами, он не отпускает. Почему-то хочется ходить вокруг, вглядываться в этот «архитектурный портрет», заглядывать в укромные уголки. Зачем? Не знаю! Может быть, потому что владелец замка, этот неистовый Павел, так и остался непонятным и непонятым? А загадки всегда притягивают! Поэтому рассказ о непостижимом императоре и его замке я продолжаю. Шагну во двор, добавлю немного деталей и своих эмоций и буду разгадывать загадки этого таинственного петербургского здания. ПАВЕЛ И ЕГО МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК. Исторический тандем. Часть 3 Павел-триумфатор Я очень люблю стоять на мосту перед замком и вглядываться в зелёные воды канала. Этот мост бутафорский, как и фрагмент Вознесенского канала, через который он перекинут. Церковный и Вознесенский каналы были засыпаны в 19 веке (о последующей истории замка позже, уже в следующей части). Но ког
Оглавление

Вид на церковь Михайловского замка /фото из личного архива/
Вид на церковь Михайловского замка /фото из личного архива/

Начало здесь:

От автора.

Собственно, история о Павле и его Михайловском замке завершилась. Но именно теперь, когда обнаружилось всё то, что скрывается за его стенами, он не отпускает. Почему-то хочется ходить вокруг, вглядываться в этот «архитектурный портрет», заглядывать в укромные уголки. Зачем? Не знаю! Может быть, потому что владелец замка, этот неистовый Павел, так и остался непонятным и непонятым? А загадки всегда притягивают! Поэтому рассказ о непостижимом императоре и его замке я продолжаю. Шагну во двор, добавлю немного деталей и своих эмоций и буду разгадывать загадки этого таинственного петербургского здания.

ПАВЕЛ И ЕГО МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК. Исторический тандем. Часть 3

Павел-триумфатор

Я очень люблю стоять на мосту перед замком и вглядываться в зелёные воды канала. Этот мост бутафорский, как и фрагмент Вознесенского канала, через который он перекинут. Церковный и Вознесенский каналы были засыпаны в 19 веке (о последующей истории замка позже, уже в следующей части). Но когда-то этот необыкновенный Трёхчастный мост был «изюминкой», затейливой причудой хозяина. По нему въезжали в замок через Вознесенские ворота, над которыми нависала роковая надпись.

Сами ворота оформлены как триумфальные. Справа и слева их словно охраняют рыцари в доспехах. Но, приглядевшись, обнаруживаешь, что они безликие. Такие фигуры называются «трофеи». В древней Греции войско-победитель собирало на поле боя доспехи убитых воинов и брошенное оружие и украшало ими триумфальные арки в честь победителей. В период наполеоновских войн конца 18 века, в которых Россия принимала участие вместе с союзниками в Европе, эта традиция начала возрождаться в архитектуре, но чисто символически. Трофеи на стенах императорского замка с вензелем Павла над ними – свидетельство неизбежных побед воина-триумфатора, каким представлял себя этот император.

Доспехи на фасаде Михайловского замка у Вознесенских ворот /фото из личного архива/
Доспехи на фасаде Михайловского замка у Вознесенских ворот /фото из личного архива/

Придававший особое значение мелочам, Павел не мог не обставить ритуалами процесс попадания в замок. По центральному пролёту Трёхчастного моста могла въезжать только императорская семья и иностранные послы. Остальные посетители должны были преодолеть не одну преграду, переезжая через подъёмные мосты, где их останавливали и «досматривали», прежде чем допустить на территорию. Нам сегодня дозволено подняться по императорскому мосту, чтобы заглянуть в одно из самых мистических мест Петербурга. Лёгкий шелест страниц истории слышен с первых шагов. И не стоит торопиться их перелистывать.

Загадочные солдатики и поручик Киже

Первая загадка встречает ещё на мосту тех, кто не спешит. За рвом в небольших нишах на фундаменте, справа и слева от ворот установлены фигурки солдатиков. Появились они уже в наши дни, после проведения масштабных реставрационных работ и появления «бутафорского» канала. Откуда они взялись и что означают – узнать не так-то просто! И потому – смело можно предаваться фантазиям!

Наиболее известна появившаяся версия о том, что справа находится фигурка некоего поручика Киже, а слева – фигурка того часового, которому было видение о замке. И кто это придумал? Поручик Киже – персонаж анекдотов времён Павла. Этот несуществующий офицер появился в документах из-за ошибки писаря, допущенной при переписывании указа Павла о произведении в подпоручики нескольких прапорщиков. Текст должен был звучать примерно так:

«...прапорщики же /далее шёл список фамилий/ производятся в подпоручики…».

Писарь, вероятно, ошибся в написании двух слов и вместо фразы «прапорщики же» написал «прапорщик Киже». Таким образом, в списке военных оказался несуществующий Киже. В дальнейшем военным присваивались новые звания. Список, как это часто бывает у чиновников, просто копировался и, переходя из приказа в приказ, несуществующий Киже «дослужился» до подполковника. Необычная фамилия неизменно следовала первой в списке и, в конце концов, привлекла внимание императора, и он велел пригласить этого Киже на приём. Чиновники сбились с ног в поисках служивого, и, только отчаявшись его найти, обнаружили досадную ошибку. Опасаясь императорского гнева, они доложили, что Киже скончался.

Один из солдатиков на стене Михайловского замка /фото из личного архива/
Один из солдатиков на стене Михайловского замка /фото из личного архива/

Связан ли солдатик на стене замка с этой историей, я не знаю. Он, пожалуй, лишь повод рассказать её вам. А мне хочется верить, что солдатики были обнаружены в ходе реставрации. Ведь Павел, как все мальчики того времени, обожал играть в солдатиков в детстве! Наверняка, у этого романтика были сохранены любимые игрушки! Вот они то и были найдены! Но эту историю я придумала. Вряд ли исторические раритеты выставили бы напоказ! Но, кажется, неплохая идея! И повод потормошить воображение! Будете на мосту, не забудьте подмигнуть солдатикам! Может быть, они откроют вам тайну?

О жёнах и фаворитках

Войдя через ворота замка, как и положено, мы попадаем на его внутреннюю территорию. Стены императорского дворца окружают её со всех сторон. Сколько было сторон, когда я гуляла вокруг да около? Четыре! А здесь? Ещё одна архитектурная находка! И чем не загадка!

Вид на въездные ворота Михайловского замка из внутреннего двора /фото из личного архива/
Вид на въездные ворота Михайловского замка из внутреннего двора /фото из личного архива/

Следующая загадка – цвет стен. Она остаётся темой для разговоров да пересудов вот уже более двух столетий. Казалось бы, о чём тут говорить? Но к началу 19 века практически все фасады домов в Петербурге имели окраску жёлтого цвета. А Павел вдруг выбирает необычный яркий розово-оранжевый оттенок краски. Чем не повод посудачить? И снова в Петербурге рождаются легенды. Говорили, что Михайловский замок был окрашен в цвет случайно оброненной перчатки фаворитки императора Анны Лопухиной (1777-1805).

И вот тут-то начинается самая пикантная тема, связанная с жизнью высокопоставленных особ, которой я пока не касалась в истории о Павле! В жизни романтического юноши, конечно, была любовь! Она имела трагический конец, и даже память о ней оказалась «переломанной», после чего Павел уже не мог принимать женщин «всем сердцем». Матушка Екатерина задумала женить сына, как только Павлу исполнилось 18 лет. Наконец-то можно будет «передать» наследника «из рук в руки» и, на некоторое время, забыть о связанных с ним проблемах! Немецкая принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштатская, получившая в России имя Наталья Алексеевна (1755-1776), оказалась не только подходящей политической партией, но и очаровательной девушкой. Павел женился (в 1773) и неожиданно для всех «потерял» голову от любви! Он не видел, как за его спиной двуличная супруга, казавшаяся такой милой и влюблённой женой, кокетничала с другими мужчинами. Ослеплённый любовью, конечно, он не заметил, как она завела тайный роман с его другом Андреем Разумовским. В это время «счастливый» будущий отец с нетерпением ждал появления на свет своего ребёнка. Когда ребёнок родился мёртвым, а его мать через несколько дней после тяжёлых родов умерла, убитый горем отец чуть не лишился рассудка. К жизни его вернула его практичная матушка Екатерина, рассказав об измене супруги. И с любовью Павел попрощался навсегда.

Портрет в.кн. Натальи Алексеевны Романовой, худ. А.Рослин /фото с сайта Википедия/
Портрет в.кн. Натальи Алексеевны Романовой, худ. А.Рослин /фото с сайта Википедия/

Екатерина поспешила женить сына повторно, дабы излечить от несчастной любви. Новой супругой Павла уже в том же году (в 1776) стала София Доротея Вюртенбергская (1759-1828), в православии Мария Федоровна. Павел не противился выбору и решению матери, скорее, был безучастен. Однако постепенно смирился. Мария Фёдоровна стала послушной женой и хорошей матерью императорских детей, которых она исправно рожала одного за другим. Это была вполне добропорядочная семья, но душевные отношения так и не сложились, а с годами супруги и вовсе отдалились друг от друга. Характер Павла портился всё больше. Недоверие и непонимание между супругами разрослось до размеров пропасти.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны Романовой, худ. А.Рослин /фото с сайта Википедия
Портрет императрицы Марии Фёдоровны Романовой, худ. А.Рослин /фото с сайта Википедия

Зато среди фрейлин жены Павел вскоре нашёл себе подругу, которая понимала его лучше других. Ею стала Екатерина Нелидова (1756-1839). С ней Павлу было легко и весело, она обладала острым умом и нередко давала своему другу советы, которые он ценил, а потому доверял подруге гораздо больше, чем супруге. Мария Фёдоровна поначалу ревновала. Но с годами Павел становился всё невыносимее, а Екатерина научилась им неплохо манипулировать. И, когда обе женщины поняли, что сердцем Павла им так и не удалось завладеть, они стали союзницами. И обе пытались усмирять неистового Павла. Но когда на горизонте появилась Анна Лопухина, они объединились в противостоянии новой фаворитке.

Портрет Е.И. Нелидовой, худ. Д.Г.Левицкий, 1777 /фото с сайта Википедия/
Портрет Е.И. Нелидовой, худ. Д.Г.Левицкий, 1777 /фото с сайта Википедия/

Эту девушку Павел впервые увидел на балу в Москве в дни празднования своей коронации, и был очарован нежнейшим созданием. Анна любила балы, любила танцевать вальс. Благодаря этой любви вальс, запрещённый поначалу Павлом, вернулся в танцевальные залы Петербурга. Отца Анны Павел перевёл в столицу, сделал светлейшим князем, и у Петра Лопухина началась стремительная карьера. А Аннушку Павел поселил в императорском дворце, а потом вместе с его обитателями она переехала в замок.

Портрет А.П.Гагариной (в дев. Лопухиной), худ. В.Л.Боровиковский, 1801 /фото с сайта rusmuseumvrm.ru/
Портрет А.П.Гагариной (в дев. Лопухиной), худ. В.Л.Боровиковский, 1801 /фото с сайта rusmuseumvrm.ru/

Однажды на одном из балов, которые с появлением при дворе Лопухиной стали во дворце проводиться чаще, к Павлу подошёл архитектор замка. Нужно было решить вопрос с покраской стен. Император задумался. Уж очень ему хотелось сделать замок оригинальным, но идей не было. В это время Аннушка, стоявшая рядом, обронила перчатку. Павел галантно поднял её! Она была из нежнейшей кожи, мягкая, соблазняла тончайшим ароматом духов юной прелестницы и имела необыкновенный цвет. И вопрос с цветом стен замка был решён.

Конечно, легенда о перчатке очень романтичная. Но, всё же, историки, как обычно, склоняются к другой версии. Цвет стен замка – это цвет рыцарей Мальтийского ордена. И это повод приоткрыть ещё одну загадочную и непонятную страницу из жизни Павла и поговорить о нём как о Великом магистре.

Великий магистр

Французская революция пугала Павла. Она несла угрозу самому понятию монархии. И Павел снова думал над тем, как он может изменить несовершенный мир. Противопоставить революционным идеалам идеалы рыцарства! Вот что должно остановить пожар революции! И в этом противостоянии должны объединиться все прогрессивные силы человечества.

Мальтийский орден, по мысли русского императора, был тем ядром, вокруг которого, без различия вероисповеданий и национальностей, могли бы сгруппироваться все духовные и военные силы Европы. Рыцарский орден представлялся русскому императору идеальным всемирным союзом, в котором строгое христианское благочестие и выверенные веками нормы поведения сочетались с безусловным иерархическим послушанием. Это можно было противопоставить разрушительным идеям, исходившим из революционной Франции!

А потому, когда к российскому императору за поддержкой обратились рыцари Мальтийского ордена, теснимые французской армией, он, не раздумывая, дал им пристанище в России. Но это был не просто романтический жест гостеприимства. Давней мечтой романтика Павла было объединить православие и римский католицизм. Ещё одна утопическая идея Павла-романтика. Почти сразу после вступления на престол (в 1797 году) Павел подписывает с папой Римским Конвенцию об учреждении в Российской империи великого Приорства ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского – Мальтийского ордена. Что такое «приорство»? Ну если совсем примитивно (да простят меня специалисты за эту «популяризацию») –это земли, на которых рыцари могли найти пристанище, защиту и получить всё необходимое для совершения религиозных обрядов.

Великое Приорство Российское было открыто для вступления всех желающих и носило наднациональный, внеконфессиональный характер. Павел получил титул протектора Мальтийского ордена (руководителя государства, оказавшего покровительство рыцарям,если продолжать примитивно), что давало ему право контролировать выполнение законов кавалерами ордена на территории российского Приорства.

Остров Мальта расположен в Средиземном море. С 16 века на нём нашли пристанище иониты – рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского. С тех пор орден стал называться Мальтийским. Остров имеет выгодное географическое положение. Он находится на пересечении важных торговых морских путей, а потому ведущие европейские государства всегда стремились получить контроль над ним. Когда на остров посягнул Наполеон, Мальта была сдана французам без боя. Великий магистр (продолжая вольный перевод – эта должность уже тянет на руководителя государства!) Фердинанд фон Гомпеш, возглавлявший тогда орден, заручившись некоторыми гарантиями для себя от Наполеона, сбежал в Италию. Павел, как протектор Мальтийского ордена, в 1798 году собрал в России капитул (совет), чтобы судить Гомпешу и избрать нового гроссмейстера – Великого Магистра. Кто бы им мог стать в сложившейся ситуации? Ну, конечно, русский император, проявивший заботу о рыцарях! С благословения Папы Римского Великим магистром ордена был избран Павел 1.

Это не имело прецедентов в истории! Человек православного вероисповедания не мог стать столь значительной фигурой в одном из главных католических духовных орденов! Но до сих пор Павел 1, c пометкой «de facto», включён в список Великих магистров Мальтийского ордена. Ни представители католической церкви, ни европейские монархи не оспорили это назначение!

Замок в цветах Мальтийского ордена

Император Павел возложил на себя знаки нового сана: мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и поясной меч. Мальтийский крест был даже помещён на государственный герб – возложен на грудь двуглавого имперского орла. Систему иерархии Мальтийского ордена Павел 1 частично слил с системой государственных чинов Российской империи.

Как бы ни казалось всё это игрой, затеянной ради романтики, завуалированной антиреволюционными идеями, Павел 1, в первую очередь, преследовал государственные интересы. Став Великим магистром Мальтийского ордена, русский император планировал освободить Мальту от французских войск и, на правах освободителя, будучи в сане Магистра ордена, присоединить остров к Российской империи. По его распоряжению были даже напечатаны новые географические карты. На них остров Мальта, значился как одна из губерний страны! И никакой мистики!

Но этим планам не суждено было сбыться. Пока Павел самоутверждался в роли «Главного Рыцаря», всё испортили англичане. Адмирал Нельсон выбил французов с Мальты! Преследуя собственные интересы, союзная Англия, конечно же, не стала передавать управление Мальтой Российскому императору (с чего бы это?) Более того, по одной из версий, этого сомнительного русского «магистра» англичане, на всякий случай, убрали... руками заговорщиков.

Но это будет потом! А пока в России строился замок в мальтийских тонах, Павел мечтал о том, как будет совершать в нём рыцарские ритуалы. Не довелось! Как и гулять во внутреннем дворе, в котором мы оказались! Кстати, не забыли посчитать количество сторон? Это ещё одна изюминка Михайловского замка: четырехугольный, почти квадратный, дворец (правда, с закруглёнными углами!) изнутри превращается в восьмиугольник! И теперь, зная рыцарскую его подоплёку, нетрудно связать его с мальтийским крестом, который легко вписывается в эту фигуру!

Памятник Павлу 1

Находясь в восьмиугольном дворе замка, приятно неожиданно встретиться с его владельцем! Лично я очень хорошо помню эту первую встречу и эффект неожиданности! Теперь кажется, Павел здесь был всегда! На мой взгляд, памятник очень удачный! Он появился к 300-летию Петербурга (2003, арх. В.И. Наливайко, скул. В.Э. Горевой) и на территории замка оказался очень кстати! Изучив со всех сторон дом, хочется познакомиться с его хозяином! И вот он перед нами.

Павел величественно восседает на императорском троне. На голове – императорская корона, в руках скипетр и держава – символы имперской власти. И многократно повторяющийся мальтийский крест – символ рыцаря-ионита! Взгляд императора суров и, вместе с тем, как будто испуган. Не защитная ли маска эта напускная суровость у потерявшегося в своих переживаниях человека? Обращают на себя внимание высокие ботфорты военного и бесконечные складки мантии, спускающейся ниже ног императора. Это явно придаёт величия человеку, комплексующему из-за своего небольшого роста! Павел, действительно, был невысок – один из самых невысоких правителей России. Его рост был всего 166 см.

Два орла, являясь ручками кресла, словно охраняют сидящего и ассоциируются с двуглавым державным орлом на российском гербе. Но, оказавшись разделёнными, эти орлы сразу зарождают некую тревогу. Завершают впечатление два огромных подсвечника. Они выдвинуты на передний план, и от этого вся композиция приобретает какой-то ритуальный, мистический, театральный характер!

Все эти, на первый взгляд, незначительные детали демонстрируют особенности натуры незаурядной личности императора Павла, который создал в Петербурге этот чудесный дворец исключительно по своей прихоти, навсегда связав своё имя с этим собственным, никому не доставшимся замком.

И, пожалуй, настало время поговорить о его дальнейшей судьбе в следующий раз. Окончание здесь

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!