Найти в Дзене

Переход к новому руководителю: к чему стоит подготовиться

Оглавление

О.М. Зимина, помощник директора

Если вы не из тех «мамонтов», которые всю жизнь посвящают работе с одним руководителем, то рано или поздно вам придется уйти от старого босса к новому, что влечет за собой обнуление привычного уклада деятельности и адаптацию к иным условиям. Всегда ли переход на другое место – стрессовое мероприятие? С чего нужно начать знакомство с новым шефом? Давайте поговорим, как сделать этот опыт безболезненным и для вас, и для руководства.

Для начала отметим, что переход от одного начальника к другому не всегда равен перемещению в новую фирму. Часто бывает, что прежний босс покидает компанию, на его место берут кого-то еще. Вы же остаетесь в приемной с новым директором, но с привычным вам коллективом.

Похожая ситуация происходит, когда по внутренним причинам вас переводят от одного руководителя к другому в рамках той же компании. Например, в штатном расписании существует вакансия секретаря или помощника, на которую долгое время не могут найти подходящего кандидата. Соответственно, берут рекрута внутри организации. Или: в компании практикуется ротация персонала, где секретарей и помощников меняют местами. Причина – развить и усилить их профессиональные навыки.

Но если перечисленные выше варианты перехода не очень болезненные для секретарей и помощников, то в случае перемещения в новую организацию работник должен быть готов к различным сюрпризам (и не только приятным) и сложностям. Вот о таких ситуациях мы и поговорим.

Помните: первое впечатление – самое важное

Какими будут ваши отношения с новым руководителем, во многом зависит от первых секунд знакомства с ним. А поэтому постарайтесь быть бдительными: обязательно придите в первый рабочий день вовремя, выглядите соответствующе и проявляйте живой интерес к будущему сотрудничеству.

Не торопитесь сразу же строить из себя «звезду», даже если за плечами у вас горы опыта и признания. Это станет большой вашей ошибкой. На новом месте вы – темная лошадка, о которой никто ничего не знает, но на которую уже сделана определенная ставка (в противном случае нам бы сейчас не о чем было рассуждать, ведь если вас взяли на эту работу, значит, будущие коллеги надеются, что вашего багажа знаний достаточно для ее выполнения).

Ведите себя скромно, но с достоинством. Не следует зажиматься и робеть перед новым руководством. Пусть ваша речь будет немногословной, но уверенной.

-2

Узнайте своего руководителя как можно лучше

Невозможно начать работу, если вы понятия не имеете, чего от вас ожидают. Как можно быстрее включите «режим изучения» нового босса и его требований. Хорошей практикой в данном случае можно считать общение с предыдущим секретарем или помощником этого руководителя, если он или она находятся в зоне досягаемости.

Моя персональная рекомендация: в тот момент, когда сотрудник кадровой службы сообщает вам о том, что вы приняты на работу, попросите у него контакты предыдущего человека с этой позиции. Будьте готовы к тому, что ваш запрос могут проигнорировать. Тогда попробуйте уточнить, по какой причине уволился ваш предшественник: информация как минимум поможет вам не встать на те же грабли в начале работы.

Конечно, вы можете просто наблюдать за своим новым руководителем, делать заметки о его предпочтениях и привычках, фиксировать постоянные и временные поручения, следить, как он реагирует на других сотрудников, и т.д. Но этот процесс займет достаточно много времени, которое было бы разумнее потратить на совершенствование своей работы, а не на знакомство с ней. Как же его ускорить?

Все предельно просто: поговорите со своим новым боссом напрямую. Да, это может показаться пугающим или как минимум волнительным, но ваша судьба в ваших руках. Попросите нового руководителя о встрече на 30–60 минут в свое первое утро на рабочем месте. Подготовьтесь к разговору: пропишите все возможные вопросы, которые хотите ему задать, чем больше – тем лучше. Если ваш новый руководитель думает о своем будущем и мечтает о беспроблемной работе своей приемной, он оценит ваше стремление разобраться со всеми вопросами в первый же день.

-3

Какие вопросы нужно задавать в первый день

Даже глубоко наивный вопрос можно задать профессионально – помните об этом, когда готовите для себя чек-лист своего первого тет-а-тета с руководителем.

Сначала спросите про расписание: критичен ли ваш приход на рабочее место до приезда босса? Или его вполне устроит секретарь, который приходит в приемную ровно в девять утра? Ожидает ли руководитель, что вы всегда остаетесь вместе с ним после окончания рабочего дня? Или он может самостоятельно справиться с делами после 18:00? Обязательно уточните, каким образом лучше отпрашиваться с работы по личным обстоятельствам или покидать офис каждый день – с его согласования или ровно по часам?

Проговорите, с помощью каких мессенджеров будете общаться, по каким вопросам и в какое время. Узнайте, какой кофе он любит, какие напитки и снеки должны всегда присутствовать на кухне. Поинтересуйтесь, каким образом шеф решает вопрос с обедами: уходит в соседнее кафе или всегда делает доставку в офис? Какие блюда предпочитает, если не покидает рабочее место в это время?

После общих вопросов перейдите к рабочим моментам. Как следует принимать входящие звонки и посетителей в приемной? Какова ваша роль в организации встреч и совещаний? Какие отчеты босс хотел бы видеть лично от вас?.. Вспомните свою работу с предыдущим руководителем и постарайтесь всю ее переложить в эти вопросы.

Избавьтесь от стереотипов на работе

Ни в коем случае не сравнивайте ваших руководителей – старого и нового. Они на 100 % разные люди (и вообще, никто не хочет, чтобы его сравнивали с другими, особенно вслух и/или за спиной). И вообще, это бесполезное занятие – своими сравнениями вы наносите себе только вред. Например: «А вот у Иван Иваныча дверь всегда была открыта для посещения» или «Мой бывший шеф не пользовался электронной почтой» и т.д. Дверь в прошлое уже закрыта, предыдущий опыт теперь является впечатляющей строчкой в вашем резюме. Новый руководитель – новая история.

Часто бывает, что еще до первого рабочего дня вы узнали кое-какую информацию о начальнике (впечатления бывших или нынешних работников, офисные сплетни или отзывы обиженных подчиненных) и на ее основе начинаете формировать некий образ будущего босса. Не позволяйте этого! Не лишайте себя шанса самостоятельно сделать выводы о том, с каким человеком вам предстоит работать. Не поддавайтесь чужому голосу в вашей голове. Спустя некоторое время вы обнаружите, что большая часть сплетен – абсолютная неправда.

-4

Налаживайте правильные контакты сразу

Босс не единственный человек, с которым вам придется сотрудничать, поэтому не избегайте контактов с остальным персоналом новой компании. Уточните, кто есть кто в офисе, кто кому подчиняется и за что отвечает, кто решает административные вопросы: содержание офиса, обеспечение питанием, бронирование билетов и гостиниц, транспортная служба и служебные автомобили, техническая поддержка и т.д. Чем больше полезных контактов вы наработаете на начальном этапе, тем легче пройдут для вас испытательный срок и адаптация. Даже знакомство с клинингом и службой безопасности может принести вам неоценимую пользу – повысит эффективность собственной деятельности.

В некоторых компаниях существует специальная процедура введения в должность, некий регламентированный процесс: к вам приставляют куратора (из числа существующих работников), который в течение нескольких дней знакомит вас с фирмой и ее укладом. Если такая практика не предусмотрена, попросите себе в помощь на первое время сотрудника, который хорошо знаком с фирмой и может провести для вас необходимые инструктажи.

-5

Определите свои границы

Существует парадокс: мы совершенно не любим разговаривать о личных границах (ни в частной жизни, ни на рабочем месте), но сильно страдаем от их нарушения впоследствии. Так почему бы не поднять этот вопрос прямо сейчас? Запишите на бумагу все те поручения, которые в предыдущей компании вызывали у вас отторжение и дискомфорт: ночные звонки с работы, кормление домашних питомцев шефа и т.д. После этого перефразируйте каждый пункт в отдельный вопрос. Например: До какого времени обычно вы должны находиться на связи? Будут ли в работе поручения, связанные с бытом руководителя и его семьи?

Не стесняйтесь и не робейте. Определите границы своей работы на берегу: потом сделать это будет в разы сложнее. Естественно, что все любят безотказных и доступных 24/7 секретарей и помощников, но готовы ли вы жить в постоянном дискомфорте и стрессе? Надеюсь, что нет.

Не бойтесь просить о помощи

Влиться в новый коллектив и подстроиться под новые требования – трудоемкий процесс. И вы не обязаны проходить через него в одиночку. Если до конца не понимаете, что от вас хочет руководитель, скажите ему об этом напрямую. Допустим, вы не всегда улавливаете, кого босс хочет пригласить к себе на встречу, потому что он называет всех по именам или отчествам. «Позови мне Сережу, передай это Иванычу, соедини меня с главным» и т.д. Со временем вы привыкнете к рабочим никнеймам*, а пока – уточняйте, кого босс имел в виду. Еще пример. Вы никак не можете разобраться с двусторонней печатью принтера, а распечатывать нужно много и очень быстро. Звоните в службу поддержки и приглашайте в приемную специалиста, который поможет вам настроить технику. Не тратьте время на изучение этого самостоятельно: в период адаптации считается нормальным просить о помощи более опытных коллег.

-6

Как мы видим, если подготовиться к переходу заранее, то не придется испытывать сильный стресс в первые рабочие будни на новом месте. Помните: не только вы нервничаете перед встречей с будущим начальством – руководитель тоже испытывает волнение. С ним рядом новый человек. Понравитесь ли вы друг другу, найдете ли общий язык, сможете ли не разочароваться в работе и друг в друге – эти вопросы неизбежно будут кружить над вами в первое время. Не волнуйтесь и не паникуйте. Редко кому удается заслужить доверие и уважение в первую минуту знакомства, особенно когда дело касается трудовых отношений. Профессионал – это не тот, кто знает и умеет абсолютно все и всегда, а тот, кто готов меняться и учиться. Оставайтесь профессионалами в любых условиях. Удачи вам на новом месте!

-7

_______________________________

*Никне́йм (англ. nickname) – кличка, прозвище; также сетевое имя – псевдоним пользователя в Интернете.

Журнал "Секретарь-референт"