Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Архитектура эпохи модерн в Самаре

Оглавление

Архитектура эпохи модерн в Самаре представляет собой яркий и уникальный период в истории города, который был отмечен как социальными изменениями, так и архитектурными новациями. В этой статье мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с развитием самарской архитектуры, начиная с ее истоков и до значимых сооружений, созданных в стиле модерн.

Это яркое полотно, на котором переплетаются дух времени, индивидуальные стили и культурные влияния. Эта эпоха, охватывающая конец XIX — начало XX века, ознаменована стремлением к новаторству в архитектуре, поиском новых форм и методов, что было особенно актуально для динамично развивающихся городов России, таких как Самара.

План города Самары середины 19 века формировался на фоне масштабных изменений. 2 октября 1552 года, когда произошло взятие Казани, стало началом присоединения среднего Поволжья к Русскому государству. Эта дата имеет огромное значение, так как тогда была основана крепость, которая защищала от набегов кочевников, таких как башкиры, крымские татары и ногайцы.

План города Самары сер 19 века
План города Самары сер 19 века

Крепостной план заложил основы будущего размаха города, который в 1851 году получил статус губернского центра. Отмена крепостного права в 1861 году подтолкнула экономическое развитие региона, что в свою очередь способствовало росту Самары как значимого торгового и культурного центра.

К концу 19 века — началу 20 века Самара переживала настоящий архитектурный бум. Улица Дворянская (ныне улица Куйбышева) стала одной из главных артерий города, и здесь можно было увидеть множество зданий, построенных в разных стилях, в том числе и в стиле модерн. Этот стиль пришел в Россию как отражение новых ценностей и стремления к гармонии с природой и окружающей средой.
Здесь, так же как и во всем остальном городе, начинается активное возведение зданий в стиле модерн.

Особняк Доктора Эриха Эрна, 1900-1902. Александр Щербачев

Пожалуй, это единственная полноценная работа в стиле модерн самого плодовитого архитектора города — Александра Щербачёва. В основном он создавал здания в стиле эклектики.

«Щербачев создает динамичную, острую композицию за счет применения выступающего входного блока (как правило он располагает его асимметрично) и скошенного правого угла с круглым эркером. Александр Александрович достигает выразительности фасада, исходя из пластики наружных масс. Он варьирует «текучие» мотивы модерна в фронтоне, арочных окнах второго этажа на эркере. Декор здания очень сдержан — это свидетельство тяготения модерна 1900-х годов к лаконичности архитектурного языка».

В 1919-1920 годах особняк Эрна был штаб-квартирой самарских чекистов. А в годы Великой Отечественной войны здесь размещалось посольство Польши.

Особняк Василия Сурошникова, 1901-1912. Александр Щербачев

Особняк Василия Сурошникова, построенный в 1901-1912 годах, является ещё одним великолепным примером стиля модерн, воплощённым Щербачёвым. Этот особняк был создан по первоначальному проекту Фёдора Шехтеля, однако Щербачёв привнёс в него свои уникальные черты и идеи, что сделало его поистине самарским шедевром.

По композиции членения объемов здесь несомненно можно увидеть сходство с Особняком Морозовой в Москве построенного Федором Шехтелем в 1893 году.

Осоюняк Морозовой, 1893. Федор Шехтель
Осоюняк Морозовой, 1893. Федор Шехтель

Доходный дом А.Ф. Нуйчева, 1902-1904 гг. М.Ф. Квятковский

Не менее значительным является вклад Михаила Фомича Квятковского (1860-1919(?)), который активно работал в Самаре и оставил множество архитектурных проектов. Одним из них стал доходный дом А.Ф. Нуйчева, построенный в период с 1902 по 1904 годы. Квятковский, родившийся в 1860 году и продолживший свою творческую деятельность до 1919 года, создавал здания, которые не только привлекали внимание своим стильным оформлением, но и удивляли новаторством.

Гостиница «Гранд Отель», реконструкция 1909. М.Ф. Квятковский

Его работа над гостиницей «Гранд Отель» и её реконструкция в 1909 году продемонстрировали, как архитектурный модерн адаптировался к требованиям времени и обогащался новыми элементами, став акцентом на функциональность при сохранении эстетической привлекательности.

Здание бывшего ресторана «Аквариум», ныне Самарский театр кукол, 1906. М.Ф. Квятковский

Здание бывшего ресторана «Аквариум», ныне Самарский театр кукол, было построено в 1906 году по проекту архитектора М.Ф. Квятковского в стиле модерн.

Здание прямоугольной формы с пристройкой для входа представляет собой комплекс разноэтажных объёмов на высоком цоколе в пяти уровнях, с эркером и аттиковой стенкой со смотровой площадкой в центральной части. Барельефы на фасаде здания обладают высокой художественной ценностью.

Особняк Е.Ф. Новокрещеновой, 1909. М.Ф. Квятковский

Особняк Е.Ф. Новокрещеновой, построенный в 1909 году по проекту М.Ф. Квятковского, отражает влияние австрийской школы модерна. Однако это здание нельзя назвать типичным: оно уникально и невероятно элегантно. Его украшают изящно прорисованные цветочные узоры и причудливые завершения фронтонов, придающие ему неповторимое очарование.

Пушкинский народный дом 1903. Филарет Засухин

В 1903 году был открыт Пушкинский Народный дом. Он представлял собой здание с двумя зрительными залами, библиотекой, помещениями для кружков и чайной. Проект дома был создан архитектором Филаретом Засухиным, а строительство финансировалось Попечительством о народной трезвости и владельцем Жигулёвского пивоваренного завода Альфредом фон Вакано.

Крестьянский поземельный банк, 1909. Александр фон Гоген

Одним из знаковых сооружений этого периода является здание Крестьянского поземельного банка, построенное в 1909 году. За проектирование этого здания отвечал архитектор Александр фон Гоген, чьи работы отличались изысканностью и сложной композицией форм. Крестьянский поземельный банк стал не только важным финансовым учреждением, но и архитектурной доминантой середины города. Использование элементов, присущих северному модерну в сочетании с характерными чертам модерна интернационального создало уникальное здание, отражающее дух времени.

Интересным источником вдохновения для Гогена послужила архитектура Ларса Сонка, в частности, его проект Телефонной компании в Хельсинки.

Телефонная компания в Хельсинки, архитектор Ларс Сонк
Телефонная компания в Хельсинки, архитектор Ларс Сонк

Светлые фасады, простота линий и акценты на вертикальные элементы, характерные для финского модерна, нашли свое отражение в творчестве Гогена. Это влияние достаточно заметно в решениях, принятых при создании здания банка, где каждая деталь была создана с учетом стиля, который сочетал в себе функциональность и декоративность.

Александр фон Гоген известный Петербургский архитектор, он много построил как в стиле эклектики, так и в модерне, а также шедевр архитектуры интернационального модерна Особняк Матильды Кшесинской в Санкт Петербурге.

Особняк Матильды Кшесинской в Санкт Петербурге. Александр фон Гоген
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт Петербурге. Александр фон Гоген

Кинотеатр «Фурор», 1914. Котов Г.И.

Здание 1870 года, реконструкция в позднем модерне 1914. Частный электрический театр-кинематограф. Котов - московский архитектор. Котов, работая над кинотеатром «Фурор» в 1914 году, провел реконструкцию здания 1870 года, адаптировав его под нужды современности.

Дом Сибиряковой, 1904. Г.Н. Мошков

Стоит отметить дом Сибиряковой, спроектированный Георгием Николаевичем Мошковым (1874-1949) в 1904 году. Это здание стало образцом блестящей работы архитектора, который успешно соединил элементы стиля модерн с традиционными русскими мотивами. Мошков известен своим умением гармонично вписывать здания в городскую среду, и его дом стал одним из ярких примеров этой стратегии. Каждый элемент фасада — от изящно оформленных окон до декоративных карнизов — демонстрирует стремление к совершенству и вниманию к деталям.

Дача Константина Головкина, 1908—1909. В.В. Тепфер

Дача Константина Головкина, построенная в 1908–1909 годах по проекту архитектора Валентина Владимировича Тепфера, выделяется среди других зданий того времени. Она нетипична для русской архитектуры начала XX века, а тем более для провинциального модерна в России. В архитектуре чётко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона.

В советские годы была проведена реконструкция главного фасада, изменившая облик этой части здания. Прилегающая к фасаду веранда была застроена. Также после реконструкций и пожара утрачен первоначальный интерьер дачи, тщательно продуманный и реализованный Головкиным. Стены во всех комнатах были разных цветов, а гостиная была украшена картинами хозяина. Он изобразил летящие женские фигуры в развевающихся одеждах. Особняк сейчас реконструирован.

Здание Общественного собрания, 1914. Дмитрий Вернер

Архитектура эпохи модерн в Самаре является уникальным явлением, которое отражает разнообразие стилей и подходов, характеризующих данный исторический период. Одним из ярких представителей этого архитектурного движения в городе был Дмитрий Александрович Вернер, который оставил заметный след в самарском архитектурном наследии.

Здание Общественного собрания, построенное в 1914 году под руководством Вернера, стало важным элементом городской застройки. Расположенное на участке, принадлежавшем Альфреду фон Вакано, оно являет собой пример позднего рационального модерна. Это здание привлекает внимание своим эклектичным дизайном, где первый этаж оформлен своеобразным рустом, а выше него фасады покрыты майоликой и плиткой в формате "кабанчик".

Уникальность этого здания заключается в том, что все три фасада отличаются друг от друга, каждый из них имеет свои характерные черты, что делает его выразительным и запоминающимся. центральный вход оформлен внушительным куполом, который привлекает взгляд и служит своеобразным акцентом всей композиции.

Особняк Купцов Матвеевых, 1910. Дмитрий Вернер

Другим важным объектом, спроектированным Вернером, является Особняк Купцов Матвеевых, возведенный в 1910 году. Этот дом демонстрирует мастерство архитектора в сочетании различных стилистических элементов и деталировки, характерной для модерна. Вернер, сын немецкого колониста, родившегося и выросшего в Самаре, стал не только известным архитектором города, но и активным участником архитектурной жизни России. После революции он уехал в Омск и стал губернским архитектором, где взял на себя инициативу по созданию концепции города-сада. Однако после сдачи Омска в 1919 году следы Вернера теряются, и о его дальнейшей судьбе сведений не сохранилось

Торговый дом Павла Щетинкина, 1909–1911. Яков Ушаков-Решетников

Торговый дом Павла Щетинкина, 1909–1911. Яков Ушаков-Решетников
Торговый дом Павла Щетинкина, 1909–1911. Яков Ушаков-Решетников

Торговый дом Павла Щетинкина в Самаре был возведён в период с 1909 по 1911 год по проекту известного архитектора Якова Ушакова-Решетникова. Здание было выполнено в стиле рационального модерна и стало настоящим украшением города.

В 1932 году торговый дом был надстроен до пяти этажей по проекту архитектора С. К. Ефремова. При этом советские архитекторы постарались сохранить некоторые черты модерна, например, между окнами третьего и четвёртого этажей были проложены тяги из синей плитки.

Александр Устинович Зеленко (1871-1953)

Александр Устинович Зеленко (1871-1953)
Александр Устинович Зеленко (1871-1953)

Александр Устинович Зеленко (1871–1953) – уникальный человек, художник, архитектор, выдающийся педагог. В Самару приехал в 1895 году, после окончания Института гражданских инженеров в Санкт Петербурге и годовой стажировки в Вене. В 1897–1900 годах работал главным архитектором Самары. В 1900 уезжает в Москву по приглашению Шехтеля.

Он был одним из главных архитекторов этого периода в Самаре, чья работа и наследие серьезно повлияли на облик города. Зеленко спроектировал множество зданий, которые отражают Россию того времени, с акцентом на функциональность, эстетику и современные тенденции.

Торговый дом С.Е. Пермякова (А.Н. Пермяковой), 1900-1901. А.У. Зеленко

Также интересен его проект Торгового дома С. Е. Пермякова, который был построен в период с 1900 по 1901 год и еще раз подчеркивает вклад Зеленко в архитектуру модерн в Самаре. Его здания обладают изысканным оформлением, уникальными архитектурными решениями и становятся настоящими жемчужинами городской застройки.

Личный дом архитектора А.У. Зеленко, 1900. А.У. Зеленко

Одним из наиболее значительных его произведений является личный дом Зеленко, построенный для него в 1900 году. Этот дом стал не только пространством для жизни, но и проявлением художественного видения архитектора. Его оформление сочетает строгие линии и изысканный декор, который в полной мере отражает дух модерна.

Вдохновение для своих работ Зеленко нередко черпал у своих предшественников и современников. Так, например, создание особняка Листа, спроектированного Львом Кекушевым в 1898-1899 годах, оказало значительное влияние на Зеленко. Этот дом стал выдающимся примером стиля, который характеризуется богатой детализацией, оригинальными решениями и использованием новых строительных технологий.

Усадьба А.П. Курлиной (музей модерна). А.У. Зеленко

Одной из его самых известных работ является усадьба Александры Павловны Курлиной, известной также как Сандра. Эта усадьба, ныне превращённая в музей модерна, служит свидетельством того, как архитектура может служить основой для культурного обмена и социальной активности.

Интерьеры, особенно будуар Курлиной, оформлены с большим вкусом и тонким пониманием эстетики модерна. Хотя Зеленко проектировал эту усадьбу, он не смог участвовать в строительстве из-за своих обязательств в Москве, что подчеркивает многогранность его работы и те ограничения, с которыми он столкнулся.

Александра Курлина и Александр Курлин
Александра Курлина и Александр Курлин

Таким образом, архитектура эпохи модерн в Самаре представляет собой многообразие стилей и идей, где работы архитекторов, таких как Александр Устинович Зеленко и его современники, создают уникальный облик города, который до сих пор вдохновляет и привлекает внимание. Каждое здание — это не просто конструкция, а отражение исторического и культурного контекста времени, когда оно было создано.

/ Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 /

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох