Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Русская архитектура эпохи модерн в Москве: Шехтель

Оглавление

Архитектура периода модерна в России, особенно в Москве, представляет собой яркое и разнообразное направление, в нем есть несколько течений, одно из которых сочетает в себе элементы нового стиля с древнерусскими традициями. Одним из самых выдающихся и универсальных архитекторов этого времени, который блестяще работал как и в «интернациональном» , так и в « неорусском» направлении модерна,был Федор Осипович Шехтель, чьи проекты стали важной частью московского архитектурного наследия. В его работах сочетались как эстетические, так и функциональные аспекты, что обеспечивало долговечность и актуальность его проектов.

Федор Осипович Шехтель (Франц Альберт Шехтель) (1859-1926)

Федор Осипович Шехтель (Франц Альберт Шехтель) (1859-1926)
Федор Осипович Шехтель (Франц Альберт Шехтель) (1859-1926)

Федор Шехтель, родившийся в 1859 году, стал одним из самых первых и известных архитекторов русского модерна. Его влияние на архитектуру Москвы невозможно переоценить: он внес большой вклад в развитие стиля, который отличался асимметрией, плавностью форм и богатством декора. Шехтель был приверженцем идеи, что архитектура должна быть гармонична с окружающей средой и способствовать эстетическому восприятию пространства.

Зинаида Морозова (1867-1947)

Зинаида Морозова (1867-1947)
Зинаида Морозова (1867-1947)

Зинаида Морозова, жена известного купца и мецената Саввы Морозова, сыграла важную роль в культуре России начала XX века. Она была известна как покровительница искусств, и её особняк стал не только местом жительства, но и центром культурной жизни. Зинаиды Морозова была амбициозной женщиной, и её связи в элите помогали Федору Шехтелю реализовывать его архитектурные идеи.

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (1893-1896)

Особняк Зинаиды Морозовой (1893-1896). Архитектор Федор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой (1893-1896). Архитектор Федор Шехтель

Проект особняка Зинаиды Морозовой был одним из самых знаменитых творений Шехтеля. Этот дом стал настоящим архитектурным символом своего времени. Особняк отличался необычными формами, вдохновленными готикой, живописным фасадом и уникальным интерьером. Внутренние помещения были исполнены в лучших традициях модерна, с использованием ярких цветовых решений и оригинальных декоративных элементов. Цель Шехтеля заключалась в создании пространства, способствующего как семейной жизни, так и культурным встречам.

Интерьеры особняка Морозовой стали настоящим произведением искусства. Шехтель использовал дорогие материалы, такие как мрамор, стекло и дерево, чтобы создать уютную и в то же время величественную атмосферу. Каждое помещение было индивидуально оформлено: живопись на стенах, необычные люстры и керамические детали создавали ощущения роскоши и эстетического наслаждения.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке
Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Федор Шехтель
Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Федор Шехтель

Несмотря на то что основным проектом Шехтеля для Морозова был главный особняк, он также разработал интерьеры особняка его брата в Подсосенском переулке. Этот дом стал еще одним примером мастерства архитектора, где он продолжил экспериментировать с формами и светом, создавая уютные жилые пространства.

Конторское помещение Торгового дома Аршиновых в Старопанском переулке (1899-1900)

Конторского помещения для Торгового дома Аршиновых также свидетельствует о новаторском подходе Шехтеля. Это здание, выполненное в духе европейского модерна, отличалось элегантными линиями и функциональным дизайном. Здесь проявилась его способность гармонично сочетать практичность и эстетику.

Типография Левенсона (Трехпрудный переулок, 1900)

Типография Левенсона была спроектирована Шехтелем в 1900 году. Здание, напоминающее средневековый замок, привлекает внимание своей изысканной отделкой и продуманными функциональными решениями, которые подчеркивают важность пространства для общественной жизни и культурного производства того времени.

Павильон в Глазго (1901)

Павильоны Русского отдела на Международной выставке в Глазго, проходившей в 1901 году, были созданы по проекту архитектора Фёдора Шехтеля в «неорусском» стиле.

Русский отдел включал четыре павильона: центральный, горный, лесной и сельскохозяйственный. При их проектировании были вдохновлены деревянными шатровыми храмами, теремами и крестьянскими хозяйственными постройками, которые были распространены в северной части России.

Павильон в Глазго, 1900. Архитектор Федор Шехтель
Павильон в Глазго, 1900. Архитектор Федор Шехтель

Особняк Рябушинского (1900-1903)

Особняк Рябушинского, построенный в 1900-1903 годах, является одной из самых известных работ Шехтеля. Это здание представляет собой один из самых ярких примеров раннего модерна в русской архитектуре.

Здание представляет собой трёхэтажный особняк с богатой скульптурной композицией и лаконичными фасадами, которые в верхней части украшены майоликовым фризом с изображением ирисов.

Здание было выполнено в стилистике модерн и отображало характерные черты его авторского стиля. Богатое оформление фасадов и интерьеров создавало атмосферу уюта и благосостояния, а также служило идеальным фоном для жизни семьи.

Особняк Рябушинского — это пример успешного сотрудничества талантливого архитектора и выдающегося заказчика. Степан Рябушинский был не только успешным предпринимателем и банкиром, но и страстным коллекционером икон и церковной утвари.

Он изучал иконопись, писал о ней статьи, был почётным членом Московского археологического института. В своём доме он открыл реставрационную мастерскую и даже планировал создать музей иконы. Его собрание икон во многом сформировало ту коллекцию, которая сегодня принадлежит Третьяковской галерее.

Особняк Александры Дерожинской (1901-1904)

Этот жилой дом в Москве, расположенный в Кропоткинском переулке, был построен в период с 1901 по 1904 год по проекту архитектора Фёдора Шехтеля. Заказчиком выступила Александра Дерожинская — владелица текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Здание признано одним из самых ярких примеров московского модерна.

Еще одним значительным проектом Шехтеля стал особняк Александры Дерожинской, где архитектор продемонстрировал свою мастерскую работу с пространством и светом. Это здание также отражает дух времени и показывает, как архитектура может стать отражением внутреннего мира жильцов.

Особняк Смирнова (1904-1906), Тверской бульвар

В особняке на разных уровнях расположены восемь залов, каждый из которых выполнен в определённом стиле: романском, египетском, греческом, классическом, готическом, будуаре и рокайльном. Особенно привлекала внимание «романская» гостиная с её арочными проемами и укромными уголками, создающими атмосферу уюта и интимности.

МХТ им. Чехова (1902)

Московский Художественный театр занял здание на Камергерском переулке в 1902 году, когда один из самых известных меценатов, промышленников и богатейших людей своего времени, Савва Тимофеевич Морозов, арендовал его на 12 лет у Г. М. Лианозова.

Дом сменил множество владельцев: его строили, реконструировали, а затем снова разрушали. В 1902 году Федор Шехтель реконструировал его, превратив в первое театральное здание в России, созданное в творческом союзе с художественными руководителями МХТ — К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра произвел архитектор Федор Шехтель (при участии И. А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора оформили интерьеры и все убранство театра, вплоть до занавеса и надписей. По меткому выражению сооснователя театра Константина Сергеевича Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства».

К сожалению, проект Фёдора Шехтеля по переделке фасада не был реализован в полной мере. Существующая отделка сочетает в себе элементы модерна и эклектики.

Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей — баснословную для того времени сумму. При этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. К проектированию сцены был привлечён известный артист, режиссёр и антрепренёр Михаил Лентовский, чья неуёмная творческая энергия не знала границ. За техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате была создана одна из самых совершенных сцен того времени.

Интерьеры в стиле модерн – это уникальный пример русского театра. Стены приглушенного зеленого цвета, темное дерево, оригинальные орнаменты и надписи создают неповторимую атмосферу театрального пространства.

Фёдор Шехтель — создал знаменитый занавес сцены с завитками и изображением чайки, который стал символом МХТ. Этот образ стал данью уважения Антону Павловичу Чехову, чья пьеса «Чайка» была впервые поставлена в этом театре.

В 1902 году в новом здании театра в Камергерском переулке открылся сезон спектаклем «Мещане» по пьесе Максима Горького.

Здание Ярославского вокзала (1902-1904)

В 1901 году для перестройки здания вокзала пригласили архитектора Фёдора Шехтеля. Его выбрал лично Савва Мамонтов (глава общества Московско-Ярославской дороги).

Проект был одобрен в короткие сроки. Фёдор Шехтель, автор вокзала, вдохновлялся павильоном «Русский Север» для Нижегородской ярмарки, который был создан художником Константином Коровиным.

Примечательно, что изначально внутренние помещения вокзала украшали картины Коровина. Однако в советские годы их сняли со стен. Долгое время они просто хранились в свернутом виде, а в 1961 году были переданы в Третьяковскую галерею.

Сегодня на стенах вокзала можно увидеть копии этих полотен.

Есть и другая версия, объясняющая появление этого вокзала. Некоторые историки считают, что Фёдор Шехтель просто воплотил в жизнь свои предыдущие макеты, которые он отправлял на выставку в Глазго.

Работы по строительству вокзала начались весной 1902 года. Шехтель использовал в проекте современные для того времени материалы: железобетон, металлические конструкции и облицовочную плитку. Это позволило значительно снизить затраты на строительство по сравнению с традиционным штукатурным методом.

В 1904 году вокзал был окончательно достроен.

Здание Ярославского вокзала, спроектированное Шехтелем, соединило в себе функциональность и символизм. Эстетика вокзала была тщательно продумана и отражала художественное понимание древнерусской северной школы архитектуры. Для его художественно языка характерно не прямое следование традиции, а ее эмоциональное восприятие.

Доходный дом для Строгановского училища (1904-1906, ул. Мясницкого)

Пятиэтажный доходный дом занимает целый квартал между Мясницкой улицей, Кривоколенным и Банковскими переулками. Это не просто здание, а целый комплекс, включающий в себя гаражи, собственную электростанцию, котельную, прачечную и лечебницу.

Доходный дом, украшенный по всему фасаду майоликовым декором, выглядит очень нарядно и элегантно. Фасад со стороны Мясницкой улицы выделяется трёхэтажным эркером, на котором находится единственный сохранившийся балкончик с металлической оградой. На этом эркере установлены два панно с лентами, бусами, венками и гирляндами, обрамляющие садово-парковый пейзаж.

Такие же пейзажные панно украшают скругленный фасад дома на углу Мясницкой улицы и Банковского переулка, а также фасады, выходящие на Мясницкую улицу и Банковский переулок. Рисунок на этих панно был создан Шехтелем в стиле художников «Мир искусства». Керамические панно для доходного дома были изготовлены в керамической мастерской Строгановского училища. Это был самый масштабный заказ мастерской.

Типография Рябушинских «Утро России» (1907-1909)

Типография «Утро России» стала еще одним примером модерна. Здесь Шехтель использовал функциональные принципы и изысканный декор, что позволило создать атмосферу современного пространства для работы и творчества.

Электрокинотеатр Художественный (1909)

Федор Шехтель не создавал «Художественный» с нуля. В 1909 году Николай Благовещенский построил первое в Москве отдельно стоящее здание синематографа. Вероятно, предприниматель Альберт Брокш выбрал именно его, так как Благовещенский уже имел опыт работы с электричеством: с 1890-х годов он служил в Обществе электрического освещения и был автором корпусов электростанции на Раушской набережной.

В те времена кинопленка легко воспламенялась, поэтому электрическое оборудование кинотеатра и само здание должны были соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Популярность кино быстро росла, и уже через пару лет после открытия «Электротеатра Брокша» владелец решил расширить его, купив землю на территории бывшей усадьбы Головкиных. Вопросы пожарной безопасности уже были прописаны в правилах МВД, поэтому Брокш выбрал авторитетного архитектора Шехтеля. Так, через десять лет после Художественного театра его автор создал «Художественный электротеатр».

Федор Осипович Шехтель безусловно стал ключевой фигурой в развитии московского модерна. Его проекты, начиная от особняка Зинаиды Морозовой до здания Ярославского вокзала и театра, подтверждают его статус как творца, который смог объединить в своих работах функциональность, эстетику и дух времени. Архитектура Шехтеля остается актуальной и по сей день, продолжая вдохновлять новые поколения архитекторов и ценителей искусства.

/ Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 /

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох