Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Австрийский модерн: Отто Вагнер

Оглавление

Отто Коломан Вагнер (1841–1918) — выдающийся австрийский архитектор, стоявший у истоков новой венской школы эпохи модерна. Он был не только архитектором, но и декоратором интерьеров, проектировщиком мебели, градостроителем и теоретиком архитектуры.

Работы Отто Коломана Вагнера, сочетающие функционализм, геометрическую строгость и простоту форм, оставили глубокий след в архитектурной истории Европы. Его творчество стало символом эпохи, сделав его одним из самых значимых архитекторов своего времени. Он изменил облик Вены и других городов, создавая здания, которые не только соответствовали современным требованиям, но и отражали дух эпохи.

В 1867 году Отто Вагнер возглавил училище художественных ремёсел. В 1894-1914 годах он преподавал в венской Академии изобразительных искусств, воспитав целое поколение художников австрийского и чешского модерна.

Он начал разрабатывать собственную философию архитектуры, основанную на том, что здания должны быть прежде всего функциональными. Он продолжал развивать эту идею на протяжении всей своей карьеры.

Книга Вагнера «Современная архитектура», 1895 г.

В 1895 году Рихард Вагнер опубликовал книгу «Современная архитектура», которая стала «библией нового движения». В этом труде были изложены эстетические и этические взгляды автора на формирование архитектурных форм.

-2

Вагнер утверждал, что истоки архитектуры следует искать не в истории искусства, а в современной жизни. Он верил, что новые материалы и технологии должны привести к созданию новых форм, которые будут отражать потребности людей. По его словам, архитектура должна стать «подлинным представителем нас самих и нашего времени». Он написал: «Только то, что практично, может быть красивым».

Вагнер не надеялся на поддержку государства, считая её губительной для развития архитектуры.

В отличие от ведущих архитекторов модерна, Вагнер застал рождение модерна уже известным и коммерчески успешным архитектором. Его ученики основали Венский сецессион в 1897 году, тогда как сам он в этот период строил мало. Сам он присоединился к движению в 1899 году. Встречался с Чарльзом Ренни Макинтошем и Анри Ван де Велде. Выставочное здание Сецессиона построено по проекту Йозефа Ольбриха в 1898-1899 годах. Ольбрих официально не был учеником О. Вагнера, но работал в его архитектурном бюро.

Вилла Вагнер I, 1888 г.

В 1888 году Отто Вагнер построил для своей семьи первую виллу (вилла Вагнер I) на улице Хеттельберг, куда они переехали в 1895 году, стал одним из первых примеров жилой архитектуры, отражающей идеи Вагнера о гармонии между формой и функцией. Это здание отличается симметричной планировкой и колонным портиком на главном фасаде, к которому ведут две лестницы с обеих сторон. Фасад украшен лепным декором и изречениями на латыни.

Дом был окружён парком, тщательно спланированным так, чтобы дополнять архитектуру. Он назвал его «Итальянской мечтой», и в нём были неоклассические элементы, вдохновлённые Палладио. На главном фасаде была двойная лестница, ведущая к портику с колоннадой, которая была входом в большой салон. Крыльцо было украшено изогнутым кованым железом, скульптурами и кессонным потолком. По обеим сторонам главной виллы располагались перголы с открытыми колоннадами. По обеим сторонам главной лестницы, ведущей ко входу, он разместил таблички на латыни, кратко излагающие его философию. С одной стороны было написано: «Без искусства и любви нет жизни», а с другой: «Необходимость — единственная повелительница искусства».

Вагнер использовал новейшие строительные технологии, такие как железобетон, что позволило создавать большие светлые пространства. Этот проект стал отражением его стремления создать уютные и функциональные жилые пространства.

Венский штадтбан, 1894-1901 гг.

Венский штадтбан — надземная городская железная дорога, которая связала центр Вены с ее пригородами, также являет собой выдающийся пример инновационного подхода Вагнера. Вагнер не только создал тридцать шесть станций этой дороги, но и выступил в роли главного инженера всего проекта, проектируемого с 1894 по 1901 год. Он разрабатывал не только архитектуру самих станций, но и общую концепцию транспортной системы. Вагнер интегрировал функциональные элементы в дизайн, что сделало станции не только удобными, но и визуально привлекательными. Его внимание к деталям в оформлении иллюстрирует, как архитектура может служить не только средством передвижения, но и частью городской эстетики.

Многие из станционных павильонов демонстрируют переходный стиль, в то время как другие поражают своей новаторской композицией. В этих сооружениях ясно прослеживается конструктивное начало, которое гармонично сочетается с традиционным растительным декором или так называемым «вагнерианским декором» — сочетанием окружностей и овалов с прямыми вертикальными штрихами. В общей композиции этих зданий мы видим уникальный стиль, созданный именно Вагнером: уникальное сочетание классики и модерна.

Жилой дом на Штадиумгассе, 1894 г.

Жилой дом на Штадиумгассе, 1894. Вена. Архитектор Отто Вагнер
Жилой дом на Штадиумгассе, 1894. Вена. Архитектор Отто Вагнер

Майоликовый дом, 1898 г.

Одним из самых известных проектов Вагнера стал Майоликовый дом, построенный в 1898 году. Этот жилой дом стал знаковым для венского модернизма благодаря своему характерному фасаду, оформленному майоликовыми плитками, которые добавляют зданию цвет и текстуру. В этом проекте архитектор продемонстрировал свою способность применять новые материалы и технологии, а также создать гармоничное взаимодействие между архитектурой и искусством. Майоликовый дом стал настоящей визитной карточкой Вены и символом перехода к современному стилю в архитектуре.

-7

Дом с глашатаями, 1899 г.

Дом с глашатаями – это важная постройка в стиле модерн, созданная австрийским архитектором Отто Вагнером в 1898-1899 годах. Расположенный на набережной Линке Винцайле, этот дом вместе с Майоликхаусом и угловым домом на Кёстлергассе 3 составляет уникальный архитектурный комплекс.

Вагнер, в авангарде движения Сецессиона, порвал с классическими канонами архитектуры Рингштрассе, делая функциональность главным принципом проектирования. Каждый элемент конструкции, от распределения пространства до декоративной отделки, подчинен практической функции. Верхние этажи особенно выразительны и создают особую атмосферу.

Дом с глашатаями имеет интересные конструктивные решения, такие как закругление угла здания на Кёстлергассе, создающее светлую лоджию для отдыха. Вагнер также установил лифт, что было необычно для того времени, делая «благородный» этаж более доступным.

Фасад здания сочетает гладкие оштукатуренные поверхности с декоративными позолоченными элементами. Эстетическая концепция включает использование женских «модерновых» профилей на псевдопилястрах и скульптур женщин-глашатаев, созданных скульптором Отмаром Шимковицем. Эти элементы подчеркивают художественную ценность здания и его связь с модерном.

Больничный храм Святого Леопольда — церковь Ам Штайнхоф, 1904-1907 гг.

Церковь святого Леопольда, к которой Вагнер также приложил руку, иллюстрирует его стремление к соединению духовной и архитектурной красоты. Вагнер создал гармоничное пространство с величественными формами и светлыми интерьерами, где каждая деталь была продумана для создания атмосферы духовного уединения. Он использовал традиционные элементы, такие как высокие своды и колоннады, в сочетании с современными эстетическими подходами, что сделало эту церковь уникальным образцом архитектурного искусства.

Австрийский почтовый сберегательный банк, 1906 г.

Австрийский почтовый сберегательный банк, построенный в 1906 году, стал символом финансового прогресса и экономического роста в Австрии на рубеже веков. Здание воплотило в себе идеалы модернизма: простые формы, открытые пространства и ясная структура. Интерьеры были оформлены в соответствии с функцией здания, и архитектурные детали, такие как светильники и лестницы, сочетались с общей концепцией дизайна. Вагнер смог создать не только функциональное здание для финансовой деятельности, но и эстетически привлекательное пространство, которое вдохновляло людей.

Дом на Нойштифтграссе, 40, 1909-1913 гг.

Дом на Деблеграссе, 4, 1909-1919 гг.

Дом на Деблеграссе, 4, 1909-1919.
Здесь с 1912 -1918 жил Вагнер, а с 1912-1918 располагались венские мастерские
Дом на Деблеграссе, 4, 1909-1919. Здесь с 1912 -1918 жил Вагнер, а с 1912-1918 располагались венские мастерские

Вилла Вагнер II, 1912-1913 гг.

В 1911 году Отто Вагнер продал свою виллу и построил другую, меньшего размера. Она получила название Вилла Вагнер II. Вторая вилла Вагнера была возведена недалеко от первой на Хёттельбергштрассе в период с 1912 по 1913 годы. К тому времени архитектор полностью отошёл от «исторического» стиля.

Личная жизнь Отто Вагнера

Отто Вагнер, известный эпикуреец, вёл насыщенную личную жизнь. В 1860-х годах он сожительствовал с дочерью пивовара Софией Паупи (1840—1912) и имел от неё двух сыновей: Отто (1864—1945) и Роберта (1865—1954), которых усыновил в 1882 году.

Ранее, в 1867 году, по настоянию матери, Вагнер женился на Жозефине Домарт. В этом браке у него родилось две дочери: Сюзанна (1868—1937) и Маргарет (1869—1880). Однако вскоре после смерти матери в 1880 году Отто и Жозефина расстались.

В 1884 году Вагнер женился на Луизе Штиффель. Супруги переехали в Будапешт и присоединились к унитарной церкви. После смерти первой жены в 1889 году Вагнер снова стал католиком. Со второй женой у него было трое детей: Штефан, Луиза и Кристина. Луиза была на восемнадцать лет младше его, но умерла рано, в 1915 году.

Во время Первой мировой войны Вагнер, привыкший жить на широкую ногу, отказывался покупать еду на чёрном рынке, предпочитая скудные продовольственные пайки. Он заболел и скончался 11 апреля 1918 года в возрасте 76 лет, не дождавшись окончания войны, в своей квартире в Вене. Дом, в котором он умер, был достроен в 1912 году по его собственному проекту.

Вагнер был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене, в почётной могиле. Он сам проектировал семейный склеп в 1881 году. В том же 1918 году, за два месяца до Вагнера, на этом кладбище был похоронен его современник, художник Густав Климт, который был на двадцать один год младше него.

Творчество Отто Коломана Вагнера ярко иллюстрирует переход от традиционной архитектуры к модернизму. Его проекты до сих пор восхищают своей красотой и функциональностью, а идеи, заложенные в его работе, остаются актуальными и вдохновляющими для современных архитекторов и дизайнеров. Каждое здание Вагнера — это не просто конструкция, а художественное произведение, способное рассказать историю о времени, в котором он был создан, и о человеке, который вложил в него свою душу.

/ Часть 1 / Часть 2 /

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох