Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Морской ящер, живший до динозавров

Позвоночные выбрались на сушу последними из всех наземных животных, уже в девоне, всего-навсего около 375 миллионов лет назад. Довольно быстро, через каких-то 50 миллионов лет, они «изобрели» амнион — яйцо, не нуждающееся для своего развития в воде, в результате чего по-настоящему покинули водную стихию, перестав в ней нуждаться. И почти сразу принялись пытаться в неё вернуться. Первого относительного успеха на этом пути позвоночные достигли в мезозое, когда в океан устремился целый зоопарк водных рептилий. Правда, все они вымерли вместе с динозаврами, но им на смену довольно быстро пришли киты. Однако мезозойские морские ящеры, хоть и добились первого успеха, вовсе не первыми предприняли попытку. Ещё до Великого вымирания, в пермском периоде, вернуться в океан попытались мезозавры. Обитали первые водные ящеры на юге, у берегов ещё первой, палеозойской, Гондваны. Судя по строению тела, мезозавры вернулись в воду не полностью и могли ненадолго выходить на сушу. Однако в целом к водной

Позвоночные выбрались на сушу последними из всех наземных животных, уже в девоне, всего-навсего около 375 миллионов лет назад. Довольно быстро, через каких-то 50 миллионов лет, они «изобрели» амнион — яйцо, не нуждающееся для своего развития в воде, в результате чего по-настоящему покинули водную стихию, перестав в ней нуждаться. И почти сразу принялись пытаться в неё вернуться.

Мезозавры были вполне приспособлены к жизни в воде.
Мезозавры были вполне приспособлены к жизни в воде.

Первого относительного успеха на этом пути позвоночные достигли в мезозое, когда в океан устремился целый зоопарк водных рептилий. Правда, все они вымерли вместе с динозаврами, но им на смену довольно быстро пришли киты. Однако мезозойские морские ящеры, хоть и добились первого успеха, вовсе не первыми предприняли попытку. Ещё до Великого вымирания, в пермском периоде, вернуться в океан попытались мезозавры.

Обитали первые водные ящеры на юге, у берегов ещё первой, палеозойской, Гондваны. Судя по строению тела, мезозавры вернулись в воду не полностью и могли ненадолго выходить на сушу. Однако в целом к водной среде они были приспособлены очень хорошо и по телосложению напоминали полностью водных мезозойских плезиозавров.

Но могли, видимо, выходить и на сушу.
Но могли, видимо, выходить и на сушу.

Благодаря большому количеству найденных окаменелостей, палеонтологам удалось очень неплохо их изучить — в распоряжении учёных есть кости как совсем молодых особей, чуть ли не новорождённых, так и вполне взрослых. Именно на основании изучения всей совокупности фоссилий считается, что мезозавры были довольно невелики, около метра длиной.

Однако находка, сделанная на северо-востоке Уругвая, в местонахождении Мангрулло, поставила под сомнение гипотезу о карликовости мезозавров. Сохранился экземпляр не слишком хорошо, от него остались только разрозненные кости, спинная часть позвоночника и два осколка черепа, но это не помешало исследователям оценить, насколько велико было животное при жизни.

И этим отличались от плезиозавров, которых напоминали телосложением.
И этим отличались от плезиозавров, которых напоминали телосложением.

При сравнении найденных останков с другим видом, Mesosaurus tenuidens, который хоть и был гораздо мельче, зато сохранился куда лучше, выяснилось, что найденное животное при жизни было настоящим великаном по сравнению с другими мезозаврами и имело в длину от полутора до двух метров. Причём голова тоже была весьма изрядной — длина черепа составляла аж десятую часть длины всего скелета.

Но, судя по окаменелостям, такими гигантами, как плезиозавры, не были.
Но, судя по окаменелостям, такими гигантами, как плезиозавры, не были.

По всей видимости, такой гигантизм был индивидуальной особенностью конкретной особи. Как и многие другие холоднокровные, от рыб до змей и ящериц, мезозавры росли в течение всей жизни, и найденный экземпляр, вероятно, был особенно почтенным старцем. Крупные мезозавры палеонтологам попадаются вообще довольно редко, но этот побил все рекорды. Видимо, редкость крупных экземпляров связана с тем, что старики, в отличие от молодёжи, предпочитали жить в прибрежных водах, где условия для сохранения их останков оставляли желать лучшего.

Теперь, после этой находки, у палеонтологов есть полная коллекция окаменелостей мезозавров на всех стадиях жизненного цикла — от так и не родившихся эмбрионов до умерших в глубокой старости. И данные, ставшие известными благодаря столь впечатляющей полноте палеонтологической летописи, вполне подтверждают выведенную учёными эмпирическую закономерность — как минимум амниоты в ходе эволюции имеют тенденцию к увеличению размеров тела.

Наука
7 млн интересуются