Найти в Дзене

ЗРИМЫЕ МИРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА. Часть четвертая. АЛЕКСАНДР ПОБЕДИНСКИЙ

Александр Побединский. Иллюстрация к статье Льва Теплова "Телебиблиотека - миллион томов в одном томе". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к статье Льва Теплова "Телебиблиотека - миллион томов в одном томе". Изображение взято из открытых источников

Среди советских художников, иллюстрирующих фантастические произведения были как модернисты, так и академисты. Творчество последних отличает реализм исполнения. Хотя сюжеты могут быть сколь угодно фантастическими. Пожалуй, это умение - не прибегая к гиперболизации и гротеску, достоверно изобразить то, что никто еще не видел, и вызывает восхищение в работах художника Александра Побединского.

Портрет А.Н. Побединского. Изображение взято из открытых источников
Портрет А.Н. Побединского. Изображение взято из открытых источников

Александр Николаевич Побединский родился в 1904 году в Москве. В 1929 заканчил Высший художественно-технический институт, а в 1931 - Московский текстильный институт. В двадцатых и тридцатых годах работал в торговой рекламе. С 1935 года иллюстрировал журналы "Пионер", "Вожатый", "Затейник", оформлял рекламные проспекты и работал в жанре политического плаката.

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Александра Студитского "Ущелье Батырлар-Джол". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Александра Студитского "Ущелье Батырлар-Джол". Изображение взято из открытых источников

Занял первое место на всесоюзном конкурсе рекламы, проводимом Министерством пищевой промышленности и второе на конкурсе плакатов по технике безопасности. Еще до войны начал сотрудничество с журналом "Техника - молодежи", членом редколлегии которого он впоследствии стал. С пятидесятых годов участвовал в проектировании и оформлении советских павильонов на международных выставках. Кроме "Техники - молодежи", работал для журналов "Знание - сила", "Вокруг света", "Юный техник", "Юность". Сотрудничал с книжными издательствами. Умер художник в 1979 году.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеда". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеда". Изображение взято из открытых источников

Трудно сказать, как художник относился к иллюстрированию фантастических произведений? Была ли это для него точно такая же работа, как создание плакатов и рекламных проспектов или далекое будущее и иные миры все же захватывали его воображение, но обложка январского номера "Техники - молодежи" за 1957 год, думаю, разила читателя наповал. Именно с этого номера началась журнальная публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", произведения в советской фантастике прежде небывалого и непревзойденного до сих пор.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеда". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеда". Изображение взято из открытых источников

При всем романтизме, присущем космической графике и живописи того времени, работы Побединского точны в деталях. Обратите внимание на скафандры членов экипажа звездолета "Тантра", они точно передают описания, сделанные автором в романе. Сразу видно, что художник читал "Туманность Андромеды", а не рисовал по синопсису и собственному представлению о фантастичном, как это нередко делается сейчас.

Александр Побединский, Николай Кольчицкий. Иллюстрация к повести Виктора Сапарина "Поющие пески". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский, Николай Кольчицкий. Иллюстрация к повести Виктора Сапарина "Поющие пески". Изображение взято из открытых источников

Надо сказать, что в те годы с "Техникой - молодежи", как и с другими популярными журналами сотрудничали такие звезды первой величины, как Константин Арцеулов, Николай Кольчицкий, Николай Гришин, восходила и звезда Роберта Авотина, так что уровень творческой конкуренции был довольно высок. Впрочем, в ту эпоху предпочитали сотрудничать и художники тоже порой объединяли свои усилия, для того, чтобы наилучшим образом отразить в иллюстрациях авторский замысел. Так, например, Побединский и Кольчицкий создали рисунки к журнальной публикации повести Виктора Сапарина "Поющие пески", напечатанной в журнале "Вокруг света" в 1953 году.

Александр Побединский. Иллюстрация к "Детской энциклопедии". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к "Детской энциклопедии". Изображение взято из открытых источников

Советской живописи нередко пеняют за то, что она как бы проспала авангардные изыски ХХ века, но ведь каждый художник работает в той манере, которая отвечает его внутреннему миру. Конечно, красоту зимнего вечера, отражение фонарей в ледяной поверхности катка, скрежет коньков, безотчетное счастье, свойственное молодости, наверное, можно передать и средствами абстрактной живописи, но чем плоха вот такая реалистичная картина, созданная Александром Николаевичем для шестого тома "Детской энциклопедии", изданной в 1960 году?

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Айзека Азимова "Космические течения". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Айзека Азимова "Космические течения". Изображение взято из открытых источников

Верный своему принципу реалистичного изображения фантастических миров, Побединский создает серию иллюстраций к роману Айзека Азимова "Космические течения" (The Currents of Space; 1952), опубликованному в 1965-1966 годах в журнале "Техника - молодежи". Сожалею, что в свое время мне не попались подшивки с этой публикацией, я бы наверняка относился к некоторым произведениям этого замечательного писателя иначе. Увы, "Космические течения" я прочел, будучи взрослым и они мне показались скучными.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников

Так получилось, что поклонником живописи я стал раньше, чем читателем. В шесть лет я часами рассматривал альбомы с европейским и русским классическим изобразительным искусством, которые собирал мой отец-художник. Наверное, с той поры на меня оказывает сильнейшее влияние талантливая иллюстрация. И увидев среди старых журналов номера "Техники - молодежи" (1968-1969) с прежде неведомым мне романом Ивана Ефремова "Час быка", я скупил их все, благо стоили они в букинистическом сущие копейки. Прошло сорок лет, а последний роман Ефремова о далеком будущем остается одним из моих любимейших. И немалая заслуга в этом принадлежит иллюстратору Побединскому.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников

И снова ощущается глубокая погруженность художника в иллюстрируемое произведение. Художник и писатель словно работают в соавторстве, как это происходит, как поэт и композитор пишут песню. Глядя на рисунки Александра Николаевича к произведению Ивана Антоновича, не можешь отделаться от впечатления, что то ли писатель подбирает слова, дабы они максимально точно совпадали с рисунком, то ли - наоборот. Обратите внимание на правую часть размещенной выше иллюстрации! Облегающий металлизированный костюм Фай Родис и защитный щиток перед лицом - автор и художник словно смотрели один фильм.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Планетный гость". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Планетный гость". Изображение взято из открытых источников

В предыдущей статье я рассказывал о творчестве Льва Рубинштейна, который во многом тоже стал соавтором писателя Георгия Мартынова, но и Побединский соприкоснулся с творчеством этого фантаста. Ему принадлежат иллюстрации к журнальной публикации романа "Каллисто" (1957), под названием "Планетный гость", впервые напечатанный на страницах журнала "Юность". Согласитесь, что у Александра Николаевича несколько другое видение облика каллистян, но ему все же удалось передать их инопланетность.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Димитра Пеева "День моего имени". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Димитра Пеева "День моего имени". Изображение взято из открытых источников

Последние иллюстрации Александра Николаевича Побединского появляются в журнале "Техника - молодежи" в начале семидесятых. В частности, цветные, полные радости жизни рисунки к сокращенному переводу романа болгарского писателя Димитра Пеева "День моего имени" (Фотонният звездолет; 1964). Глядя на них, кто мог сказать, что через восемь лет художника не станет? Конечно, Побединский во многом сын своей эпохи - времени великих свершений и великих надежд, но следует признать, что отразил он эту эпоху в своих живописных и графических работах совершенно блистательно.

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение: