Здравствуйте, дорогие читатели! Вообще-то я хотела написать о прекрасном — о фильме «Акванавты». Пришлось писать тоже о прекрасном, но о другом.
Дело в том, что 19 декабря на Дзене, Ютюбе, Вконтакте вышел ролик блогера и историка Клима Жукова и журналиста и критика Константина Подстрешного с разбором любимой многими новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Это не первый обзор творчества Эльдара Рязанова, «Служебный роман» разбирали Подстрешный и Дмитрий Гоблин Пучков.
Разбор «Иронии судьбы» очень неплох. Поговорили о бюджете, подборе актёров, антисоветской позиции Рязанова, пиар-компании фильма, о песнях. Но самое главное, чем же всё-таки так плох фильм, Клим Жуков проговорил только на самой последней минуте видео. Фильм, как сказал Жуков, несёт в себе антисоветскую бомбу, направленную на разрушение страны. Он ничему хорошему не учит и он не является соцреалистическим произведением. Вот и всё.
Как же так получилось, что Рязанов и куча других деятелей культуры, обласканные властью и получающие большие деньги, работали на ликвидацию СССР? Что же всё-таки плохого в «Иронии судьбы»? И что же там такого есть в этом соцреализме, что он лучше реализма? На эти вопросы ответов в ролике нет. Ответы содержаться в произведениях соцреалистов и в их жизни и борьбе. Так получилось, что я с 2022-го достаточно много читаю книг писателей-соцреалистов и материалов о них. Это, конечно, щёлочка в мир культуры СССР, но через эту щёлочку видны такие бездны, что только диву даёшься.
Клим Жуков — безусловно хороший историк, эрудит, но у меня сложилось впечатление, что о соцреализме он знает мало. Его однажды спросили то ли посоветовать хорошую соцреалистическую книгу, то ли порекомендовать правильную в идеологическом плане книгу. И Жуков порекомендовал «Эру милосердия». Книгу с антисоветским зарядом. Знает ли что-нибудь подробно о соцреализме и борьбе между советским и антисоветским в искусстве Подстрешный, я не могу сказать. Мало его смотрела.
Так вот, что вы представляете себе при слове «соцреализм»? До 2022 г. для меня соцреализм был чем-то заидеологизированным, монументальным (в плохом смысле), неправильным, однобоким и даже лживым. Собственно, именно такой имидж создаёт соцреализму буржуазная пропаганда. Когда вы начинаете читать писателей-соцреалистов, то весь этот имидж разваливается. Соцреализм тем и хорош и прогрессивен, что вскрывает важные проблемы в обществе и не только вскрывает, но и показывает, как эти проблемы решать. В книгах соцреалистов мы видим начало того процесса, который завершился в 90-е. Эти произведения — прекрасная художественная иллюстрация исторического процесса. Потому что, во-первых, писатели-соцреалисты очень много и долго собирали материал для своих книг, общались с разными людьми, а, во-вторых, пользовались художественными обобщениями, которые позволяли выявить суть происходящего.
Главный писатель-соцреалист и главный борец с такими как Рязанов и иже с ним — это Всеволод Кочетов. Именно в его романах мы находим ответ, как же так получилось, что культурная и политическая элита СССР подложила бомбу под страну.
Главная книга, можно сказать, флагман — это «Чего же ты хочешь?» Роман о том, какие идеологические и культурные диверсии совершались в СССР. «Чего же ты хочешь, разрушить страну?» — это вопрос, который задают молодому бойкому парню, во всю пытающемуся жить красиво и на этом пути ни перед чем не останавливающемуся. Они, эти разрушители СССР, в большинстве своём даже не понимали, что они делали. В книге мы видим сцену, как молодые работнички радио и телевидения рассказывают о том, как дурят своих старых начальников и протаскивают антисоветских исполнителей. Мы видим, как использовали несознательных деятелей культуры, как писали доносы на правильных писателей и художников. Кочетов постоянно находился в этой среде и видел, что там происходит. То же самое он писал в своей публицистике.
В романе «Братья Ершовы» мы видим, как вроде бы герой войны, коммунист, главный инженер Орлеанцев губит дело коммунистической партии и народа, потому что он хочет быть первым и идёт по головам. Именно из таких Орлеанцевых получались те, кто распиливал страну.
В «Секретаре обкома» нам показывают, на примере поэта Птушкова (намёк на Евтушенко), как такие личности получали популярность. Как ловко умели приспособиться и понаписать славословий, а сами медленно точили советское искусство. Также в этой книге показаны интриги в партийной среде.
В «Молодости с нами» читатель увидит дрязги и подковёрные игры в среде научной интеллигенции.
Большая часть романов Всеволода Кочетова многоплановая, там есть и о семьях, и о любви, об идеологии, о вредителях, об ошибках, об успехах.
О разложении и интригах на производстве есть великолепные романы Галины Николаевой «Битва в пути» и Вадима Очеретина «Саламандра». О репрессиях и о вредительстве в преподавании марксизма, и не только, написан роман Николая Шундика «Родник у берёзы».
Естественно, книги и статьи самих соцреалистов и статьи и книги о них — это художественная иллюстрация. Разложение советской интеллигенции — это большая интересная тема для будущих исследователей, но если вы хотите начать разбираться в том, что происходило, начните с творчества соцреалистов. Также можно читать публициста Владимира Бушина.
Так что же плохого в «Иронии судьбы»? Ну, подумаешь, пьют. «А кто не пьёт? Нет, я жду!» — так говорил Велюров в «Покровских воротах». Ну, любовь есть. Любовь же это прекрасно. Даже Кочетов писал, что люди должны влюбляться, социалистическому государству нужны счастливые люди. Но вот только, «Ирония судьбы» — это представитель мещанского искусства. Оно ведёт к тому, чтобы человек успокоился, занялся личной жизнью, своим «гнёздышком» и забыл о борьбе за будущее. Те поколения, которые помнили о будущем, построили СССР, провели индустриализацию и коллективизацию, победили во Второй Мировой войне, отстроили страну. А те, кто последовал за «Ирониями судьбы», «Служебными романами», «Осенними марафонами», такими книгами как «Времена года» Веры Пановой, потеряли не только своё будущее, но и будущее своих детей.
Понятно, что культура — это только часть происходящего процесса. СССР погубило соединение многих негативных факторов: конституция 1936 г. и отсутствие теории Советов, плохое обучение марксизму (сначала не успели, а потом это делалось специально), крайне тяжёлая внешнеполитическая обстановка (войны, империалистическая угроза), удар по Сталину 1956 и контрреволюция 1961 г., направленное разрушение социалистической экономики, самоуспокоение трудящихся. Но при всём при этом антисоветские деятели культуры, осознавая или не осознавая свои действия, убивали советское в советской культуре, вели людей по неправильному пути.
Дело в том, что в социалистическом обществе идёт борьба между пережитками капиталистического общества и новым коммунистическим. Эту борьбу можно выразить простыми словами: дать обществу поменьше и похуже, а себе взять побольше и получше. И фокус в том, что если люди не борются за примат общественного над личным и за решения проблем всего общества и начинают заботиться только о себе и семье, то они разрушают источник безопасности и благосостояния. А фильмы типа «Иронии судьбы» тем и опасны, что создают неверные идеалы, отвлекают людей от борьбы. Чем это кончается, мы видим сейчас. Если вы думаете, что тот даже военный конфликт, который сейчас происходит — это не следствие разрушения СССР, то вы сильно ошибаетесь.
Хотелось бы привести цитату из книги «Чего же ты хочешь?», чтобы проиллюстрировать, откуда берутся Рязановы:
– ... Рабочие и крестьяне производят все материальные ценности на земле, без которых духовная жизнь была бы просто невозможна, её бы не было. В старые времена… да и сейчас в капиталистическом мире… вопрос решался и решается так: удел одних – производить хлеб и прочее, а другие, пользуясь этим, лишь мыслят, лишь истончают свои чувства, изощряются в искусствах, гурманствуют духовно, живут жизнью обеспеченной за счёт труда других. Марксизм и марксисты требуют: долой эту чудовищную несправедливость, тот, кто производит блага жизни, тот её и хозяин, подлинный хозяин, и отсюда ведется весь счёт, от этой отметки.
– Ну так, а мы-то куда? – не выдержала Липочка.
– Вы-то или, вернее, мы-то? – Булатов посмотрел на неё. – А мы, если мы люди порядочные, должны все свои силы приложить к тому, чтобы такая несправедливость, когда одни везут, а другие погоняют, на земле кончилась бы, как кончилась она у нас в стране. Разве не захватывающее дело – служить тому, чтобы и рабочие наши и крестьяне в изобилии получали духовную пищу, пользовались бы всеми духовными благами, накопленными человечеством?
– Вот видите – служить! – сказала Липочка. – Мы, оказывается, должны только служить. Где же тогда равноправие?
– Да, служить, служить! – сказал Булатов. – Ничего не поделаешь. Не мы с вами выращиваем хлеб. А они, труженики. Выращивайте его сами, и никому служить не будете. С головы-то на ноги всё встало. Раньше было по-другому. Было и ушло. Можешь – выращивай хлеб, к другому тянет – не забывай, чей хлеб ешь. Когда ты ощутишь всю историческую важность служения классам творцов, то ты будешь делать это с радостью, оно станет делом твоей жизни.
– А если не ощутишь? – Липочка не могла успокоиться.
– Вот тогда возникает конфликт с временем, с классами, с историей, с исторической неизбежностью. Вот тогда вам захочется тех порядков, какие существовали у нас до семнадцатого года, или тех, которые пока ещё сохраняются в буржуазном мире. Начинаются вопли о несвободности творчества, вздохи: о том, что нам-де не хватает демократии...
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликаете в слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: