Найти в Дзене

Общение ребенка с окружающими при сенсорной алалии ОНР 1

Ирина: - Мы продолжаем рассказывать о правилах общения с детьми с алалиями. Сегодня у нас сенсорная алалия, первый уровень ОНР.
Мария: - И мы поговорим сегодня о том, как взаимодействовать с другими людьми, как жить ребенку на этом этапе. Ирина: - Итак, ребенок с сенсорной алалией, ребенок, который не понимает то, что ему говорят, но сам потенциально может говорить, там уже бывает по-разному, самое главное, что он не понимает, когда обращаются к нему. Как же с ним на этом уровне ОНР общаться и с кем ему можно общаться? В силу специфики данного вида нарушения, такие дети чаще всего понимают только самых близких людей. Условно понимают. То есть они могут не понимать слова, но, допустим, мама уже просто подстроилась под него, она может общаться с ним, просить его что-то выполнить с помощью жестов, с помощью интонации, взглядом фактически. Ребенок ее понимает. Других, чуть более-менее часто с ним общающихся людей, ребенок понимает, разумеется, хуже или не понимает совсем. В связи с этим
Оглавление

Ирина: - Мы продолжаем рассказывать о правилах общения с детьми с алалиями. Сегодня у нас сенсорная алалия, первый уровень ОНР.

Мария: - И мы поговорим сегодня о том, как взаимодействовать с другими людьми, как жить ребенку на этом этапе.

Как выглядит ребенок с сенсорной алалией на ОНР 1

Ирина: - Итак, ребенок с сенсорной алалией, ребенок, который не понимает то, что ему говорят, но сам потенциально может говорить, там уже бывает по-разному, самое главное, что он не понимает, когда обращаются к нему. Как же с ним на этом уровне ОНР общаться и с кем ему можно общаться? В силу специфики данного вида нарушения, такие дети чаще всего понимают только самых близких людей. Условно понимают. То есть они могут не понимать слова, но, допустим, мама уже просто подстроилась под него, она может общаться с ним, просить его что-то выполнить с помощью жестов, с помощью интонации, взглядом фактически. Ребенок ее понимает. Других, чуть более-менее часто с ним общающихся людей, ребенок понимает, разумеется, хуже или не понимает совсем. В связи с этим отдавать такого ребенка в детский сад, как обычно говорят неврологи: «отдайте в сад разговориться» - жестоко. Это реально жестоко. Представьте, что вас, дорогие читатели, поместят на 12 часов в сутки в китайский детский сад, где вы не поймете ни одного обращенного слова. Представляете, насколько тяжело таких детям живется, когда мама, которая надежда, опора и защита, которая всегда может тебе помочь объяснить то, что ты не понимаешь, подсказать, как что-то сделать, оставляет тебя с чужими тетями, дядями и с чужими детками, которые чирикают что-то свое, а что происходит, ты вообще не понимаешь. Это действительно жестоко по отношению к ребенку. Поэтому пожалейте ребенка. Не то, что это под запретом, просто пожалейте ребенка.

Мария: - Ребенку банально там может быть страшно.

Ирина: - Расскажу о своем личном опыте, каково это находиться в чужой языковой среде, где ты ничего не понимаешь. Мы, когда переехали в Черногорию, в принципе, больших проблем с языком не было, потому что языки оба славянские, что-то понятно, что-то я могу объяснить на пальцах. Но однажды мы попали в компанию, где было человек 10, наверное, черногорцев, и они обсуждали политику. Тут были на тот момент выборы, оппозиция победила, и они вдесятером начали говорить между собой. И, честно, я впервые в жизни сделала совершенно неприличную для меня вещь, я на диванчике уткнулась в планшет, потому что у меня заболела голова. Я постаралась отключиться от того, что вокруг меня люди произносят. Я бы не сказала, что это было очень громко. Просто это было такое давление на мозг, когда говорят все, а ты не понимаешь ничего. Вот это ощущение, которое испытывают дети с сенсорной алалией, находясь среди людей, даже если их 2-3, они разговаривают между собой, ребёнок не понимает, ему некомфортно, поэтому они могут начать закрывать ушки, они могут начать подвывать, петь песенки, всё что угодно делать, лишь бы не слышать.

Мария: - Именно поэтому им нравятся мультики.

Ирина: - Да, где можно отключить слух. Им это давит не на ушки. Дело не в громкости, дело в непонятности. Поэтому слух у них у всех нормальный. В большинстве случаев у них нет даже искажения, когда громкие звуки воспринимаются как тихие. В большинстве случаев им мешает именно информативная нагрузка.

Мария: - Мультики можно просто смотреть и не думать. Даже сегодня за завтраком мы общались в компании, и я пыталась понять сербский язык. Я постоянно напрягалась, мне хотелось быть вовлечённой в разговор, но нужно постоянно напрягать мозг. Ирине-то уже легче, она знает больше, чем я. И, безусловно, от этого становится сложно даже взрослому человеку, который может анализировать и где-то отключиться, не слушать, а это маленький ребёнок. Поэтому, безусловно, детский сад ни в коем случае, он усугубит коррекционную работу. Вам будет просто сложнее и удлинятся сроки.

Ирина: - Да, ну кроме того, действительно, это еще один вариант бездарно потерянного времени.

Мария: - Да, потому что заниматься нужно очень-очень много.

Ирина: - Очень много. По-прежнему напоминаем, что логопедическая работа – это одно. Дома заниматься с ребенком нужно как можно больше, выискивая постоянно возможные варианты как объяснить ребенку то или иное слово, то или иное значение. Сложно, долго. Вылавливаем ребенка под хорошее настроение, пока ему ушки не надавило. И занимаемся в любую свободную секунду, в любом доступном месте. Точно так же стараемся не водить ребенка ни на кружки, ни на секции по той же самой причине. Даже посещение супермаркета, кафе, или детской площадки точно так же для ребенка может означать довольно серьезный стресс. Иногда говорят: «Ой, я тут в супермаркете видела аутиста. Он бегал, кричал и бил по витринам кулаками». Я говорю: «Нет, это был не аутист. Скорее всего, это был как раз наш сенсорный алалик, который попал в большое незнакомое помещение, где много людей, где много непонятных предметов, а иногда там еще и музыка играет». Аутист скорее бы спрятался где-нибудь в углу и тихо выл бы за холодильником. А вот те, которые начинают проявлять, что им здесь плохо, это довольно часто как раз наши речевые детки с сенсорной недостаточностью. Точно так же в силу определенных причин, известных как непонимание речи, у таких детей страдает поведение. Им тяжело управлять своим поведением самостоятельно, потому что они еще не говорящие на этом уровне речевого развития. Им точно так же тяжело управляться извне с помощью маминых команд: «Посиди, подожди, сейчас принесут твою картошку фри». Он не понимает ничего из того, что ему произносят и он начинает себя плохо вести. Ребенок может вскочить, побежать, подбежать к чужим людям, стащить бабушкины очки, что-то потрогать. Это реальные истории.

Мария: -
Мама чувствует себя в этот момент дискомфортно, что ее ребенок такой, все смотрят на неё как на мать, которая не может воспитать своего ребёнка. Если ещё в кафе есть другие дети, которые ведут себя прилично и такого же возраста, родители испытывают ещё больше неудобства, и всё это сказывается, безусловно, на самом ребёнке. А ребёнок не понимает, почему, например, дома ему можно подойти, что-то потрогать яркое, если он что-то увидел, а здесь ему нельзя.

Ирина: - Мы же не можем ему это объяснить словами. Про таких детей чужие люди говорят: «Он невоспитанный». И про таких детей сами мамы говорят: «У него плохое поведение, он плохо воспитанный, у него такой характер и много других странных слов». Ничего подобного. Это всё вторичные проявления от непонимания обращенной речи.

Мария: - Да, кстати, когда дети потом выходят на другой этап, и когда уже можно с ними посещать какие-то места, если ранее был негативный опыт, или если ребёнок помнит как он себя вел в каком-то месте, то чаще всего дети могут продолжить вести себя так же, потому что так было всегда. Безусловно нужно постоянно корректировать ребёнка. Не так много времени на это все уйдет, и вы сможете пойти со своим ребенком спокойно в кафе, на детские площадки, утренники, общественные места. Это обязательно все будет, но несколько позже.

Поведение ребенка в общественных местах, на мероприятиях и праздниках

Ирина: - По поводу было-стало и в каких местах. Дети с сенсорной алалией очень умненькие, довольно быстро соображают и у них быстро складываются условно-рефлекторные связи. То есть, в этом месте я веду себя так, это привычно, это нормально. В другом месте попробовал себя вести так же, поругали, но потом, даже когда он уже понимает, эта условно-рефлекторная связь будет его заставлять вести себя плохо. Поэтому старайтесь по возможности пока что не посещать общественные места. Или оставляйте ребенка с кем-то, сами идете с папой погулять, отдохнуть. Или же просто выбираете время, место, чтобы у ребенка не складывалось привычки плохо себя вести в вашем любимом кафе. Потому что иначе потом вы туда ходить все равно не сможете. Точно так же всевозможные праздники. В последнее время стали появляться дети, которых изначально везде возят и они спокойно умеют себя вести в общественных местах, то есть мама думает, что ребенок вести себя в принципе умеет. Я могу ему сказать, что нельзя, и он будет себя вести хорошо. Когда ребенок попадает на какие-либо праздники, потому что родители думают, что ребенку нужны новые впечатления, новые ощущения, новые эмоции. Они, попадая куда-нибудь на Новый год, где толпа детей, все бегают веселятся, какой-то страшный Дед Мороз - паника. Ребенок плачет, кричит. Домой приходим, его трясет еще следующие три дня. Поэтому стараемся оберегать ребенка от слишком ярких впечатлений. Как говорят, оберегайте ребенка от негативных эмоций. Сенсориков нужно оберегать не только от негативных эмоций, но и от слишком избыточных позитивных тоже.

Мария: - Да, у ребёнка просто будет перевозбуждение, и несколько дней коррекционной работы выпадут из реальности – это очень много при сенсорной алалии.

Ирина: -
Даже не только в коррекционной работе, а просто жить с таким ребёнком следующие несколько дней будет довольно тяжело. Это могут энурезы быть ночные, и истерики днём, и плаксивость, и капризность. Регулярно такое бывает, что ребёнок приходит на занятие, я сижу и думаю: «А что такое, собственно, сегодня произошло, что ребенок у меня просто вдруг неожиданно сошел с ума». Спрашиваешь у мамы, оказывается они ездили на свадьбу. Ну вот, так положено по менталитету, чтобы вся семья присутствовала на свадьбе. Взяли ребенка с сенсорной алалией, там уже почти ОНР 2 по пониманию. В итоге мама говорит: «я вся мокрая, в шоке, потому что он ходил и пинал все, начиная от колонн в ЗАГСе и заканчивая ножками рояля в банкетном зале». Ему плохо, вот его теперь трясет всего уже который день. Поэтому стараемся относиться к ребенку с учетом его персональных особенностей.

Мария: - Более того, мы не забываем про то, что на тех же праздниках, мероприятиях будут ваши близкие, знакомые, друзья, которые будут задавать вопросы, будут комментировать. Либо просто молча будут смотреть косым взглядом на то, что с вашим ребенком. И в этот момент что вы будете делать, как вы будете себя чувствовать, что вы будете думать? Вам будет неудобно за своего ребенка, вам будет стыдно, неловко, обидно. Опять же, не понаслышке мы об этом знаем, потому что уже много лет работаем. Даже тогда, когда родители говорят: «Ну, может, мы попробуем сходить». Я говорю: «Ну, если такая ситуация, попробуйте, но я вас предупредила о всех последствиях». И потом мы встречаемся на следующем занятии, мама говорит: «Вы были правы, Мария Владимировна, вы были правы. Все так и было, все обернулось плохо». Всё следующее занятие мы с мамой говорим только о том, почему ее ребенок сейчас такой, а все остальные детки здоровые, за что ей вот это все пришлось. И, соответственно, это опять же мамины эмоции, которые чувствует ребенок. Дети с сенсорной алалией они очень чувствительны именно к эмоциональному восприятию, к тем эмоциям, которые передаёт мама.

Ирина: - Они очень сильно привязаны к маме.

Мария: - Они сильно привязаны, потому что это та информация, которую они могут считать. Это не слова, которые им непонятны. Эмоции они очень хорошо понимают. Ребенок тоже находится в стрессе. Соответственно, все это усугубляет положение. Никакому ребенку в жизни я не пожелаю испытывать что-то подобное. Поэтому поберегите себя. День рождения ребенка, то же самое. На первом уровне не нужно праздновать день рождения в какой-то шумной большой компании, когда ребенок еще совсем ничего не понимает. У меня так была ситуация, когда ребенок маленький, отмечали два годика, была небольшая компания, выбрали тихое кафе, и ребенок хорошо себя чувствовал, хорошо себя вел. Все это было выбрано в очень-очень щадящем режиме. Хотелось бы, чтобы эмоции были положительные, а не негативные воспоминания о дне рождения, поэтому лучше в узком семейном кругу.

Общение с бабушками и дедушками

Мария: - Так, ещё один момент. Общение с бабушками и дедушками, когда у нас первый уровень ОНР. Чаще всего бабушки и дедушки сложно относятся к сложившейся ситуации, потому что чаще всего для них этот опыт впервые, у них уже наверняка есть внуки или есть внуки у их друзей, знакомых. Здесь бабушки и дедушки часто находятся…

Ирина: - …В отрицании.

Мария: - В отрицании, да. Они думают, что всё хорошо, не надо ничего трогать, не надо ничего делать.

Ирина: - Кушает, какает, значит всё будет хорошо.

Мария: - Им сложно это принять. И они... скажем так, из любви к вам, из любви к ребенку, начинают давать какие-то советы. И все эти советы маме, которая занимается коррекционной работой вплотную, больно воспринимать, потому что тебе говорят одно, причем твой близкий, родитель, а если это еще там свекровь или свекр, то это еще сложнее воспринимать, потому что ты начинаешь чувствовать себя неполноценной, что у тебя родился такой ребенок, и ты находишься в растерянности, тебе хочется как-то сгладить эту ситуацию, но ты не знаешь как. Ребенок между всем этим находится, и бабушки, дедушки чаще всего начинают ему все позволять. Что мы делаем на первом ОНР? У нас обычно идет коррекция поведения, заставляем ребенка делать то, что хочет мама. То есть нужно слушаться маму, а тут приезжают бабушки и дедушки, и начинается, скажем так, анархия.

Ирина: - Ох, не анархия. Происходит империализм. То есть ребенок ставится во главу угла, потому что, как вы знаете, сенсорики довольно часто ведут себя плохо, с нашей точки зрения. Они непослушные, они капризные, они не могут объяснить, что они хотят, они рыдают, они бьются в истерике, на самом деле это чистейшая манипуляция, но тем не менее это попытка получить желаемое. Как рассуждают все бабушки: «У тебя ребенок плачет, дай ему то, что он хочет» и начинают закармливать ребенка конфетами по любому поводу. Бровки насупил – конфетка. Всплакнул – конфетка. На пол упал – конфетка. Приходим к логопеду: бровки насуплены, слезки на глазах, валяемся по полу, работа невозможна.

Мария: - Давай возьмем недавнюю ситуацию. У нас ребеночек занимается, приехала бабушка. Когда бабушка приезжает в гости, несмотря на то, что бабушка находится за дверью, а ребенок занимается в отдельной комнате с мамой, он всегда на каждом занятии ведет себя плохо. Он кричит погромче для того, чтобы бабушка услышала и оттуда пришла его спасти.

Ирина: - Занятия просто слетают. Ребенок изначально формирует ситуацию, то, что называется, нехорошая манипулятивная игра. Жертва, палач, спаситель. Ребеночек жертва, бабушка спаситель, мама палач. Как одна мама сказала: «Ребенок меня уже ненавидит», потому что там с ним сюсюкаются ему там хорошо, здесь с ним сюсюкаются ему здесь хорошо, только я одна заставляю его развиваться, учиться, он меня воспринимает как злодейку. Вот поэтому, по методике работы с сенсорными алаликами на этом уровне ОНР мы настаиваем на том, что с ребенком общается один человек. Мама или папа, там уже в зависимости от обстоятельств, это будет один человек. Всех остальных постараемся пока отодвинуть в сторонку, даже не встречаться, чтобы сберечь поведение ребенка, которое мы формируем изо всех сил, так как самая первая цель на первом этапе коррекционной работы с сенсорной алалией - воспитание ребенка, послушание ребенка, потому что он должен слушаться маму, он должен подражать маме, тогда он будет подражать ее речи, начнет понимать эту речь. Это необходимые условия.

Мария: - Да, мы даже с папой договаривались в этот момент о том, что он тоже слушается маму для того, чтобы ребенок видел, что это показательно. И если внутри семьи с папой вы еще договоритесь, я надеюсь, хотя порой так случается, что даже с папой сложно договориться, что что уже говорить о членах семьи, которые с вами не живут. Хотя бывают ситуации, когда с ребенком занимается не мама, не папа, а бабушка. И тогда, соответственно, мы слушаемся бабушку. Такие ситуации тоже встречаются, хоть и редко.

Ирина: - Мы просим организовать это в виде, фактически, игры. То есть бывают классические, так скажем, патриархальные семьи, но в силу определенных причин, где всегда папа глава семьи, прямо вот, безусловно. Мы договариваемся с папой, что он перед ребенком демонстративно: мама что-то говорит, папа выполняет, ребенок на это смотрит и начинает слушаться маму, а папа идет по своим делам, дальше работает.

Мария: - Да, но это не навсегда.

Ирина: - Да, это ради того, чтобы показать, что маму нужно слушаться.

Мария: - Мы об этом прямо разговариваем с родителями, с папами для того, чтобы они нас поняли и правильно восприняли данную ситуацию. Ну, либо у папы есть вариант заниматься тогда с ребенком самому.

Ирина: - Да, у меня был такой вариант, что мальчик маму никак не слушался, потому что в семье у них одни мужчины, и мама у них настолько милая лапочка, что просто невероятно. И с папой ребенок занимался лучше. Вот прям стабильно старались подгадывать расписание под папу. Он специально приезжал с работы ко времени, чтобы заниматься с ним, потому что с мамой никак не получалось, бесполезно.

Мария: - Да, поэтому создайте такие условия, чтобы вам и ребенку было комфортно заниматься. В принципе, все, о чем мы рассказываем, весь посыл только для того, чтобы коррекционная работа была успешной и эффективной.

Ирина: - А для того, чтобы она была успешнее и быстрее, мы стараемся создать ребенку максимально удобные для него условия. Это не наши хотелки логопедические. Мы подстраиваемся под ребёнка, потому что коррекционная работа для него и так сама по себе очень тяжела. Очень тяжела. До пота и до слёз занимаемся. Поэтому стараемся, режим дня соблюдаем, чтобы ему было легче. Рабочее место, чисто пустое, чтобы ему было легче. Никаких других людей, чтобы ему было легче. Тогда у нас всё получается побыстрее.

Прогулки с ребенком

-2

Мария: - Давай ещё, наверное, поговорим про детские прогулки и детские площадки. Детская площадка с ребенком с сенсорной алалией на первом ОНР маме будет доставлять, безусловно, стресс и неудобства. Дети с сенсорной алалией тоже по-разному себя ведут. Есть дети, которые могут прийти на детскую площадку, и там будут другие дети, он где-нибудь сядет один тихонечко и будет играть. И, в принципе, всем при этом будет спокойно. Мама его спокойно сводит на горку, покачаться на качелях. И ребенок будет вести себя достаточно хорошо. Конечно, если с поведением ребенка все хорошо, то вы можете посещать детские площадки. Но если ваш ребенок ведет себя плохо, агрессивно, забирает у других детей что-то, может ударить ребенка и так далее, тогда гуляем там, где детей нет и нет большого скопления людей.

Ирина: - Да, из недавнего ситуация. Папа рассказал, как они с ребенком пришли на детскую площадку, наш парень сел в песочницу с кем-то там рядом. Что-то они не поделили, дальше в ход пошли лопаточки и ведерки. Наш папа подошел туда, второй папа туда подбежал. У папы был конфликт. И вот папа с квадратными глазами говорит: «Что делать в такой ситуации?» Ну, что делать? Во-первых, не отходить от такого ребенка ни на шаг. Фактически держим за воротничок. И с другим ребёнком общается не наш сенсорный алалик, а папа другому ребёнку говорит, «дай, пожалуйста, ведёрко», «дай, пожалуйста, совочек» вместо своего ребёнка, потому что наш пока что ещё не может договориться, и, разумеется, начинается борьба руками. Чтобы такого не случалось, либо гуляем так, чтобы никто нам не мешал, либо находимся прямо на расстоянии вытянутой руки.

Мария: - Да, это ваша зона ответственности. Еще один момент – это безопасность ребенка. Потому что если вы только начали коррекционную работу… Мы, конечно, начинаем с этих инструкций глагольных, чтобы ребенок понимал «стой», «иди» и так далее, воспринимал голос родителей. Но если вы еще только-только начали, то ребенок еще этих команд не знает, и даже если он спокойно сидел, играл, он может в какой-то момент побежать на дорогу, где есть машины, либо какие-то самокаты едут. Или взрослые дети играют, ребенок может подбежать. У меня была ситуация, когда ребенок к качелям подбежал, его еле успели выхватить. Потерпите, у вашего ребенка обязательно произойдет вся эта социализация, она еще обязательно будет играть и общаться с другими детками, когда у него будет возможность коммуникации, общения. Вот тогда будете посещать эти места. Еще, наверное, здесь посоветую родителям, если так произошло, что вы где-то с ребенком в общественном месте, ну так случилось, несмотря на все наши рекомендации и уговоры, и вам указали «усмирите своего ребенка» или еще что-то сказали - лучше не вступать ни в какие разговоры, не говорить ничего окружающим людям. Взять своего ребенка и просто уйти. Не пытайтесь никому объяснить, что с вашим ребенком, в какой вы ситуации. Не тратьте на это свои нервные клетки, тем более при своем ребеночке. Не нужно этого делать. Встали, ушли. Я работала в больнице, достаточно много людей приходили. Они говорят, что для них самое тяжелое - выйти с ребенком на площадку погулять, потому что все эти взгляды, пальцы, обсуждения именно их ребенка… Это очень неприятно и больно, вас там не будут готовы принять. Более того, конечно, в разных странах свой менталитет и везде относятся по-разному. В одной стране вам обязательно что-то скажут, а в другой стране, возможно, промолчат, но подумают.

Детский сад и безопасность ребенка

Ирина: - Сюда же, по поводу разных стран. Обстоятельства бывают разные, иногда ребенка просто приходится отдавать в детский сад по возрасту, потому что в некоторых странах это юридически необходимая вещь и отказаться невозможно.

Мария: - Оно уже считается даже не как детский сад, а как школа, да.

Ирина: - Поэтому, по возможности пропускаем, договариваемся, все что угодно, сокращаем время посещения садика, но даже если ничего сделать невозможно, ребенок должен посещать эту начальную школу. В некоторых странах, в некоторых детских садах можно воспитательнице объяснить, что вот такой ребенок, что он не понимает то, что вы говорите. На другом языке, кстати, это проще сделать. Там воспитатели относятся к нашим сенсорным алаликам как к билингвам, которые не понимают просто их язык. И относятся нормально, помогают, подсказывают, жестами объясняют, и все на свете. Еще раз, наши детки не все понимают в окружающем мире. И это вопрос безопасности. Поэтому обязательно уточните у воспитателя, на сколько детей в группе, сколько воспитателей, на сколько они будут бдительно следить, потому что… например у меня история была, девочка по пояс свесилась с 7-го этажа.

Мария: - У меня мальчик выбежал за ворота школы. Учительница сказала, что она не может следить за 60 детьми, а он выбегает. Это абсолютно небезопасно.

Ирина: - Наши дети находятся в зоне риска. В окружающей среде, за ними нужен глаз да глаз и рука над головой. Поэтому если вы отдаёте своего ребёнка кому-то: няне, воспитательнице, учительнице, всегда уточняйте эти вопросы, обговаривайте, что ребёнок может сделать то, что другие дети делать не стали бы.

Мария: - Но ещё я скажу, что чаще всего, если так происходит, что вам ребёнка нужно отдать, всё равно люди начинают замечать, что у него что-то не так, и вы тогда пойдёте по всем вот этим вот кругам аутизма, прохождения всех этих врачей, комиссий и так далее, потому что вам это будет рекомендовать школа, детский сад, вам нужно будет туда идти, вы попадёте в эту систему, выйти из неё будет достаточно сложно, а мы-то знаем, что через несколько лет у нашего ребёнка будет норма. В отличие от аутистов у них будет норма. Поэтому продумывайте эти моменты, где вы живете, в какой ситуации вы находитесь. Безусловно, мы не можем сказать, что мы запрещаем, что ни в коем случае нельзя, потому что в каких-то странах у вас просто заберут ребёнка, если вы его не отдадите в детский сад или школу.

Ирина: - Такое тоже бывало.

Мария: - Да, поэтому просто относимся к этому аккуратно, ищем свои пути, как это правильно и грамотно организовать.

Ирина: - Для утешения скажу следующее. Это не навсегда. Да, нам придётся потратить полтора-два года на то, чтобы жить, думая каждую секунду времени о том, как всё это организовывать, но в конце это всё закончится.

Мария: - Всё равно такой режим не вечен. Даже не всю коррекционную работу.

Ирина: - Это только начальный этап.

Мария: - Да, поэтому чем лучше и чем правильнее вы сделаете, как мы рассказываем, тем быстрее и комфортнее все это пройдет, и вы сможете перейти в полноценную жизнь и общение. Пусть еще там не совсем полностью, но уже на других этапах вам будет легче и проще.

Кружки и секции

Ирина: - Так, что мы еще забыли? Кружки, секции, невзирая на возраст, мы опираемся на уровень речевого развития, уровень речевого понимания, поэтому кружки и секции пока отпадают. Бассейн – очень хорошая тема была бы, если у вас есть возможность либо самостоятельно учить ребенка плавать в бассейне, либо найти индивидуального тренера, который сможет ребенку показывать и не говорить. Потому что плавание – полезная вещь, но довольно сложно непонимающего ребёнка отдавать в руки другому тренеру.

Мария: - Да, но у меня есть положительный опыт и не раз такое встречается, когда находится хороший тренер, и всё получается у них.

Братья и сестры

Ирина: - Дальше. Точно так же. Старшие братья и сёстры. Выгоднее младших иметь, которые примерно так же ничего не понимают, ничего не говорят. Старшие братья и сестры, они тоже не очень понимают происходящее, как и бабушки. Они просто любят братьев и сестричку. Они подстраиваются, сами того не замечая. Они больше показывают, помогают, приносят, застегивают. Все на свете делают за ребенка, тем самым опять же выращивая нам принца. А нам нужно, чтобы ребенок развивал понимание, нам нужно, чтобы он и делал, и слышал слово, в результате он его будет понимать. Поэтому старшие братья и сестры, мамы, не забывайте, их тоже нужно очень сильно любить. И стараемся свою любовь делить примерно поровну. Или между папой и мамой делить детей. По-разному бывает. Но стараемся не объединять нашего сенсорного алалика, и уж тем более не поручать старшим братьям и сестрам заботиться, заниматься или же просто сидеть с таким маленьким ребенком, потому что это тяжело даже взрослому человеку.

Мария: - То есть даже семейные мероприятия, которые у вас организовываются, лучше отдельно, например, сходить со старшими детьми или там с младшими детьми без этого ребенка, уделить ему отдельно внимание. Потому что если вы даже куда-то пойдете и с вами будет ваш малыш с сенсорной алалией на первом уровне, все ваше внимание будет приковано к нему. Все это, безусловно, скажется на дальнейшую жизнь, потому что у ребёнка-то будет норма, а ему ещё дальше жить всю жизнь и общаться со своими братьями и сёстрами. И важно, чтобы вот этот баланс семейный, правильный, хороший, дружественный у них сохранился.

Ирина: - Я скажу, могут истории быть ещё хуже. Когда мама, в силу определенных причин, тяжело ей было одной справляться с ситуацией, и она отдавала своего сынишку посидеть своей старшей дочери. Девчонке было 14 лет. Это было очень неудачное решение, потому что наша старшая девушка в 16 лет сказала: «Я никогда не буду заводить детей, потому что это очень тяжело». Я надеюсь, у нее это настроение пройдет со временем, но постарайтесь старших детей не напрягать. сиденьем, обслуживаньем нашего сенсорного алалика, потому что это тяжело даже взрослым. Даже логопедам, которые каждый день с такими детьми занимаются, это всегда тяжело. Наши старшие дети должны просто любить братиков и сестричек.

Мария: - Да, здесь же мы можем упомянуть про встречи с друзьями, с подругами. Стараемся никуда не ходить, потому что все ваши близкие люди будут смотреть на ребенка, будут вас жалеть или наоборот думать о том, что вы какая-то плохая мать. И даже если вы хорошие друзья, подруги, вам будет некомфортно и вы можете потерять своих близких людей на фоне этого непонимания. Вы на этом этапе не можете обсудить свои проблемы, кроме как, наверное, с логопедом. То есть мы не стараемся общаться с другими родителями, у которых дети с такими нарушениями. Мы просто стараемся общаться пока что своей семьей, обсуждать какие-то проблемы со специалистом, который с вами работает. Не входим ни на какие чаты, не вступаем в них, не читаем.

Почему не стоить читать логопедические сообщества

Ирина: - Огромная просьба мамам, не читайте логопедические сообщества. Это худшее место для нервов наших мам, потому что наши мамы, с которыми мы занимаемся, у них будет все хорошо, у них идет постепенное развитие. А в этих чатах собирается в большинстве случаев огромное количество мам, где мамы шансов либо не имеют, либо уже все шансы кончились. И такое общение будет погружать вас каждый раз после каждого прочтения в состояние «это безнадёжно, у нас ничего не получится». Логопед полу урока следующего будет тратить на то, чтобы маме объяснять «вы смотрите, у нас получается, вот прогресс, вот немножко осталось досюда, вот немножко досюда, скоро тортик будем кушать».

Мария: - Да, потому что родители всегда, когда сходят туда, что-то почитают или с кем-то пообщаются, зайдут на чью-нибудь страничку в инстаграме, они говорят: «ну да, вот они занимались, я вижу, что там у них вроде что-то есть, но нормы же нет, он же все равно ненормальный». И ты родителям говоришь, а у нас будет абсолютно нормальный здоровый мальчик.

Ирина: - Потому что методики совершенно разные. Современная методика, наша методика по сенсорной алалии даёт норму. Полтора-два года и абсолютная норма интеллектуальная и речевая. Другие методики, всяческие сенсорные интеграции, они развивают всё, что угодно, кроме понимания. То есть ребёнок говорит, не понимает, ведет себя странно, там нет нормы. И чаще всего именно эти мамы потом пишут в интернете, потому что те мамы, у которых все хорошо, они спустя некоторое время про нас забывают, и это хорошо, не нужно помнить всю жизнь о логопедах. И живут дальше счастливо, и не сидят на форумах, не пишут туда.

Мария: - Более того, даже никому не сообщают и не говорят, что было с их ребенком. И абсолютно держат все в секрете, чего мы и вам желаем. Никому не рассказывать. Максимум, что можно сказать: «Мы позже начнем говорить, мы занимаемся». Все, это максимум того, что можно сказать близким окружающим, потому что потом на вашего ребенка будет смотреть через призму того, что у него что-то было, а вы же не знаете потом, кого он себе в супруги выберет.

Ирина: - Да, где он будет жить, здесь останется или поедет в другой.

Есть ли другие специалисты, занимающиеся с алаликами

Мария: - Здесь же, давай еще добавим, забыли про других специалистов и другие занятия.

Ирина: -
О, да, другие специалисты. Смотрите, возвращаемся к началу. Ребенок с сенсорной алалией лучше всего понимает кого-то одного. Допустим, маму. Даже логопеда он будет понимать спустя 5-8 занятий. Если же мамы рассуждают, что ребенок не говорит… Разница. Ребенок не говорит и ребенок не понимает. Наш ребенок не понимает. Нужно много заниматься, комплексный подход. А родители: психиатр, невролог, нейрокоррекция, сенсорная интеграция, речевой центр, томатис. И бедного ребенка даже не то, что в садик, его просто начинают каждые два часа таскать в новое место с новыми людьми. Постоянная смена обстановки. Ну, ребенку крышу сносит. В большинстве случаев все специалисты, кроме логопедов, не могут даже понять, как это так, не понимать обращенную речь. Ребенка приводят к нейропсихологу, и она ему давай объяснять словами, что он должен сделать. Он ничего не понял - она будет действовать его ручками и ножками.

Мария: - Даже если она говорит, что она с такими детьми работает, она все равно не знает структуру нарушения

Ирина: -
Она не понимает, как сформировать у ребёнка понимание. Никто их не учил, ни в одном институте этому не обучают, кроме как на факультете дефектологов-логопедов, именно логопедов. Психологи, например, они вообще честно сразу говорят, я не могу заниматься с вашим ребенком, он у вас неговорящий. Слава богу, вот это оптимальный вариант для сенсорика. Нейропсихологи почему-то считают, что они что-то могут ребенку объяснить, который не понимает даже собственную маму. Поэтому да, мама сама справится. Там не настолько все сложно в обучении движением, чтобы мама не могла с ребенком сводить его на горку, на качельки или попинать мячик. Мама может это сделать сама. Это то, что ему нужно. Не нужно всех вот этих вот телодвижений бессмысленных, детский организм в состоянии эти же движения освоить в обычной жизни вместе с мамой.

Мария: - Поэтому давайте подытожим. Это всё не навсегда. Вы обязательно будете ездить в замечательный отпуск со своим ребенком, будете шикарно праздновать день рождения. Вы будете покупать ему те игрушки, которые вам хочется ему покупать, и все у вас будет, и общение с другими, и праздники, и подарки, и будут замечательные эмоции. Наберитесь терпения. Дойдите до следующих этапов, пройдите всю коррекционную работу.

Ирина: - Давай обозначим, что первый ОНР максимум полгода, если совсем все было очень нехорошо. Чаще оно быстрее.

Мария: - Но тут еще зависит, конечно, от возраста ребенка. Да, это всегда индивидуально.

Ирина: -
Поэтому пока что мы выжидаем, когда мы сможем выйти с ребёнком в большой мир и жить обычной жизнью. Самое главное продолжаем заниматься.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Запуск речи, выход из алалии, динамика и результаты детей, которые занимаются у нас:

Запуск речи для неговорящих детей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-3

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?