К 1980 году режиссёр Владимир Мотыль уже имел в активе всенародные кинохиты «Женя, Женечка и Катюша», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья». Но он давно мечтал экранизировать какое-то классическое произведение, и тут весьма кстати оказался запрос киностудии «Ленфильм».
Мотылю доверили снять фильм по пьесе Александра Островского «Лес».
Тут стоит отметить, что путь Мотыля в режиссуру не был лёгким. Поначалу он получил актёрское образование, служил в Свердловском драмтеатре, где и выходил на сцену, и ставил спектакли. Кстати, именно там, в Свердловске, он найдёт коллег и единомышленников, которых позже пригласит сниматься в своих фильмах.
В кино же Мотыль дебютировал, когда ему было под 40.
Первую его работу, картину «Дети Памира», киноведы оценили высоко, лента даже претендовала на награды, но в дело вмешался давний недруг режиссёра Филипп Ермаш.
Знакомство Мотыля и Ермаша началось в Свердловске, где последний в пятидесятые годы начал партийную карьеру.
Чиновник недолюбливал театральные постановки режиссёра, считал его вольнодумцем и критиканом, покушавшимся на советскую власть.
В начале шестидесятых Филипп Ермаш уже перебрался в Москву, так что возможностей для давления на неугодного режиссёра у него стало куда больше. «Дети Памира», конечно, получили несколько премий, но Ермаш сделал всё, чтобы лента не продвинулась дальше.
Все последующие работы Владимира Мотыля тоже с трудом пробивали себе дорогу на экран и тоже из-за Филиппа Ермаша, который год от года становился всё сильнее, а с 1972 года руководил Госкино. «Белое солнце пустыни» он вообще отправил в архив, и если бы вестерн случайно не увидел Брежнев, то фильм вообще мог бы не дойти до проката. Постановке «Леса» Ермаш тоже противился, тем более что сценарий написал сам Мотыль, но коллеги убедили чиновника, что
в классике крамолы быть не может.
Работа над фильмом началась.
Режиссёр Владимир Мотыль начал подбирать исполнителей. В отличие от некоторых коллег он не собирал пул любимых артистов, напротив,
в каждый новый фильм он приглашал новых актёров, с которыми прежде не сотрудничал.
В «Лес» на главные роли он позвал двух товарищей из Свердловского драмтеатра - Бориса Плотникова и Вячеслава Кириличева. А вот выбор главной актрисы удивил многих.
Мотыль отправил приглашение Людмиле Целиковской, которая молодому поколению зрителей уже знакома была мало. Пик её славы пришёлся на сороковые, а в послевоенные годы популярность пошла на спад. В семидесятые Целиковскую почти не снимали, она появлялась лишь в крошечных эпизодах, а
Мотыль рискнул отдать ей центральную героиню, стареющую актрису, заводящую шашни с юным поклонником.
Для самой Целиковской сняться в экранизации классики было отрадой. В кино за ней закрепился образ беззаботной девушки-хохотушки, которой по вкусу развлечения и флирт. Между тем, Щукинское училище она оканчивала как актриса характерная, ей хотелось играть роли глубокие и драматические. Кстати, именно поэтому она очень ценила мелодраму «Попрыгунья» по Чехову: именно здесь она едва ли не впервые появилась перед зрителями в образе классическом во всех смыслах.
Предложение сняться у Мотыля 60-летняя актриса приняла с восторгом ещё и потому, что впервые за последние два десятка лет у неё была главная роль.
Снимать «Лес» группа отправилась в Подмосковье, в усадьбу Николо-Прозорово. Там кинематографистов встретили с радушием, а Людмилу Целиковскую местные готовы были носить на руках. Участники съёмок потом говорили, что атмосфера на площадке царила благодушная и благодарили за это режиссёра.
Владимир Мотыль вообще имел славу режиссёра «актёрского».
Начавший с низов, освоивший актёрской мастерство и пришедший в режиссуру в зрелом возрасте, Мотыль уважительно относился к тем, с кем работал, доверял мнению артистов и прислушивался к ним, а не навязывал своё видение роли. Артисты, видя такое доброжелательное отношение, тоже выкладывались по полной и отдавались процессу съёмок.
Когда фильм смонтировали, он отправился на худсовет.
Одним их первых зрителей стал Филипп Ермаш, который в очередной раз разнёс работу Владимира Мотыля.
И теперь ему удалось победить режиссёра(и, что любопытно, посредством излюбленного аргумента): «Лес» назвали клеветой на советскую действительность, хотя герои и жили веком ранее. Не помогло даже заступничество Людмилы Целиковской!
Рассказывали, что она, пытаясь отстоять картину, отправилась на приём в Министерство культуры. Там ей предложили два варианта:
либо «Лес» выходит в прокат, либо она получает звание Народной артистки СССР. Целиковской очень хотелось, чтобы столь долгожданную драматическую главную роль увидел зритель, так что она отказалась от звания в пользу проката «Леса».
Увы, чиновники её обманули: Целиковская громкого звания так и не получила, а «Лес» задвинули на дальнюю полку на несколько лет. Но, к счастью, фильм всё-таки вышел ещё при жизни актрисы. В 1986 году, когда началась перестройка и открылись архивы, экранизация Мотыля увидела свет.
А какие роли Людмилы Целиковской запали в душу вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296