Найти в Дзене
ЭраАвто

Моточас: почему он не равен астрономическому часу и зачем нужны такие сложности

Оглавление

Моточас — это единица измерения ресурса двигателя, которая используется в специализированной и тяжелой технике для более точного учета износа и эксплуатации силовых установок.

Фото: worksconnection.com
Фото: worksconnection.com

На первый взгляд может показаться, что моточасы и обычное время — это одно и то же. Однако это далеко не так, и в некоторых случаях различия между ними могут быть весьма значительными. Давайте разберемся, что такое моточас, почему его значение отличается от стандартного времени и как это влияет на эксплуатацию техники.

Что такое моточасы?

Моточас (или мотор-час) — это единица, которая используется для определения времени работы двигателя в условиях его эксплуатации. В отличие от километража, который фиксирует одометр (счётчик пробега), моточасы фиксируют именно время работы двигателя, что гораздо актуальнее для тяжелой и специализированной техники, такой как тракторы, экскаваторы, краны, а также для более слабосильных моторов в лодках, квадроциклах и других транспортных средствах.

Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег (Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press)
Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег (Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press)

В некоторых случаях стандартные единицы измерения, такие как километры, неудобны или вовсе неприменимы. Например, экскаватор может проехать за год всего несколько километров, но при этом его двигатель будет работать на протяжении множества часов. И в такой ситуации гораздо проще и логичнее учитывать именно моточасы.

Виды счетчиков моточасов

Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов (Фото: prokatis.ru)
Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов (Фото: prokatis.ru)

Существуют различные типы приборов для учета моточасов. Каждый из них может использовать разные принципы работы, в зависимости от особенностей двигателя и условий эксплуатации техники:

  1. Электромеханический счетчик — традиционный и устаревший вариант, который использует механическую систему для подсчета времени работы. Он может быть актуален для старой или простой техники, например, тракторов типа «Беларусь».
  2. Электронный счетчик — более современный и точный вариант, который работает, основываясь на данных с различных датчиков, установленных на технике (температура масла, обороты двигателя и т. д.).
  3. Индукционный счетчик — такой прибор считает количество импульсов зажигания, что делает его подходящим для бензиновых двигателей, но непригодным для дизельных.
  4. Вибрационный счетчик — работает на основе изменений уровня вибрации двигателя, которые варьируются в зависимости от оборотов и нагрузки на мотор.

Как перевести моточасы в километры?

Существует несколько подходов к переводу моточасов в километры. Согласно приказу Государственного таможенного комитета РФ № 609 от 1996 года, для разных типов техники установлены усредненные коэффициенты перевода:

  • 1 моточас = 25 км пробега для автомобилей.
  • 1 моточас = 10 км для колесных тракторов.
  • 1 моточас = 5 км для гусеничных тракторов.

Однако эти значения являются ориентировочными и зависят от множества факторов, таких как особенности техники, режим работы и т. д. Для более точного перевода в километры используется специальное оборудование — счетчик моточасов, который учитывает множество факторов, влияющих на износ двигателя.

Как считать моточасы?

Для расчета моточасов используется специальный прибор, который называется счетчиком моточасов. Современные устройства могут учитывать не только базовые параметры, такие как обороты двигателя, но и дополнительные факторы, включая температуру масла, количество импульсов зажигания (для бензиновых моторов), вибрацию и другие данные.

Ранее для простых машин использовалась более примитивная система подсчета времени, основанная на оборотах двигателя. Например, один моточас на холостых оборотах равнялся одному обычному часу, но с увеличением оборотов времени в моточасах проходило больше. При средней нагрузке моточас «ускоряется» на 30%, а при высокой — на 66%. Это упрощенная формула, которая применяется для более старых и менее сложных механизмов.

Моточасы и замена масла

Одним из самых важных аспектов учета моточасов является определение оптимальных интервалов для технического обслуживания, в частности, для замены масла. Например, для разных типов моторных масел могут быть рекомендованы следующие интервалы замены, измеренные в моточасах:

  • 170–200 моточасов для полусинтетики.
  • 200–250 моточасов для недорогой синтетики (класс SJ/SL).
  • 250–300 моточасов для гидрокрекинговой синтетики (класс SM/SN).
  • 300–350 моточасов для высококачественной синтетики на основе ПАО.

Тем не менее эти цифры являются ориентировочными. Важно всегда руководствоваться рекомендациями производителя как для самой техники, так и для масла, а также учитывать климатические условия и интенсивность эксплуатации.

Почему моточасы не равны астрономическому часу?

Основное различие между моточасами и обычным временем заключается в том, что моточас отражает не просто течение времени, а именно работу двигателя. На этом основании моточасы могут не совпадать с обычным временем по причине изменений в нагрузке на двигатель. Например, если двигатель работает на холостых оборотах, то моточас будет равен одному астрономическому часу. При высокой нагрузке и увеличении оборотов времени «в моточасах» пройдет больше.

Для тракторов, экскаваторов, строительных машин и другой специализированной техники важно учитывать не просто количество пройденных километров, а время работы двигателя, так как именно это определяет степень износа его компонентов. Моточасы помогают более точно отслеживать ресурс техники и планировать техническое обслуживание.

Заключение

Моточас — это не просто абстрактная единица измерения. Он позволяет более точно отслеживать работу двигателя и износ техники, что особенно важно для тяжелой и специализированной техники, где километраж может не отражать реального состояния двигателя. Разные виды счетчиков моточасов позволяют учитывать множество факторов, влияющих на ресурс двигателя, что делает систему учета более точной и эффективной.