Антуан Ватто (1684-1721), безусловно, оставил свой неизгладимый след в истории искусства XVIII века, являясь одним из великих мастеров и основоположником стиля рококо. Его вклад в развитие жанра "галантных сцен" стал неоценимым, даруя миру уникальные произведения, наполненные элегантностью и изяществом.
Художественная душа Ватто, казалось, вдохновлялась страницами романтических повестей: его творчество пронизано чувствительностью и изысканностью. Он был непостоянным и беспокойным, всегда стремившимся к новым высотам и идеям. Его друзья, хоть и считали его добросердечным, не могли не замечать его вздорности.
Некоторые из самых впечатляющих произведений Ватто были созданы в период его борьбы с туберкулезом, который впоследствии стал причиной его смерти. Это время испытаний и страданий оказало значительное влияние на его творчество, придавая его работам особую интенсивность и эмоциональную глубину.
Жан-Антуан Ватто появился на свет в октябре 1684 года в Валансьене, небольшом городке на северо-востоке Франции, который в то время находился под властью Испанских Нидерландов. В настоящее время Ватто считается французским художником, но его современники склонялись к мысли, что он фламандского происхождения. Это убеждение подкреплялось не только стилем его работ, но и сильным влиянием Рубенса на его творчество.
Ватто, происходивший из семьи кровельщика, впитывал искусство с самых ранних лет. Его первыми учителями, вероятно, были Жак-Альбер Герен и художник-декоратор Метайер. Последний взял Антуана с собой в Париж, но впоследствии отказался от ученика. Ватто остался без средств к существованию, ему пришлось взяться за работу копировщика. Вскоре судьба улыбнулась ему, когда он встретил Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя картин, изображавших сцены итальянской комедии.
Жилло, обученный Жан-Батистом Корнелем, хотя и был признанным художником исторического жанра в Академии, в основном занимался декоративным искусством и иллюстрациями. Он был талантливым гравёром и оказал значительное влияние на стиль Ватто, несмотря на то, что его собственные картины иногда казались грубыми и неуклюжими. Жилло был активно занят театральными работами, изображая сцены из различных пьес, а также, возможно, управляя кукольным театром.
Важность Жилло для Ватто заключалась не только в творческом партнерстве, но и в знакомстве с театром, особенно с комедией дель арте. Это озарило молодого художника и вдохновило на создание собственных фантазийных композиций в жанре "fête galante", используя сюжеты фарсов.
Комедия дель арте, впервые зародившаяся в Италии, стала ярким феноменом в европейском искусстве, особенно во Франции, в XVII и XVIII веках. Её представления варьировались от динамичной пантомимы до оригинальных уличных спектаклей, часто пропитанных сатирой и шутками на актуальные темы.
Актёры, в масках и костюмах стандартных персонажей, таких как Арлекин, Пьеро, Бригелла, импровизировали, разыгрывая сюжеты на улицах и площадях. Во времена Ватто это искусство было официально запрещено, но театральные группы продолжали выступать вне официальных площадок, особенно на парижских ярмарках. Таинственность и нелегальность этих представлений только добавляли им привлекательности и популярности.
Когда Ватто и Жилло разошлись, Антуан нашёл нового компаньона в лице Клода Одрана III. Их сотрудничество началось в 1707 году. Одран был известен своими декоративными работами для аристократических резиденций, создавая изысканные гротески, арабески и шинуазри. Его лёгкий и изящный стиль ощущался как свежий ветерок после тяжеловесного классицизма, царившего в эпоху Людовика XIV.
Ватто проникся духом элегантности, впитывая его в свой собственный художественный стиль. Его встреча с Одраном имела важное значение и в другом аспекте: Одран был куратором Люксембургского дворца, где находился великолепный цикл из двадцати четырёх картин под названием "Жизнь Марии Медичи" — супруги французского короля Генриха IV, выполненный известным фламандским мастером Питером Паулем Рубенсом.
В то время, когда практически все художественные коллекции находились в руках аристократов, возможность получить доступ к такому богатому источнику была невероятно ценной для молодого художника. Ватто мог спокойно погрузиться в изучение цветовых решений в великолепных произведениях Рубенса.
Ватто подал заявку на Римскую стипендию — престижное поощрение, предоставлявшее победителю возможность нескольких лет обучения во Французской Академии в Риме. Он участвовал в конкурсе в 1709 году, но занял лишь второе место. Не ограничившись этим, он предпринял еще одну попытку найти средства для поездки в Италию, но и она оказалась неудачной.
Однако примерно в 1712 году Ватто получил заказ на создание цикла картин под названием "Времена года" для дома банкира и коллекционера Пьера Кроза. С характерным для себя убеждающим стилем, Ватто уговорил Кроза разрешить ему остаться в его загородном поместье, где он мог бы изучать обширную коллекцию рисунков, картин и скульптур, которую позже продали в санкт-петербургский Эрмитаж.
К крайнему этапу своей карьеры картины Ватто начали привлекать заметное внимание. Некоторые из них, изображавшие батальные сцены, были созданы во время его пребывания в родном Валансьене, но наибольшей популярностью, особенно среди коллекционеров, пользовались его театральные полотна.
Ватто вызывал такое восхищение, что, когда он подал заявку на членство в Академии, его запрос был одобрен, и впервые в истории комитет разрешил ему выбрать сюжет для своей обязательной работы. Ватто потребовалось пять лет и четыре напоминания о необходимости сдать работу, прежде чем он приступил к написанию картины, но результат оказался великолепным. "Паломничество на остров Киферу" стала его главным шедевром — это фантазия, в которой современный мир переплетается с античной мифологией.
Оценив уникальные черты картины, Академия отметила её новой классификацией — "типом" живописи, который занял свое место среди уже существующих категорий, таких как портрет, натюрморт или историческая картина (которая считалась наивысшим достижением в искусстве живописи). Новый жанр получил название "fête galante", что переводится как "галантные сцены", и описывался как "придворная вечеринка", где элегантные персонажи наряжены в изысканные костюмы и наслаждаются прогулками, танцами и музыкой в идеализированной природной среде.
Изначально "Паломничество на остров Киферу" представляло собой сцену из пьесы Флорана Данкура "Три кузины", но Ватто трансформировал её в сюрреалистическое видение: экзотическое сочетание костюмов делает сцену фантастической, актеры театра дель арте сливаются с персонажами в исторических нарядах, возможно, вдохновленных работами Рубенса, которые Ватто видел, а другие персонажи предстают в современных бальных нарядах, что придаёт картине особую изюминку.
Схоже с многими другими театральными работами Ватто, "Паломничество" пронизано тоном меланхолии, словно герои полотна осознают, что радости этого мира недолговечны: это скорее печаль о потерянном, нежели радость жизни; никому из подражателей не удавалось передать это тонкое чувство. Некоторые критики предполагают, что эта грусть возникла из-за смертельной болезни самого художника, которая с каждым днём становилась все тяжелее.
Также возможно, что настроение картине придаёт её необычная композиция: Ватто обычно не задумывал свои работы как единое целое, скорее, он собирал их из разных, не связанных между собой фрагментов, созданных отдельно. Возможно, именно это придает персонажам его полотен ощущение изоляции, их нематериальность и закрытость в собственном мире.
К концу десятилетия здоровье Ватто сильно подорвалось. В 1719 году он отправился в Лондон, чтобы получить консультацию у известного врача Ричарда Мида, надеясь на улучшение, но это не принесло желаемого результата.
После возвращения в Париж на следующий год он остановился у своего друга, дилера картин Эдма Жерсена. Именно для него Ватто создал свой последний шедевр, изображающий магазин Жерсена, наполненный покупателями.
Это произведение демонстрирует невероятное чувство реализма и указывает на новые направления, которые могло бы принять творчество художника, если бы его жизнь продолжилась; оно также явно подтверждает, что творческая сила Ватто оставалась непоколебимой до последних дней. Художник скончался 18 июля 1721 года, ему было всего тридцать семь лет.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#искусство #ватто #музеи #картины #художники #лувр