Найти в Дзене
pro МГУСиТ

Педагогический контроль тренировочных нагрузок

Введение

Педагогический контроль является неотъемлемой частью системы подготовки спортсменов и играет ключевую роль в оптимизации тренировочного процесса. Он позволяет оценивать эффективность применяемых средств и методов, своевременно вносить коррективы в программу подготовки и способствует достижению высоких спортивных результатов.

Сущность педагогического контроля

Педагогический контроль представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [4] (http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/2-8-2-pedagogicheskii-kontrol-v-fizicheskom-vospitanii). Основная цель педагогического контроля - определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства [4] (http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/2-8-2-pedagogicheskii-kontrol-v-fizicheskom-vospitanii).

Виды педагогического контроля

В системе подготовки спортсменов выделяют следующие виды педагогического контроля:

Этапный контроль - оценивает состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе [3] (https://studfile.net/preview/9156154/).

Текущий контроль - определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся [3] (https://studfile.net/preview/9156154/).

Оперативный контроль - предоставляет экспресс-оценку состояния, в котором находится занимающийся в данный момент [3] (https://studfile.net/preview/9156154/).

Методы педагогического контроля

Для осуществления педагогического контроля применяются следующие методы:

Педагогические наблюдения

Опросы

Прием учебных нормативов

Тестирование различных сторон подготовленности

Анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса

Анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей [3] (https://studfile.net/preview/9156154/) [4] (http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/2-8-2-pedagogicheskii-kontrol-v-fizicheskom-vospitanii)

Контроль тренировочных нагрузок

Контроль тренировочных нагрузок является одним из ключевых аспектов педагогического контроля. Он включает в себя:

Контроль объема нагрузки:

⦁ Время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность

⦁ Количество тренировочных занятий [1] (https://fok31.my1.ru/obrazovat-pro/metod-kopilka/2012-2013/1_pedagogicheskieparametrytrenirovochnykhnagruzok.pdf)

Контроль интенсивности нагрузки:

⦁ Оценка физиологических показателей (ЧСС, лактат и др.)

⦁ Анализ технико-тактических действий

Контроль психологической нагрузки:

⦁ Оценка эмоционального состояния спортсменов

⦁ Анализ мотивации и готовности к выполнению заданий [7] (https://e-koncept.ru/2016/56377.htm)

Организация педагогического контроля

Эффективная организация педагогического контроля предполагает:

Систематичность проведения контрольных мероприятий

Использование комплекса информативных показателей

Применение современных методов и технологий оценки состояния спортсменов

Оперативную обработку и анализ полученных данных

Своевременную коррекцию тренировочного процесса на основе результатов контроля

Заключение

Педагогический контроль тренировочных нагрузок является важнейшим инструментом управления подготовкой спортсменов. Он позволяет оптимизировать тренировочный процесс, предотвратить перетренированность и способствует достижению высоких спортивных результатов. Дальнейшее совершенствование системы педагогического контроля связано с внедрением инновационных технологий и методов оценки состояния спортсменов, а также с развитием междисциплинарного подхода к анализу тренировочных эффектов.