Найти в Дзене
Эстетика Эпох

«Каталонский модерниссимо», не только Гауди: Монтанер и Кадафалк

Оглавление

Ильдефонс Серда (1815–1876)

В 1872 году, в эпоху, когда индустриальная революция диктовала свои правила, а Барселона переживала стремительный приток населения из сельской местности, на сцену вышел архитектор Ильдефонс Серда (1815–1876). Его план реконструкции города стал настоящим вызовом времени.

Вместо узких средневековых улочек, где так легко было возводить баррикады и неудобно передвигаться, он предложил создать кварталы с регулярной планировкой и широкими проспектами. Невысокие здания разной этажности должны были утопать в зелени, создавая новый облик Барселоны — современный, функциональный и в то же время уютный.

Ильдефонс Серда (1815-1876). Планировка Эшампле, 1872
Ильдефонс Серда (1815-1876). Планировка Эшампле, 1872

Застройщики с большим воодушевлением приняли эту идею и воплотили её в жизнь, добавив к первоначальному замыслу и облику города свой рациональный и прагматичный взгляд.

Площадь раздора Барселона, район Эшампле. Пасео-де Грасиа. Квартал Раздора или квартал несогласия. Дом Лео Морера (Луис Доменек-и-Монтанер), дом Мульерас (Эрик Саньер), дом Бонет (МарселианоКоккийат), дом Амалье (Жозе Пуч-и-Кадафалк) и дом Болье(Антонио Гауди)
Площадь раздора Барселона, район Эшампле. Пасео-де Грасиа. Квартал Раздора или квартал несогласия. Дом Лео Морера (Луис Доменек-и-Монтанер), дом Мульерас (Эрик Саньер), дом Бонет (МарселианоКоккийат), дом Амалье (Жозе Пуч-и-Кадафалк) и дом Болье(Антонио Гауди)

В отличие от Арагона и Кастилии, Каталония не слишком долго находилась под властью арабов. Однако влияние арабской культуры на каталонскую архитектуру очевидно. Оно оставило свой след в каталонском модернизме.

Влияние арабской культуры на каталонскую архитектуру

Мавританская крепость Альгамбра. Дворец Насридов

-4

Альгамбра сыграла важную роль в формировании испанского модернизма. В начале XX века архитекторы-модернисты обратились к мавританскому наследию, черпая вдохновение в Альгамбре и её знаменитом Миртовом дворике.

В 1238 году на холме Сабика, выступе Сьерра-Невады, началось строительство комплекса Альгамбра. Инициатором этого архитектурного чуда стал Мухаммад I Ибн аль-Ахмар, первый эмир Насридов и основатель Гранадского эмирата — последнего мусульманского государства Аль-Андалус.

После завершения христианской Реконкисты в 1492 году это место превратилось в королевский двор Фердинанда и Изабеллы. Здесь, под сводами величественных залов, Христофор Колумб получил благословение на свою экспедицию, и дворцы обрели новые черты, частично преобразившись.

Дворец Насридов. Мавританская дворец-крепость Альгамбра, Гранада, Испания
Дворец Насридов. Мавританская дворец-крепость Альгамбра, Гранада, Испания

Альгамбра — это воплощение роскоши и изысканности мавританского искусства в Западной Европе. Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы создают неповторимую атмосферу восточной сказки. Арабская вязь, причудливые растительные орнаменты, керамические изразцы и искусная резьба по камню и дереву украшают арки, своды, изящные столбики, колонны и узорчатые окна. Всё это создаёт впечатление, будто ты попал в волшебный мир, где время остановилось.

Свет и вода — две стихии, которые играют важную роль в создании атмосферы. Вода струится по каскадам и фонтанам, бежит по каналам, наполняет пруды и водоёмы. Всё это великолепие окружено кипарисовыми аллеями, апельсиновыми деревьями и цветущими клумбами. На фоне всего этого — горные вершины, покрытые вечными снегами, и ярко-голубое небо.

Дворец Алькасар в Севилье, 14в (мудехарский стиль)

Мудехарское искусство, или мудехарский стиль, представляет собой уникальное сочетание орнаментальных и декоративных мотивов, заимствованных из Аль-Андалуса. Этот стиль использовался в иберийских христианских королевствах в период с XIII по XVI век.

Он применялся в романском, готическом и ренессансном архитектурных стилях. Мудехарские мотивы и техники также присутствовали в искусстве и ремёслах, особенно в испано-моресской фарфоровой посуде, которая в то время экспортировалась по всей Европе из южной и восточной Испании.

Дворец Алькасар в Севилье, 14в
Дворец Алькасар в Севилье, 14в

Церковь Сантьяго-эль-Майор в Монтальбане, 13-14в
Церковь Сантьяго-эль-Майор в Монтальбане, 13-14в

Всемирная выставка 1888 года в Барселоне

Всемирная выставка 1888 года, которая прошла в Барселоне, сыграла важную роль в развитии каталонского модерна. На этой выставке были представлены достижения науки, техники и искусства разных стран мира. Она стала площадкой для обмена идеями и вдохновения между различными культурами.

На Всемирной выставке 1888 года были продемонстрированы многие произведения искусства и архитектуры, которые стали важными вехами в истории каталонского модерна. Выставка способствовала популяризации этого стиля и его распространению по всей Каталонии и за её пределами.

Всемирная выставка 1888 года в Барселоне стала важным событием в истории каталонского модерна. Она способствовала развитию этого художественного и архитектурного движения, которое оставило яркий след в архитектуре Каталонии.

Триумфальная арка в Барселоне, 1888 г.

Среди них выделяется Триумфальная арка — величественное сооружение, которое поражает своей красотой.

Триумфальная арка в Барселоне, возведённая в 1888 году, служила парадным входом на Всемирную выставку.

Архитектурный памятник, созданный в 1888 году по проекту Жузепа Виласеки, выполнен в уникальном неомавританском стиле, в котором искусно сочетаются элементы, характерные для испанского, португальского и исламского зодчества, а также мавританские мотивы.

Арка достигает в высоту 30 метров и имеет ширину 28 метров. В верхней части, по центру, расположен испанский герб. Четыре колонны, украшенные фигурами ангелов и шатровыми башенками с коронами, придают арке особое изящество.

Триумфальная арка служит символом экономического процветания, гостеприимства и культурного богатства как города, так и всей Испании в целом.

Триумфальная арка в Барселоне: сооружена к открытию Всемирной выставки, 1888 г. Архитектор Жузеп Виласека
Триумфальная арка в Барселоне: сооружена к открытию Всемирной выставки, 1888 г. Архитектор Жузеп Виласека

Замок трех драконов (1887-1888)

В Городском парке можно увидеть Замок Трёх Драконов, который сегодня является частью Музея естественных наук. Это удивительное строение, выделяющееся своей оригинальностью и необычностью, привлекает внимание посетителей.

Замок Трех Драконов — популярное название, которое барселонская публика присвоила модернистскому зданию, построенному между 1887–1888 годами в качестве кафе-ресторана для Всемирной выставки в Барселоне 1888 г. выдающимся архитектором Луисом Доменек-и-Мунтанером.

Каталонский модерн

В начале XX века в Каталонии получил широкое распространение стиль модерн. Этот стиль был не только отражением европейской моды, но и способом местной буржуазии продемонстрировать своё богатство и статус.

Богатые предприниматели и промышленники, часто связанные с текстильной отраслью, стремились оставить свой след в истории, возводя роскошные и необычные здания.

Каталонский модерн, или каталонский модернизм (кат. Modernisme català), — это художественное и архитектурное движение, которое возникло в Каталонии на рубеже XIX–XX веков. Оно было вдохновлено национальными традициями, а также европейскими художественными течениями, такими как ар-нуво и символизм.

Каталонский модерн характеризуется использованием природных форм, растительных и цветочных мотивов, а также вниманием к деталям и орнаментам. Он оказал огромное влияние на архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство Каталонии.

Одним из самых ярких примеров каталонского модерна является архитектура. Многие здания и сооружения, построенные в стиле каталонского модерна, отличаются элегантными формами, изящными линиями и богатым декором. Они создают атмосферу роскоши и изысканности.

Луис Доменек-и–Монтанер (1849-1923)

Одним из самых одаренных архитекторов этой эпохи в Барселоне был Льюис Доменек-и-Монтанер. К сожалению, его затмила слава великого Гауди, но его талант был, несомненно, велик, а творения грандиозны.

Луис Доменек-и–Монтанер (1849-1923), архитектор
Луис Доменек-и–Монтанер (1849-1923), архитектор

Льюис Доменек-и-Монтанер появился на свет в состоятельной семье издателя Пере Доменека-и-Сало и Марии Монтанер-и-Вила, происходивших из рыбацкого городка Канет-де-Мар. С ранних лет его увлекали точные науки — математика и физика, но впоследствии он решил посвятить себя архитектуре.

Льюис обучался этому искусству в Барселоне и Мадриде, а в декабре 1873 года получил диплом архитектора. После этого он отправился в путешествие по Европе, чтобы изучить архитектуру разных стран и почерпнуть новые идеи. Он посетил Францию, Швейцарию, Италию, Германию и Австро-Венгрию.

В 1875 году он начал преподавать в Архитектурной школе Барселоны, а с 1900 по 1920 год возглавлял её. Правда, в период с 1901 по 1905 год он был депутатом кортесов в Мадриде и на время оставил преподавательскую деятельность. За этот срок он воспитал целую плеяду молодых каталонских архитекторов, которые впоследствии продолжили его дело.

Дом Льео Морера (1906)

Дом Лео Морера — это шестиэтажный жилой дом в Барселоне, шедевр каталонского модерна. Это одно из самых ярких и значимых творений Луиса Доменек-и-Монтанера. Дом расположен в районе Эшампле на Пасео-де-Грасия, 35. Вместе с не менее знаменитыми домами Бальо и Амалье он составляет жемчужину Барселоны — так называемый «квартал Раздора».

Это место славится разнообразием форм и элементов модерна, которые придают ему особый шарм и элегантность. Примечательно, что на одной улице можно увидеть шедевры трех великих мастеров каталонского модернизма: Луиса Доменек-и-Монтанера, Жозепа Пуч-и-Кадафалка и Антонио Гауди.

Госпиталь Сант Пау (1902-1913)

Одним из самых ярких примеров этого стиля является госпиталь Сан-Пау в Барселоне, созданный в период с 1902 по 1913 год. Это творение принадлежит великому архитектору Луису Доменек-и-Монтанеру. В своём проекте он часто использовал каталонский свод — традиционный элемент, который придаёт зданию особый шарм и элегантность.

Каталонский свод, этот классический элемент архитектуры, представляет собой арку, создаваемую из слоёв плиток или кирпичей, которые располагаются консольно. Подобная техника стала его визитной карточкой.

В госпитале Сан-Пау Доменек-и-Монтанер сумел создать настоящий шедевр, гармонично объединив конструктивный рационализм с орнаментами, вдохновлёнными испанско-арабской архитектурой.

Дворец Каталонской музыки (1905-1908)

Дворец каталонской музыки в Барселоне — жемчужина каталонского модерна, созданная архитектором Льюисом Доменек-и-Монтанером. Это единственный концертный зал в Европе, который может похвастаться естественным освещением.

Представьте, как солнечный свет проникает в зал через великолепные витражи на стенах и через крышу, которая выполнена в виде большого вогнутого купола из цветного стекла. Это создает волшебную атмосферу, наполненную игрой света и цвета.

Архитектор, создавший это пространство, умел находить и привлекать к своей работе лучших мастеров. Его даже называли «дирижером» за его талант управлять строительными процессами и находить самые талантливые команды.

Иногда его стиль может показаться чрезмерным, но он полностью соответствует духу барселонского модернизма и отражает его лучшие устремления и красоту.

Жозеп Пуч-и-Кадафалк (1867-1956)

Вторым архитектором, который определил стиль каталонского модернизма, был Жозеп Пуч-и-Кадафалк (1867-1956). Он был не только архитектором, но и историком искусств, а также политиком. Пуч-и-Кадафалк считается одним из крупнейших представителей искусства модерн в архитектуре Испании.

В Архитектурной школе он преподавал гидравлику и теорию твёрдости, а в 1917 году стал председателем каталонского парламента. Пуч-и-Кадафалк был учеником Луиса Доменека-и-Монтанера, одного из самых влиятельных архитекторов своего времени.

Жозеп Пуч-и-Кадафалк (1867-1956), архитектор
Жозеп Пуч-и-Кадафалк (1867-1956), архитектор

Каса Марти (Четыре кота) (1895-1896)

Каса Марти — это модернистское здание, созданное в 1895-1896 годах в Барселоне по проекту Жозепа Пуч-и-Кадафалка. Оно было построено по заказу текстильного магната Франсеска Марти-и-Пуча.

Яркими чертами Каса Марти являются большие стрельчатые арки на первом этаже с витражами, орнамент окон верхнего этажа и балконы в ярком стиле. Внешний вид здания также примечателен скульптурами Эусеби Арнау, коваными изделиями Мануэля Балларина и статуей Святого Иосифа на пьедестале на углу Хосепа Ллимоны.

На первом этаже располагается таверна Quatre Gats («Четыре кота»), которая в период с 1897 по 1903 год была одним из художественных и культурных центров Барселоны. Здесь любили проводить время выдающиеся личности, такие как Рамон Касас, Сантьяго Русиньоль и Пабло Пикассо.

Каса Марти считается одним из самых ярких образцов каталонского модернизма и входит в Ruta del Modernisme — перечень лучших модернистских зданий Барселоны.

Каса Амалье (1898-1900)

Дом Амалье — здание в Барселоне, которое сочетает в себе черты неоготики и модерна, было построено между 1898 и 1900 годами по проекту архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалка. Оно расположено на улице Пасео-де-Грасия в районе Эшампле, рядом с домами Бальо и Лео Морера, и вместе с ними образует так называемый «квартал Раздора». Гауди позднее пришлось сильно постараться, чтобы не быть в тени этого архитектурного шедевра.

Дом с Шипами или Дом Террадес (1903-1905)

Дом с Шипами был возведён в период с 1903 по 1905 годы по проекту архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалька и стал его наиболее известной работой. Здание было построено по заказу трёх сестёр Террадес, что дало ему второе название — «Дом Террадес» (Casa Terrades).

Архитектор должен был объединить три дома, принадлежащие сёстрам, в единое целое, сохранив при этом индивидуальность каждого фасада.

Екатерина Серёжина