Найти в Дзене
Эстетика Эпох

«Каталонский модерниссимо»: Антонио Гауди

Оглавление

Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926)

Антонио Гауди-и-Корнет (1852–1926) — выдающийся каталонский архитектор-модернист, чье творчество оставило глубокий след в истории архитектуры. Его работы характеризуются новаторским подходом к использованию материалов, форм и конструкций.

Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926)
Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926)

Эусеби Гуэль (1846-1918)

Одним из главных факторов успеха Гауди стало его сотрудничество с меценатом и заказчиком Эусеби Гуэлем (1846–1918), который на протяжении многих лет оказывал поддержку архитектору. Граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи был каталонским промышленником, меценатом и политиком.

Эусеби Гуэль (1846-1918)
Эусеби Гуэль (1846-1918)

Дом Висенс (1883-1885)

Первым значительным проектом Гауди стал Дом Висенс, построенный в 1883–1885 годах для Мануэля Висенса. Мануэль Висенс был крупным промышленником, в основном занимался производством керамической плитки, что активно отражено в материалах, из которых изготовлен фасад его дома.

Кроме того, он был родственником Гуэля, и именно Гуэль посоветовал ему начинающего архитектора Антонио Гауди. Проект дома был создан Гауди в 1878 году, то есть практически сразу после получения диплома архитектора. Этот дом стал ярким образцом раннего стиля Гауди, сочетающего элементы модерна и восточные мотивы.

Дом Висенс, наряду с другими творениями Антонио Гауди, был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец Гуэль (1885–1890)

Следующим важным проектом стало строительство Дворца Гуэль, осуществленное в 1885–1890 годах для Эусеби Гуэля. Дворец стал одним из самых ярких примеров архитектуры Гауди, демонстрируя его уникальный стиль и мастерство.

Главная изюминка дворца — футуристическая крыша. Она украшена каминными трубами, которые покрыты разноцветной керамической плиткой и выполнены в различных формах. В центре крыши возвышается шпиль главного купола, достигающий 15 метров в высоту.

Центром интерьера дома был огромный световой колодец, увенчанный придуманным Гауди параболическим сводом, который в дальнейшем станет его основным конструктивным и декоративным элементом перекрытия.

В 1984 году дворец Гуэль наряду с другими архитектурными творениями Гауди был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Павильоны Гуэля в Педральбес (1848-1887)

Гауди также для Гуэля перестраивал его загородное поместье в Лес-Кортс. Один из наставников Гауди, архитектор Жоан Марторель-и-Монтельс, построил здесь особняк в карибском стиле под названием Торре Саталия, который находится недалеко от Королевского дворца Педральбес.

Гауди перестроил этот дом, возведя стену с воротами в ориенталистском стиле мудехар. Стена была выполнена из тёсаного камня, а главные ворота украшала кованая решётка в форме дракона Ладона со стеклянными глазами. Металлическая скульптура дракона имела механизм: при открывании ворот дракон раскрывал свою пасть. Сейчас механизм утерян, и дракон неподвижен. Павильоны Гуэля включают в себя конюшню, площадку для занятий с лошадьми и сторожки.

Парк Гуэль (1900-1914)

С 1900 по 1914 год Гауди трудился над созданием парка Гуэль, который стал одним из самых известных его проектов. Этот парк представляет собой уникальный комплекс зданий и сооружений в стиле каталонского модерна, гармонично сочетающий в себе сады и жилые зоны общей площадью 17,18 гектаров.

Парк Гуэль тоже был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Каса Батло (1904-1906) или «Дом Бальо», «Дом костей»

Среди других значимых работ Гауди можно выделить Каса Батло (1904–1906), известный также как «Дом Бальо», «Дом костей». Этот дом был построен в 1877 году, а затем в 1904–1906 годах архитектор Антони Гауди полностью его перестроил для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Каса Батло располагается рядом с другим шедевром модернизма, Каса Аматльер, архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка (о котором мы говорили в предыдущей статье).

Считается, что на создание облика дома Гауди вдохновила легенда о Святом Георгие, покровителе Каталонии. Волнистая крыша здания, украшенная керамической плиткой, символизирует спину дракона, а башенка, увенчанная георгиевским крестом, представляет собой меч Святого Георгия. Нижние балконы, выполненные в виде черепов, символизируют останки жертв дракона.

Глинобитные постройки берберов в Северной Африке

Творчество Гауди также вдохновлялось глинобитными постройками берберов в Северной Африке. Эти сооружения отличались простотой форм и использованием местных материалов. Такие постройки обладают рядом преимуществ: они хорошо сохраняют прохладу внутри помещения, обеспечивают хорошую звукоизоляцию и являются экологически чистыми.

Гауди адаптировал эти принципы в своих работах, создавая уникальные архитектурные шедевры.

Каса Мила (1905-1910)

Каса Мила — жилой дом, построенный в период с 1905 по 1910 годы, также известный как «Каменоломня» из-за своего необычного внешнего вида, напоминающего скалистую пещеру, обладает рядом уникальных особенностей. Одна из них — продуманная система естественной вентиляции, которая позволяет отказаться от использования кондиционеров. В каждой квартире есть возможность перемещать межкомнатные перегородки по своему усмотрению, создавая уникальный интерьер. Также в здании предусмотрен подземный гараж.

Дом Каса Мила является ярким примером каталонского модерна и отражает уникальный стиль Гауди. Здание имеет волнообразные формы, асимметричные линии и множество декоративных элементов, таких как балконы, карнизы и окна необычной формы.

Каса Мила включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крипта Колонии Гуэль (1908-1917)

Крипта Колонии Гуэль — это церковь, построенная в период с 1908 по 1917 годы по заказу мецената Эусеби Гуэля для текстильной усадьбы Санта Колома-де-Сервельо, стала еще одним важным проектом Гауди, поскольку в ней были отработаны все идеи, которые впоследствии реализовались в главном детище Гауди — Саграда Фамилиа.

Фасад крипты выполнен в гиперболических формах, что означает полное отсутствие прямых линий. Это стало характерной чертой поздних работ Гауди.

Гиперболические формы, такие как параболические арки и своды, позволили архитектору создавать конструкции, обладающие уникальной эстетикой и функциональностью. Весь ансамбль украшен мозаикой, а над входом расположена мозаика с изображением семи добродетелей.

Интерьер отличается огромными цветными витражами. Внутри находятся четыре колонны неправильной формы, которые окружают алтарь. Колонны выполнены из базальта, а стены облицованы стекловидным шлаком, полученным из отходов литейного производства.

Саграда Фамилия (возводится с 1883 по нв). Искупительный храм Святого Семейства

Одним из самых знаменитых проектов Гауди является Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), начатый в 1883 году. Гауди посвятил этому проекту большую часть своей жизни, создавая уникальное архитектурное творение. Он разработал подвесную цепную модель, которая позволила создать сложные конструкции без использования традиционных опор.

Использование катенарных (цепных или ломаных) арок

Использование катенарных (цепных или ломаных) арок — еще одна характерная черта архитектуры Гауди, заимствованная из природы. Если ветку согнуть в параболическую арку, она сломается в местах максимальной нагрузки, где сила действия равна противодействию.

Гладкую арку, построить которую сложнее, можно заменить ломаной, собранной из прямых балок, которые сходятся в местах концентрации напряжений. Гауди так и делал, используя свою знаменитую подвесную цепную модель, придуманную немецким архитектором Вильгельмом Таппе еще в конце XVIII в.

Эта модель позволила Гауди спроектировать и построить крипту в колонии Гуэль и Саграда Фамилия — неоготический храм без подпорок и контрфорсов, в котором нагрузки воспринимают наклонные и вертикальные столбы, вытянутые вдоль силовых линий. Интересно, что расчет нагрузок с помощью подвесной модели не требует математических расчетов.

Макет
Макет

Подвесная цепная модель Антонио Гауди. Напряжения конструкций
Подвесная цепная модель Антонио Гауди. Напряжения конструкций

Подвесная цепная модель работает так: сначала на потолок мастерской наносится план постройки. Затем к местам, где должна опираться арка, крепится цепь, образуя параболическую арку. Цепь нагружается мешочками с песком, под нагрузкой арка становится ломаной.

Так моделируется весь силовой каркас будущего здания. Остается сфотографировать его, замерить углы и перенести на бумагу. Никакой математики, никаких дополнительных подпорок-контрфорсов. Вся силовая структура одновременно внутри и снаружи, то есть церковь Саграда Фамилия — это единая оболочка, а не обычное здание.

Сотрудничество Антонио Гауди и Эусеби Гуэля привело к созданию множества выдающихся архитектурных проектов, которые продолжают восхищать людей по всему миру. Творчество Гауди оказало огромное влияние на развитие архитектуры XX века, а его работы остаются актуальными и интересными для изучения.

/ Часть 1 / Часть 2 /

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох