Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Шинуазри: изысканная стилизация под восточное искусство

Оглавление

Стиль шинуазри, известный также как «китайщина», представляет собой одно из направлений ориентализма. Это слово звучит как экзотическая мелодия, погружающая в мир загадочных фантазий и напоминающая о далёких странах и древних цивилизациях. Хотя его можно перевести с французского как «китайский» или «китайщина», шинуазри — это нечто гораздо более утончённое и изысканное.

История шинуазри

Этот удивительный стиль является результатом многовекового культурного обмена и взаимопроникновения традиций. Он возник в Европе в XVII–XVIII веках благодаря активному торговому взаимодействию с Китаем. Голландская Ост-Индская торговая компания сыграла ключевую роль в этом процессе, способствуя появлению делфтских фаянсов и подражаний китайской лаковой мебели.

В начале XVIII века, в период французского Регентства, а также в искусстве рококо середины того же столетия, этот стиль получил дальнейшее развитие. Величественные корабли, гружённые фарфором, шёлком и лакированной мебелью, регулярно прибывали в европейские порты, вызывая неподдельный восторг у аристократии. Это было время, когда Европа открыла для себя китайское искусство и моду.

Корабли голландской ОСТ Индской компании
Корабли голландской ОСТ Индской компании

В эпоху географических открытий и экспансии, пришедшуюся на XVII век, изысканные китайские товары стали символами роскоши и высокого статуса. Европейская аристократия с радостью украшала свои дома китайским фарфором, шёлковыми тканями, лакированной мебелью и расписными обоями, стремясь создать атмосферу утончённости и изысканности.

Шинуазри быстро стал неотъемлемой частью барокко и рококо, гармонично вписавшись в эти стили и добавив им нотку экзотики и таинственности. В XVIII веке мода на шинуазри достигла своего пика. Европейские мастера начали активно копировать и интерпретировать китайские мотивы, создавая свои версии восточных сокровищ.

На протяжении многих десятилетий искусство шинуазри развивалось, словно тайное увлечение, спрятанное в недрах других стилей. Оно проникало в венское рококо, южно-австрийское барокко, прусское рококо эпохи Фридриха, саксонский стиль в Дрездене, петровское барокко и елизаветинское рококо в России, а также в ранний екатерининский классицизм.

Стиль Чиппендейл

В Англии шинуазри нашло своё отражение в неоклассицизме, а в мебели — в стиле «Чиппендейл». Даже в эпоху западноевропейского и русского модерна на рубеже XIX–XX веков шинуазри продолжало жить, приспосабливаясь и изменяясь вместе со временем.

Китайский фарфор

На исходе XVII века аристократическая Европа была охвачена страстью к китайскому фарфору. И хотя золотая и серебряная посуда всё ещё считалась символом знатности и богатства, она уже не могла соперничать с лёгкостью и изяществом фарфоровых изделий.

Европейские торговцы в магазине фарфора, акварельные иллюстрации, предназначенные для западного рынка, Китай, 18 век
Европейские торговцы в магазине фарфора, акварельные иллюстрации, предназначенные для западного рынка, Китай, 18 век

Фарфор — один из видов керамики, который ценится за гладкость поверхности, белоснежность и полупрозрачность. Для его производства используют особую смесь глины и минералов, а затем обжигают при высоких температурах (1280–1400 ºC). Фарфор был изобретен много веков назад, но его совершенство достигло пика во времена династии Мин.

Цзиндэчжэнь (Чинтечен) — крупнейший центр фарфорового производства в эпоху Мин. Однако были и другие города, где создавали высококачественные изделия, такие как Дэхуа и Фошань. Цзиндэчжэнь стал первым таким центром благодаря богатым месторождениям глины, известным еще со времен династии Хань (206 г. до н. э. — 202 г. н. э.). В эпоху Тан (618–907 гг. н. э.) город производил керамические сосуды для императоров. Во времена Мин Цзиндэчжэнь стал одним из крупнейших промышленных центров Китая, вероятно, первым в мире, достигшим таких масштабов производства. Императорский двор регулярно заказывал огромное количество фарфора.

Фарфоровая мануфактура в Майсене, 1710 г.

Восток открыл Европе мир традиционных ремёсел, ставших источником вдохновения для многих технических и художественных открытий. Одним из таких открытий стал европейский фарфор, рецепт которого был изобретён в Саксонии в 1708 году. Уже через два года, в 1710-м, в Майсене открылась первая фарфоровая мануфактура.

Расписные и вышитые шёлковые ткани

Саксонские мастера начали с того, что копировали «китайский стиль». Но не только китайский фарфор вызывал восхищение европейских монархов — расписные и вышитые шёлковые ткани, изделия из лака и нефрита, японский фарфор какиэмон и имари, японская цветная гравюра — всё это стимулировало фантазию художников и подталкивало их к поиску новых материалов.

Этот стиль стал символом роскоши и изысканности. В моде были расписные вазы, мебель с резьбой, шёлковые обои и ширмы, которые украшали богатые дома и дворцы. Шинуазри не просто копировал китайское искусство, а адаптировал его к европейским вкусам, интерпретируя и переосмысливая китайские мотивы с учётом европейских эстетических идеалов.

Шпалеры мануфактуры в Бове

Шпалеры мануфактуры в Бове, изображающие роскошный быт властителя Поднебесной, вызывают особый интерес. Эти аллегорические полотна, наполненные европейской символикой власти, были созданы, чтобы отразить могущество французских королей. Людовик XV (1710-1774) подарил их китайскому императору Цянлуню. Китайцы с интересом изучали по ним жизнь диковинных французов.

Шпалера мануфактуры в Бове, изображающие роскошный быт властителя Поднебесной
Шпалера мануфактуры в Бове, изображающие роскошный быт властителя Поднебесной

В результате мы получили уникальный стиль, который продолжает вдохновлять дизайнеров по всему миру. Шинуазри — это не просто мода, это целая эпоха, оставившая свой след в истории искусства.

-10

Шинуазри — это стиль, который покоряет своей изысканностью и красотой. Он представляет собой живописные сцены из жизни, изящные цветы и птицы, богатые орнаменты и узоры. Всё это выполнено в ярких и насыщенных цветах, часто с использованием золота и серебра. Такой декор притягивает взгляд, он наполнен деталями и глубиной, заставляя рассматривать его снова и снова.

Уильям Чеймберс (1723-1796)

В XVIII веке английский архитектор Уильям Чеймберс, работавший на голландскую Ост-Индскую компанию, отправился в удивительное путешествие, которое открыло ему двери в мир китайского искусства. С 1740 года он посетил множество стран Европы и Дальнего Востока, знакомясь с уникальными традициями и культурой.

Уильям Чеймберс (1723-1796) — шотландский архитектор, декоратор и проектировщик мебели, создатель уникального стиля, соединяющего элементы рококо, раннего английского неоклассицизма и восточные мотивы
Уильям Чеймберс (1723-1796) — шотландский архитектор, декоратор и проектировщик мебели, создатель уникального стиля, соединяющего элементы рококо, раннего английского неоклассицизма и восточные мотивы

Поездка в Китай в 1748–1749 годах стала для него настоящим открытием. Он привёз с собой множество рисунков, акварелей и гравюр, которые способствовали распространению моды на «китайский стиль» в Европе.

Уильям Чеймберс был первым англичанином, который осмелился соединить элементы античной и китайской архитектуры. Его влияние можно увидеть во многих интерьерах среднегеоргианского стиля первой половины XVIII века, где сочетаются элементы неоготики с восточными мотивами.

В этот период в Англии начали активно использовать мебель из бамбука и создавать лаковые кабинеты, стилизованные под китайские. Влияние французского стиля рококо становилось всё более заметным.

В проектах Чеймберса и Чиппендейла французские рокайли гармонично соединились с «китайщиной», что привело к созданию «стиля короля Георга II», или среднегеоргианского стиля (1727–1760). Этот стиль часто называют английским рококо или «стилем Чеймберса».

Большая пагода в королевских садах Кью (1761—1762), Лондон

В 1761–1762 годах Чеймберс создал настоящее чудо — пятидесятиметровую Большую пагоду в Королевских садах Кью в Лондоне. В оформлении архитектурных интерьеров наиболее известны рисунки и проекты Фредерика Крейса.

Замок Нидервайден, Нижняя Австрия, 1765 г.

В 1765 году императрица Австрии, блистательная Мария Терезия, решила преобразить «Охотничий домик» в Нидервайдене. Это место в Нижней Австрии заиграло новыми красками после реконструкции. Четыре комнаты были украшены китайскими бумажными обоями, что придавало интерьеру особую экзотику и шарм.

Известный своим мастерством Жан-Батист Пильман расписал новый куполообразный потолок над овальным бальным залом. Его фрески с изображением экзотических растений, птиц и восточных музыкантов создавали атмосферу восточной сказки.

Китайский павильон Дроттнингхольм, провинция Стокгольм (1753-1769)

С появлением моды на чаепитие в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения — «чайные домики» или китайские павильоны. Одним из первых таких сооружений была Китайская деревня при королевском дворце в Дроттнингхольме, построенная в XVII веке. Подобные сооружения стали появляться и у других монархов Европы.

Дворец Пильниц рядом с Дрезденом (1720-1722)

Перед нами великолепный замок саксонских курфюрстов — дворец Пильниц, расположенный на берегу Эльбы в 15 километрах к юго-востоку от Дрездена. Это изысканное строение было возведено по заказу Августа Сильного в период с 1720 по 1722 год по проекту выдающегося архитектора М. Д. Пёппельмана.

А в 1804 году в парке появился ещё один «Китайский павильон». Этот факт свидетельствует о неугасающем интересе к искусству Востока, но уже в европейской интерпретации.

Китайский павильон в парке Пильниц, 1804. Архитектор К. Ф. Шурихт
Китайский павильон в парке Пильниц, 1804. Архитектор К. Ф. Шурихт

Китайский чайный домик в парке Сан-Суси, Потсдам, (1754-1757)

В Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого, находится «чайный домик», который является образцом паркового павильона в «китайском стиле». Это творение архитектора И. Г. Бюринга и скульптора И. Г. Хеймюллера.

«Чайный домик» имеет круглую форму и украшен позолоченными фигурами «китайцев». Они встречают посетителя у входа, словно приглашая его выпить чаю. Фигуры одеты в фантазийную восточную одежду, но имеют европейские черты лица. Создаётся впечатление, что «китайцы» живут своей жизнью — входящий застаёт их во время трапезы.

Внутреннее пространство павильона также украшено сценой из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Полнотелые и массивные «китаянки» больше напоминают французских придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц. Внутри расположена экспозиция изделий китайского фарфора. Всё это создаёт неповторимую атмосферу и позволяет окунуться в мир восточной культуры.

Фарфоровый будуар во дворце Каподимонте, Неаполь, 18 век

Карл Бурбонский, который с 1734 по 1759 год занимал трон Неаполитанского королевства, был большим ценителем прекрасного. Он решил возвести в Неаполе великолепный дворец Каподимонте, а также создать фарфоровую фабрику, которая открылась в 1743 году.

Мастера этой фабрики создали настоящий шедевр — фарфоровый будуар для королевы Марии Амалии Саксонской, супруги Карла Бурбонского.

Фарфоровая комната в королевском дворце Аранхуэс, Испания, 18 век

Фарфоровая комната в королевском дворце Аранхуэс - уютный зал средних размеров, стены и потолки которого полностью покрыты белоснежными фарфоровыми пластинами.

Над украшением этой комнаты трудились мастера с завода Королевского фарфора Буэн Ретиро. Между 1763 и 1765 годами по заказу короля Карла III скульптор Джузеппе Гричи создал фарфоровые панели в стиле рококо-шинуазри, которые украсили стены и потолок.

Лаковый, или Китайский, кабинет дворца Монплезир в Петергофе (1714-1723)

В России увлечение китайским стилем началось с Лакового кабинета во дворце Монплезир в Петергофе, который был построен в 1714–1723 годах по приказу Петра Великого. Автором проекта стал Иоганн Фридрих Браунштейн.

Пётр I лично выбрал место и план дворца, а также дал указания по оформлению интерьеров. На стенах кабинета на позолоченных консолях размещались изделия китайского и японского фарфора, собранные Петром (сохранилось 150 из 546).

Стены украшают одиннадцать больших и малых чёрнолаковых панно с изображениями «сцен китайской жизни», а также птиц, драконов и журавлей. Эти панно были написаны русскими иконописцами под руководством голландца Хендрика ван Бронкхорста в 1719–1722 годах.

Китайский дворец в Ораниенбауме (1762-1768)

В период с 1762 по 1768 год в Ораниенбауме появился Китайский дворец, созданный по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это удивительное сооружение пережило годы Великой Отечественной войны, сохранив свои интерьеры в «китайском стиле». Среди них — знаменитый Стеклярусный кабинет, а также Малый и Большой Китайский кабинеты.

Стеклярусный кабинет поражает воображение двенадцатью панно, которые вышиты русскими мастерицами с использованием синельной нити и стекляруса, произведённого на фабрике в Усть-Рудице, основанной Ломоносовым. Эти панно представляют собой настоящие произведения искусства, на которых изображены фантастические птицы и «китайские пейзажи» с затейливым орнаментом.

Картоны для этих панно были созданы Жаном-Батистом Пильманом, который работал в Санкт-Петербурге в 1766–1767 годах. Однако есть и другая версия, согласно которой эскизы были созданы итальянским художником Серафино Бароцци.

Два «Китайских кабинета» — это настоящие произведения искусства, оформленные по рисункам Ринальди в стиле китайской экзотики.

Большие стенные панно, словно пришедшие из другого мира, выполнены из редких пород дерева: карельской березы, амаранта, палисандра, самшита и персидского ореха. Изысканные вставки из слоновой кости придают им особую элегантность.

Китайские мотивы здесь гармонично сочетаются с французскими рокайлями, создавая атмосферу роскоши и изысканности. Пальмовые ветви, меандр, свастики, изображения драконов и фениксов — всё это придаёт кабинетам неповторимый шарм.

Стены «Китайской опочивальни» затянуты белым китайским атласом с росписями, которые создают ощущение восточной сказки. Плафон «Китайское жертвоприношение», написанный итальянским живописцем Якопо Гуарана, добавляет комнате особый колорит.

Китайская деревня в Царском Селе (1778-1786)

Стиль шинуазри для современных эклектичных интерьеров

Сегодня дизайнеры не устают экспериментировать, создавая поистине уникальные пространства. В своих работах они умело сочетают элементы шинуазри — расписные комоды, лакированную мебель, фарфор и ширмы — с современными и классическими деталями, привнося в интерьер нотки восточной экзотики и роскоши.

В эпоху, когда мода на винтаж и антиквариат переживает новый виток популярности, шинуазри снова становится актуальным. Этот стиль, словно старый друг, вернувшийся из дальних странствий, привносит в наши дома атмосферу старины и экзотики. Люди устали от однообразия и минимализма, им хочется чего-то уникального и неповторимого. И шинуазри, с его богатой историей и изысканными деталями, идеально отвечает этим запросам.

Шинуазри сегодня — это не просто модный тренд, а настоящее искусство, которое позволяет создать поистине уникальный и неповторимый интерьер.

Шинуазри в интерьере: как достичь гармонии

Шинуазри — это не просто стиль, а настоящее искусство, требующее деликатного подхода. Не стоит полностью погружать интерьер в атмосферу этого стиля, чтобы не перегрузить его безвкусицей. Лучше всего добавить несколько акцентов, которые будут перекликаться с его элементами.

Представьте себе комод, украшенный изящными узорами, или фарфоровую вазу, словно только что прибывшую из императорского дворца. А может быть, вам придутся по душе шёлковые обои на одной из стен или декоративные подушки с восточными мотивами? Эти детали станут настоящей изюминкой вашего интерьера, притягивая взгляды и создавая атмосферу утончённости и изысканности.

Текстиль — ещё одна прекрасная возможность интегрировать шинуазри в современный интерьер. Шёлковые подушки, покрывала и занавески с традиционными китайскими узорами станут прекрасным дополнением к любому стилю. А как насчёт зеркала в резной раме или антикварной шкатулки? Такие детали добавят вашему дому шарма и завершённости.

Важно помнить, что в интерьере, как и в моде, важно соблюдать баланс и гармонию. Шинуазри поможет создать уникальный и запоминающийся образ вашего дома, если подходить к его воплощению с умом и чувством стиля.

Эстетика Эпох