Найти в Дзене

СТИЛЬ: КОНСТРУКТИВИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского Конструктивизм — стиль русского искусства 1920-х годов, проявившийся в архитектуре, живописи, графике, фотографии, декоративно-прикладном искусстве, затронувший также театральную режиссуру и сценографию, коснувшийся литературы. Это чисто русское явление, выросшее на почве раннего авангарда, восходящее к художественным опытам футуристов и супрематистов. Маяковский в заметке 1923 года не без удивления отмечал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе». Между тем похожие течения складываются в западной архитектуре тех лет: урбанизм и функционализм. Эстетика конструктивизма и его практики пропитаны утопиями первых пореволюционных лет. Архитекторы-конструктивисты мечтали создать пространственную среду, соответствующую новому социальному строю. Они строили дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, обеспечивающие коллективный общепит. Эль Лисицкий. «Новый чел

Из лекций С.В.Стахорского

Конструктивизм — стиль русского искусства 1920-х годов, проявившийся в архитектуре, живописи, графике, фотографии, декоративно-прикладном искусстве, затронувший также театральную режиссуру и сценографию, коснувшийся литературы. Это чисто русское явление, выросшее на почве раннего авангарда, восходящее к художественным опытам футуристов и супрематистов. Маяковский в заметке 1923 года не без удивления отмечал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе». Между тем похожие течения складываются в западной архитектуре тех лет: урбанизм и функционализм.

Эстетика конструктивизма и его практики пропитаны утопиями первых пореволюционных лет. Архитекторы-конструктивисты мечтали создать пространственную среду, соответствующую новому социальному строю. Они строили дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, обеспечивающие коллективный общепит.

Эль Лисицкий. «Новый человек», плакат. 1923 год
Эль Лисицкий. «Новый человек», плакат. 1923 год

В начале 1920-х художники-конструктивисты были одержимы фантастическими замыслами: верили, что машины позволят людям летать, как птицам; мечтали о городах, парящих в воздухе.

Константин Юон. «Люди будущего», 1929 год. Картинная галерея, Тверь
Константин Юон. «Люди будущего», 1929 год. Картинная галерея, Тверь
Александр Лабас. «Город будущего», 1935 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Александр Лабас. «Город будущего», 1935 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

Владимир Татлин проектирует аппарат, который позволит также просто передвигаться в воздухе, как ездить на велосипеде. Свое изобретение он назвал «Летатлин». Над ним Татлин работал в 1929–1932 годах и впервые представил его весной 1932 года на выставке в Музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Из трех экземпляров «Летатлина» сохранился только один, не предназначенный для полетов: его фюзеляж и крылья были оставлены без обтяжки, чтобы показать конструкцию аппарата.

Владимир Татлин. Эскиз «Летатлина» с пилотом, 1929–1932 годы. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. Эскиз «Летатлина» с пилотом, 1929–1932 годы. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. «Летатлин», 1929–1932 годы. Музей ВВС России, Монино
Владимир Татлин. «Летатлин», 1929–1932 годы. Музей ВВС России, Монино

Антон Лавинский выступил с проектом «Города на рессорах», в котором все здания были подняты высоко над землей и поставлены на подвижные рессоры. Под зданиями находились пешеходные улицы, превращенные в бульвары, а под ними — транспортные тоннели.

На бумаге воплощал утопические замыслы Яков Чернихов: широкой публике он показал их на выставке «2222 архитектурные фантазии».

Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия», 1920-е годы
Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия», 1920-е годы
Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия», 1920-е годы
Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия», 1920-е годы
Яков Чернихов. «Архитектурные фантазии», 1920-е годы
Яков Чернихов. «Архитектурные фантазии», 1920-е годы

Руководствуясь принципом целесообразности, конструктивисты проектируют здания в виде простейших стереометрических тел, свободных от всякого декора, — в форме куба, параллелепипеда, цилиндра. Александр Веснин говорил: «Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу геометрической прямой».

Изобразительность и декоративность порицали живописцы-конструктивисты. Они активно занимались плакатной графикой, и приемы плаката переносили в станковую живопись: резкие линии, двухмерное пространство, лишенное глубины, частичный отказ от светотеневых объемов и линейной перспективы.

Жесткая геометричность и рациональность — отличительные признаки конструктивистской архитектуры. Зодчие осваивают новые строительные технологии и материалы (железобетонный каркас), применяют ленточные окна, сплошное остекление фасадов и решительно отвергают текучие изогнутые линии и округлые объемы, свойственные стилю модерн. Дух конструктивизма выражен в строках Павла Когана:

Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Округлые формы конструктивисты недолюбливали и пытались замаскировать. Так, Константин Мельников в архитектуре собственного дома, состоящего из двух слипшихся цилиндров, округлость фасада разбивает шестиугольными окнами.

Конструктивисты разрабатывали новые приемы оформления интерьеров и, в частности, проектировали мебель, отвечавшую принципам функциональности и трансформации. Это сборно-разборные столы, кресла-кушетки, кровати-раскладушки.

Первый архитектурный памятник конструктивизма — Башня Третьего Интернационала, спроектированная Владимиром Татлиным: сооружение из нескольких цилиндров, вращающихся с разной скоростью по наклонной оси.

Центром конструктивизма явилось Общество современных архитекторов (ОСА), созданное в 1925-м братьями Весниными — Леонидом, Виктором и Александром.

Александр и Леонид Веснины. Конкурсный эскиз Московского телеграфа, 1922 год
Александр и Леонид Веснины. Конкурсный эскиз Московского телеграфа, 1922 год

Веснины проектировали функциональные здания в форме геометрических объемов, выполненных из железобетона и стекла. В их проектах сказалась свойственная тому времени гигантомания. Так, проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади, будь он реализован, своей огромной массой задавил бы архитектурный ансамбль Кремля.

Александр и Виктор Веснины. Эскиз здания Наркомтяжпрома, 1934 год
Александр и Виктор Веснины. Эскиз здания Наркомтяжпрома, 1934 год

Памятник конструктивизма — так называемый «Дом на набережной» (1931 год), расположенный на Болотной площади. Архитектор Борис Иофан спроектировал несколько геометрически правильных корпусов, занявших обширную территорию между Москвой-рекой и Водоотводным каналом.

«Дом на набережной», архитектор Борис Иофан, 1931 год. Москва
«Дом на набережной», архитектор Борис Иофан, 1931 год. Москва

Алексей Щусев, начинавший в 1910-е годы как архитектор модерна и «русского стиля» (ансамбль Марфо-Мариинской обители в Москве), спроектировал в стиле конструктивизма Мавзолей Ленина и здание Наркомзема.

Здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия), архитектор Алексей Щусев, 1928–1933. Москва
Здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия), архитектор Алексей Щусев, 1928–1933. Москва
Здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия), архитектор Алексей Щусев, 1928–1933. Москва
Здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия), архитектор Алексей Щусев, 1928–1933. Москва

Рациональность планировки и геометризм фасадов, подчеркнутый горизонталями ленточных окон, отличают спроектированный Моисеем Гинзбургом жилой дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Дом Наркомфина, архитектор Моисей Гинзбург, 1928–1930 годы. Москва
Дом Наркомфина, архитектор Моисей Гинзбург, 1928–1930 годы. Москва

Сложная ассиметричная композиция положена в основу здания клуба им. Зуева, построенного Ильей Голосовым. Два прямоугольных корпуса, имеющие разную высоту, упираются в вертикальный остекленный цилиндр. Связующим элементом композиции служит лента квадратных окон третьего этажа.

Клуб им. Зуева, архитектор Илья Голосов, 1929 год. Москва
Клуб им. Зуева, архитектор Илья Голосов, 1929 год. Москва

Рабочий клуб, по тогдашним правилам, должен был включать в себя театральный зал с оборудованной сценой, костюмерными и гримерными, фойе, буфет, читальню, комнаты для кружков, бильярдную, помещение для занятий спортом, душевую, парикмахерскую. Такой многофункциональный комплекс служил привлекательной площадкой для архитектурных новаций.

Самая крупная фигура в архитектуре конструктивизма — Константин Мельников. Он строил рабочие клубы, выставочные павильоны, многоярусные гаражи, участвовал в планировке новых кварталов города.

Проектируя клуб Русакова, Мельников увеличивает площадь зрительного зала за счет амфитеатра, вынесенного наружу в виде трех выступов на фасаде.

Клуб Русакова Союза коммунальников, архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб Русакова Союза коммунальников, архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва

Построенный Мельниковым клуб обувной фабрики «Буревестник» представляет собой здание из нескольких прямоугольников разной высоты; к ним примыкает пятилепестковая четырехэтажная башня с широкими полукруглыми окнами.

Клуб «Буревестник», архитектор Константин Мельников, 1930 год. Москва
Клуб «Буревестник», архитектор Константин Мельников, 1930 год. Москва
Клуб завода «Каучук», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб завода «Каучук», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе, архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе, архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва

Здание клуба фабрики «Свобода», спроектированное Мельниковым, состоит из вытянутой остекленной призмы в два этажа и боковых трехэтажных кубов. Ось симметрии образует расположенный посередине второго этажа выступ в виде корабельного киля. От него расходятся в стороны две лестницы.

Клуб фабрики «Свобода», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб фабрики «Свобода», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб фабрики «Свобода», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва
Клуб фабрики «Свобода», архитектор Константин Мельников, 1929 год. Москва

Мировое признание Мельникову принес проект Павильона СССР на международной выставке в Париже (1925 год). Прямоугольное в плане двухэтажное здание имело остекленные фасады. С первого на второй этаж по диагонали поднималась широкая лестница, сложенная из наклонных плит.

Рисунок и фотография павильона в Париже, архитектор Константин Мельников, 1925 год
Рисунок и фотография павильона в Париже, архитектор Константин Мельников, 1925 год

В живописи конструктивизма прослеживаются два течения: фигуративное и геометрическое. Представители первого течения — Александр Дейнека, Юрий Пименов, Петр Вильямс.

Александр Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926 год. Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926 год. Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. «Оборона Петрограда», 1927 год. Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. «Оборона Петрограда», 1927 год. Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. «Даешь тяжелую индустрию», 1927 год. Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. «Даешь тяжелую индустрию», 1927 год. Третьяковская галерея, Москва
Петр Вильямс. Портрет Мейерхольда, 1925 год. Третьяковская галерея, Москва
Петр Вильямс. Портрет Мейерхольда, 1925 год. Третьяковская галерея, Москва

К конструктивизму тяготели Павел Филонов и его ученики, в их числе Василий Купцов.

Василий Купцов. «Текстильщица», начало 1930-х годов. Музей-заповедник, Псков
Василий Купцов. «Текстильщица», начало 1930-х годов. Музей-заповедник, Псков

Геометрические композиции создают Иван Кудряшов, Любовь Попова, Александр Веснин, Эль Лисицкий, Яков Чернихов.

Иван Кудряшов. Портрет девушки, 1919 год. Художественный музей имени Васнецовых, Киров
Иван Кудряшов. Портрет девушки, 1919 год. Художественный музей имени Васнецовых, Киров
Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения», 1925 год. Третьяковская галерея
Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения», 1925 год. Третьяковская галерея
Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Александр Веснин. «Абстрактная композиция», 1921 год. Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Веснин. «Абстрактная композиция», 1921 год. Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Эль Лисицкий. Проун (Проект утверждения нового), 1922 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Эль Лисицкий. Проун (Проект утверждения нового), 1922 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Яков Чернихов. Композиции из цикла «Аристография», 1920-е годы. Частная коллекция
Яков Чернихов. Композиции из цикла «Аристография», 1920-е годы. Частная коллекция
Макет композиции Якова Чернихова из цикла «Аристография», 2025 год. Еврейский музей, Москва
Макет композиции Якова Чернихова из цикла «Аристография», 2025 год. Еврейский музей, Москва

Фигуративные и геометрические картины пишет Александр Родченко.

Александр Родченко. «Чемпион Африки», 1919 год. Частное собрание
Александр Родченко. «Чемпион Африки», 1919 год. Частное собрание
Александр Родченко. «Конструкция на коричневом № 97», 1919 год. Частное собрание
Александр Родченко. «Конструкция на коричневом № 97», 1919 год. Частное собрание

Помимо станковой живописи конструктивисты занимаются книжной графикой, делают эскизы киноплакатов, театральных афиш, торговых упаковок и ярлыков.

Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых», плакат, 1920 год
Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых», плакат, 1920 год
Александр Родченко. Фотопортрет Лили Брик для плаката Ленгиза, 1924 год
Александр Родченко. Фотопортрет Лили Брик для плаката Ленгиза, 1924 год
Александр Родченко. Плакат Ленгиза, 1924 год
Александр Родченко. Плакат Ленгиза, 1924 год

Важные открытия в области художественной фотографии принадлежат Александру Родченко. Он находил совершенно новые ракурсы фотоизображений, экспериментировал в жанре фотопортрета.

Александр Родченко. «Телефон», фотография, 1925 год
Александр Родченко. «Телефон», фотография, 1925 год
Александр Родченко. «Шофер», фотография, 1929 год
Александр Родченко. «Шофер», фотография, 1929 год
Александр Родченко. Фотопортрет Маяковского, 1924 год
Александр Родченко. Фотопортрет Маяковского, 1924 год

Сценографы-конструктивисты отказались от живописных декораций: пространство сцены они заполняли станками, служившими «клавиатурой для артиста».

Антон Лавинский. Эскиз к спектаклю «Мистерия-буфф», пьеса В.В.Маяковского, постановка В.Э.Мейерхольда, Театр РСФСР 1-й, 1921 год. Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Антон Лавинский. Эскиз к спектаклю «Мистерия-буфф», пьеса В.В.Маяковского, постановка В.Э.Мейерхольда, Театр РСФСР 1-й, 1921 год. Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Эль Лисицкий. Эскиз костюма, 1923 год. Музей театра и музыки, Санкт-Петербург
Эль Лисицкий. Эскиз костюма, 1923 год. Музей театра и музыки, Санкт-Петербург
Сергей Эйзенштейн. Эскиз конструкции к постановке В.Э.Мейерхольда пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца», 1922 год
Сергей Эйзенштейн. Эскиз конструкции к постановке В.Э.Мейерхольда пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца», 1922 год

Знаковые произведения театрального конструктивизма — сценография Любови Поповой к постановкам В.Э.Мейерхольда «Великодушный рогоносец» (пьеса Кроммелинка) и «Земля дыбом» (пьеса Сергея Третьякова), Александра Веснина к спектаклям А.Я.Таирова в Камерном театре «Благовещение» (драма Клоделя), «Федра» (трагедия Расина) и «Человек, который был четвергом» (по Честертону).

Любовь Попова. Эскиз к спектаклю В.Э.Мейерхольда «Великодушный рогоносец», 1922 год
Любовь Попова. Эскиз к спектаклю В.Э.Мейерхольда «Великодушный рогоносец», 1922 год
Реконструкция макета к спектаклю В.Э.Мейерхольда «Земля дыбом», сценограф Любовь Попова, 1923 год. Выставка к 150-летию Мейерхольда: Зотов-центр, Москва
Реконструкция макета к спектаклю В.Э.Мейерхольда «Земля дыбом», сценограф Любовь Попова, 1923 год. Выставка к 150-летию Мейерхольда: Зотов-центр, Москва
Александр Веснин. Макет к спектаклю А.Я.Таирова «Человек, который был четвергом», 1923 год
Александр Веснин. Макет к спектаклю А.Я.Таирова «Человек, который был четвергом», 1923 год
Александр Веснин. Эскиз театрального занавеса, 1921 год
Александр Веснин. Эскиз театрального занавеса, 1921 год

С 1930-х, когда была провозглашена доктрина «социалистического реализма» и восторжествовал «сталинский ампир», конструктивизм был удален с главных архитектурных площадок. Однако на периферии продолжали строить относительно дешевые конструктивистские здания фабрик и клубов.

Смену стиля, пережитую конструктивистами, наглядно демонстрируют картины Петра Вильямса, написанные до и после 1930-х.

Петр Вильямс. «Скрипач и виолончелист», 1921 год. Портрет балерины Семеновой, 1945 год
Петр Вильямс. «Скрипач и виолончелист», 1921 год. Портрет балерины Семеновой, 1945 год

Официальное отношение к конструктивизму претерпело изменения в конце 1950-х, когда развернулась кампания по борьбе с «архитектурными излишествами» и началось массовое строительство жилых пятиэтажек, прозванных «хрущобами». Эти дома выполнили важные социальные функции, дав миллионам обитателей бараков и подвалов скромное, но отдельное жилье.

Конструктивизм 1920-х послужил одним из источников стиля хай-тек.

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-52