Из лекций С.В.Стахорского
Конструктивизм — стиль русского искусства 1920-х годов, проявившийся в архитектуре, живописи, графике, фотографии, декоративно-прикладном искусстве, затронувший также театральную режиссуру и сценографию, коснувшийся литературы. Это чисто русское явление, выросшее на почве раннего авангарда, восходящее к художественным опытам футуристов и супрематистов. Маяковский в заметке 1923 года не без удивления отмечал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе». Между тем похожие течения складываются в западной архитектуре тех лет: урбанизм и функционализм.
Эстетика конструктивизма и его практики пропитаны утопиями первых пореволюционных лет. Архитекторы-конструктивисты мечтали создать пространственную среду, соответствующую новому социальному строю. Они строили дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, обеспечивающие коллективный общепит.
В начале 1920-х художники-конструктивисты были одержимы фантастическими замыслами: верили, что машины позволят людям летать, как птицам; мечтали о городах, парящих в воздухе.
Владимир Татлин проектирует аппарат, который позволит также просто передвигаться в воздухе, как ездить на велосипеде. Свое изобретение он назвал «Летатлин». Над ним Татлин работал в 1929–1932 годах и впервые представил его весной 1932 года на выставке в Музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Из трех экземпляров «Летатлина» сохранился только один, не предназначенный для полетов: его фюзеляж и крылья были оставлены без обтяжки, чтобы показать конструкцию аппарата.
Антон Лавинский выступил с проектом «Города на рессорах», в котором все здания были подняты высоко над землей и поставлены на подвижные рессоры. Под зданиями находились пешеходные улицы, превращенные в бульвары, а под ними — транспортные тоннели.
На бумаге воплощал утопические замыслы Яков Чернихов: широкой публике он показал их на выставке «2222 архитектурные фантазии».
Руководствуясь принципом целесообразности, конструктивисты проектируют здания в виде простейших стереометрических тел, свободных от всякого декора, — в форме куба, параллелепипеда, цилиндра. Александр Веснин говорил: «Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу геометрической прямой».
Изобразительность и декоративность порицали живописцы-конструктивисты. Они активно занимались плакатной графикой, и приемы плаката переносили в станковую живопись: резкие линии, двухмерное пространство, лишенное глубины, частичный отказ от светотеневых объемов и линейной перспективы.
Жесткая геометричность и рациональность — отличительные признаки конструктивистской архитектуры. Зодчие осваивают новые строительные технологии и материалы (железобетонный каркас), применяют ленточные окна, сплошное остекление фасадов и решительно отвергают текучие изогнутые линии и округлые объемы, свойственные стилю модерн. Дух конструктивизма выражен в строках Павла Когана:
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
Округлые формы конструктивисты недолюбливали и пытались замаскировать. Так, Константин Мельников в архитектуре собственного дома, состоящего из двух слипшихся цилиндров, округлость фасада разбивает шестиугольными окнами.
Конструктивисты разрабатывали новые приемы оформления интерьеров и, в частности, проектировали мебель, отвечавшую принципам функциональности и трансформации. Это сборно-разборные столы, кресла-кушетки, кровати-раскладушки.
Первый архитектурный памятник конструктивизма — Башня Третьего Интернационала, спроектированная Владимиром Татлиным: сооружение из нескольких цилиндров, вращающихся с разной скоростью по наклонной оси.
Центром конструктивизма явилось Общество современных архитекторов (ОСА), созданное в 1925-м братьями Весниными — Леонидом, Виктором и Александром.
Веснины проектировали функциональные здания в форме геометрических объемов, выполненных из железобетона и стекла. В их проектах сказалась свойственная тому времени гигантомания. Так, проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади, будь он реализован, своей огромной массой задавил бы архитектурный ансамбль Кремля.
Памятник конструктивизма — так называемый «Дом на набережной» (1931 год), расположенный на Болотной площади. Архитектор Борис Иофан спроектировал несколько геометрически правильных корпусов, занявших обширную территорию между Москвой-рекой и Водоотводным каналом.
Алексей Щусев, начинавший в 1910-е годы как архитектор модерна и «русского стиля» (ансамбль Марфо-Мариинской обители в Москве), спроектировал в стиле конструктивизма Мавзолей Ленина и здание Наркомзема.
Рациональность планировки и геометризм фасадов, подчеркнутый горизонталями ленточных окон, отличают спроектированный Моисеем Гинзбургом жилой дом Наркомфина на Новинском бульваре.
Сложная ассиметричная композиция положена в основу здания клуба им. Зуева, построенного Ильей Голосовым. Два прямоугольных корпуса, имеющие разную высоту, упираются в вертикальный остекленный цилиндр. Связующим элементом композиции служит лента квадратных окон третьего этажа.
Рабочий клуб, по тогдашним правилам, должен был включать в себя театральный зал с оборудованной сценой, костюмерными и гримерными, фойе, буфет, читальню, комнаты для кружков, бильярдную, помещение для занятий спортом, душевую, парикмахерскую. Такой многофункциональный комплекс служил привлекательной площадкой для архитектурных новаций.
Самая крупная фигура в архитектуре конструктивизма — Константин Мельников. Он строил рабочие клубы, выставочные павильоны, многоярусные гаражи, участвовал в планировке новых кварталов города.
Проектируя клуб Русакова, Мельников увеличивает площадь зрительного зала за счет амфитеатра, вынесенного наружу в виде трех выступов на фасаде.
Построенный Мельниковым клуб обувной фабрики «Буревестник» представляет собой здание из нескольких прямоугольников разной высоты; к ним примыкает пятилепестковая четырехэтажная башня с широкими полукруглыми окнами.
Здание клуба фабрики «Свобода», спроектированное Мельниковым, состоит из вытянутой остекленной призмы в два этажа и боковых трехэтажных кубов. Ось симметрии образует расположенный посередине второго этажа выступ в виде корабельного киля. От него расходятся в стороны две лестницы.
Мировое признание Мельникову принес проект Павильона СССР на международной выставке в Париже (1925 год). Прямоугольное в плане двухэтажное здание имело остекленные фасады. С первого на второй этаж по диагонали поднималась широкая лестница, сложенная из наклонных плит.
В живописи конструктивизма прослеживаются два течения: фигуративное и геометрическое. Представители первого течения — Александр Дейнека, Юрий Пименов, Петр Вильямс.
К конструктивизму тяготели Павел Филонов и его ученики, в их числе Василий Купцов.
Геометрические композиции создают Иван Кудряшов, Любовь Попова, Александр Веснин, Эль Лисицкий, Яков Чернихов.
Фигуративные и геометрические картины пишет Александр Родченко.
Помимо станковой живописи конструктивисты занимаются книжной графикой, делают эскизы киноплакатов, театральных афиш, торговых упаковок и ярлыков.
Важные открытия в области художественной фотографии принадлежат Александру Родченко. Он находил совершенно новые ракурсы фотоизображений, экспериментировал в жанре фотопортрета.
Сценографы-конструктивисты отказались от живописных декораций: пространство сцены они заполняли станками, служившими «клавиатурой для артиста».
Знаковые произведения театрального конструктивизма — сценография Любови Поповой к постановкам В.Э.Мейерхольда «Великодушный рогоносец» (пьеса Кроммелинка) и «Земля дыбом» (пьеса Сергея Третьякова), Александра Веснина к спектаклям А.Я.Таирова в Камерном театре «Благовещение» (драма Клоделя), «Федра» (трагедия Расина) и «Человек, который был четвергом» (по Честертону).
С 1930-х, когда была провозглашена доктрина «социалистического реализма» и восторжествовал «сталинский ампир», конструктивизм был удален с главных архитектурных площадок. Однако на периферии продолжали строить относительно дешевые конструктивистские здания фабрик и клубов.
Смену стиля, пережитую конструктивистами, наглядно демонстрируют картины Петра Вильямса, написанные до и после 1930-х.
Официальное отношение к конструктивизму претерпело изменения в конце 1950-х, когда развернулась кампания по борьбе с «архитектурными излишествами» и началось массовое строительство жилых пятиэтажек, прозванных «хрущобами». Эти дома выполнили важные социальные функции, дав миллионам обитателей бараков и подвалов скромное, но отдельное жилье.
Конструктивизм 1920-х послужил одним из источников стиля хай-тек.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.