Из лекций С.В.Стахорского
Стиль архитектуры и дизайна среды, хай-тек зародился в 1970-е годы. Его истоки уходят в начало ХХ века и связаны с художественными течениями урбанизма, функционализма и конструктивизма.
Хай-тек — стиль высоких технологий, на что указывает сам термин; называют его также индустриальным стилем. Архитектура хай-тека опирается на строгую симметрию и правильную геометрию; в ней преобладают прямолинейные формы, хотя иногда применяются округлые. Декор, как правило, скуп и лаконичен.
Одно из первых сооружений хай-тека — Центр Помпиду в Париже, музейный комплекс, содержащий произведения авангарда ХХ века. По улице, на которой он расположен, именуется «Бобур».
Здание «Бобура», построенное Ричардом Роджерсом, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, представляет собой стеклянный параллелепипед, оплетенный металлической арматурой, похожей на строительные леса. Архитекторы использовали прием inside out (изнутри наружу): на фасады вынесены лестницы, лифты, эскалаторы и трубы.
Конструкции фасада окрашены в разные цвета: белым — несущие столбы, синим — вентиляционные трубы, зеленым — водопроводные, желтым — шланги электропроводки, красным — эскалаторы и лифты.
Потолком главного вестибюля «Бобура» служат стальные фермы и синие вентиляционные трубы. Впоследствии Ренцо Пиано применил конструкцию из переплетенных труб в интерьерах спроектированного им амстердамского музея «Немо».
«Бобур» вызвал такой же шок, какой в свое время произвела Эйфелева башня: газета «Фигаро» назвала его лохнесским чудовищем. Однако со временем вошел в число главных достопримечательностей французской столицы.
Ричард Роджерс после «Бобура» проектирует в Лондоне небоскреб для страховой компании «Ллойд», и в нем применяет тот же inside out. Здание, завершенное в 1986-м, поначалу приняли в штыки.
Inside out — далеко не единственный прием хай-тека. Часто в оформлении фасадов применяют сплошное остекление или покрытые бетонной сеткой, придающей окнам формы прямоугольника или овала.
Традиционно зодчие стараются вписать свои постройки в ландшафт, природный и культурный. Архитекторы хай-тека, напротив, предпочитают контраст, выделяющий построенные ими здания. Так, пирамида, возведенная в центре внутреннего двора Лувра, своей строгой геометрией контрастирует с окружающими фасадами, оформленными в ренессансном и барочном стилях.
Изящная стеклянная конструкция высотой 21 метр, четыре грани которой состоят из ромбовидных и треугольных сегментов, пирамида служит главным входом в подземный вестибюль. Ее окружают три маленькие пирамиды и бассейны с фонтанами.
В отличие от стиля био-тек, возникшего тогда же в 1970-е, артефакты хай-тека не имеют аналогов в живой природе и рассчитаны на техногенные ассоциации. Это могут быть приборы, механизмы или бытовые вещи. Так, небоскреб Шанхая, в котором разместился Всемирный финансовый центр, получил неофициальное название Открывашка: здание, в самом деле, выглядит, как бутылочная открывашка.
«Бурдж-эль-Араб», знаменитый отель Дубая, похож на парус, надутый ветром: его обычно называют «Парус». Дубайский отель «Мина Сеяхи» («Порт путешественников») явно напоминает радиатор.
Архитектурная новация хай-тека — падающие небоскребы. Первые такие сооружения были построены в Мадриде и получили название Ворота Европы. Два небоскреба-близнеца, каждый высотой 114 метров, наклонены друг к другу под углом в 15°.
Опираясь на опыты функционалистов, архитекторы хай-тека проектируют жилые дома с изменяемой планировкой квартир, а также площадки-трансформеры, предназначенные для выставок, спектаклей и концертов.
Адриатик Арена в итальянском Пезаро снаружи выглядит, как летающая тарелка, а внутри это крытый стадион, где проходят спортивные соревнования. Однако каждое лето стадион превращается в театральный зал — площадку фестиваля опер Россини (Пезаро — родина великого композитора).
Один из лучших проектов музейного пространства в стиле хай-тек — филиал Лувра в Абу-Даби, построенный Жаном Нувелем: здание с водоемами и террасами, смотрящими на море, покрывает ажурный купол, который символизирует крону Arbor mundi (Мирового древа).
Скульптура хай-тека представлена геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр), кинетическими статуями и памятниками, изображающими механизмы и бытовую утварь.
Хай-тек пробудил интерес к промышленной архитектуре, эстетическую ценность которой прежде не замечали. Корпуса заброшенных заводов и фабрик стали реставрировать и переоборудовать под музейные и театральные площадки. Так, в Москве появились арт-галереи «Фабрика», «Винзавод», «Гараж». В цехах, раньше принадлежавших кондитерской фабрике «Большевик», обосновался Музей русского импрессионизма; в здании хлебозавода — Музей конструктивизма (Зотов-центр); в бывшей электростанции — музейный центр «ГЭС-2».
Влияние промышленной архитектуры прослеживается в интерьерах хай-тека, стилизованных под заводские цеха: неоштукатуренные бетонные или кирпичные стены, на потолке незамаскированные переплетения проводов и труб, полы, застеленные шифером.
В ХХI веке хай-тек сохраняет статус стиля эпохи, но теперь сталкивается с вызовами, брошенными архитектурой деконструктивизма.
Самым энергичным деконструктором хай-тека выступил Фрэнк Гери. Он пародирует «высокие технологии» этого стиля и над ними слегка посмеивается, используя в качестве строительного материала фанеру, сетку-рабицу и гофрированный сайдинг. Построенные им здания то выглядят, как оплывшая свеча, то трещат по швам и разлетаются на куски, будто по ним ударил мощный ураган, а то еще танцуют, обнявшись двумя фасадами.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.