Найти в Дзене

СТИЛЬ: ХАЙ-ТЕК

Из лекций С.В.Стахорского Стиль архитектуры и дизайна среды, хай-тек зародился в 1970-е годы. Его истоки уходят в начало ХХ века и связаны с художественными течениями урбанизма, функционализма и конструктивизма. Хай-тек — стиль высоких технологий, на что указывает сам термин; называют его также индустриальным стилем. Архитектура хай-тека опирается на строгую симметрию и правильную геометрию; в ней преобладают прямолинейные формы, хотя иногда применяются округлые. Декор, как правило, скуп и лаконичен. Одно из первых сооружений хай-тека — Центр Помпиду в Париже, музейный комплекс, содержащий произведения авангарда ХХ века. По улице, на которой он расположен, именуется «Бобур». Здание «Бобура», построенное Ричардом Роджерсом, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, представляет собой стеклянный параллелепипед, оплетенный металлической арматурой, похожей на строительные леса. Архитекторы использовали прием inside out (изнутри наружу): на фасады вынесены лестницы, лифты, эскалаторы и трубы. Конс

Из лекций С.В.Стахорского

Стиль архитектуры и дизайна среды, хай-тек зародился в 1970-е годы. Его истоки уходят в начало ХХ века и связаны с художественными течениями урбанизма, функционализма и конструктивизма.

Хай-тек — стиль высоких технологий, на что указывает сам термин; называют его также индустриальным стилем. Архитектура хай-тека опирается на строгую симметрию и правильную геометрию; в ней преобладают прямолинейные формы, хотя иногда применяются округлые. Декор, как правило, скуп и лаконичен.

Одно из первых сооружений хай-тека — Центр Помпиду в Париже, музейный комплекс, содержащий произведения авангарда ХХ века. По улице, на которой он расположен, именуется «Бобур».

Здание «Бобура», построенное Ричардом Роджерсом, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, представляет собой стеклянный параллелепипед, оплетенный металлической арматурой, похожей на строительные леса. Архитекторы использовали прием inside out (изнутри наружу): на фасады вынесены лестницы, лифты, эскалаторы и трубы.

Западный фасад Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж
Западный фасад Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж

Конструкции фасада окрашены в разные цвета: белым — несущие столбы, синим — вентиляционные трубы, зеленым — водопроводные, желтым — шланги электропроводки, красным — эскалаторы и лифты.

Восточный фасад Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж
Восточный фасад Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж

Потолком главного вестибюля «Бобура» служат стальные фермы и синие вентиляционные трубы. Впоследствии Ренцо Пиано применил конструкцию из переплетенных труб в интерьерах спроектированного им амстердамского музея «Немо».

Вестибюль Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж
Вестибюль Центра Жоржа Помпиду, архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, 1971–1977 год. Париж

«Бобур» вызвал такой же шок, какой в свое время произвела Эйфелева башня: газета «Фигаро» назвала его лохнесским чудовищем. Однако со временем вошел в число главных достопримечательностей французской столицы.

Ричард Роджерс после «Бобура» проектирует в Лондоне небоскреб для страховой компании «Ллойд», и в нем применяет тот же inside out. Здание, завершенное в 1986-м, поначалу приняли в штыки.

Inside out — далеко не единственный прием хай-тека. Часто в оформлении фасадов применяют сплошное остекление или покрытые бетонной сеткой, придающей окнам формы прямоугольника или овала.

Пример фасада со сплошным остеклением — UniCredit tower, архитектор Сезар Пелли, 2012 год. Милан
Пример фасада со сплошным остеклением — UniCredit tower, архитектор Сезар Пелли, 2012 год. Милан
Сетчатые фасады пирамиды «Transamerica» и соседних небоскребов Сан-Франциско, последняя треть ХХ века
Сетчатые фасады пирамиды «Transamerica» и соседних небоскребов Сан-Франциско, последняя треть ХХ века

Традиционно зодчие стараются вписать свои постройки в ландшафт, природный и культурный. Архитекторы хай-тека, напротив, предпочитают контраст, выделяющий построенные ими здания. Так, пирамида, возведенная в центре внутреннего двора Лувра, своей строгой геометрией контрастирует с окружающими фасадами, оформленными в ренессансном и барочном стилях.

Изящная стеклянная конструкция высотой 21 метр, четыре грани которой состоят из ромбовидных и треугольных сегментов, пирамида служит главным входом в подземный вестибюль. Ее окружают три маленькие пирамиды и бассейны с фонтанами.

Пирамида Лувра, архитектор Мин Пей (Юймин Бэй), 1985–1989 годы. Париж
Пирамида Лувра, архитектор Мин Пей (Юймин Бэй), 1985–1989 годы. Париж

В отличие от стиля био-тек, возникшего тогда же в 1970-е, артефакты хай-тека не имеют аналогов в живой природе и рассчитаны на техногенные ассоциации. Это могут быть приборы, механизмы или бытовые вещи. Так, небоскреб Шанхая, в котором разместился Всемирный финансовый центр, получил неофициальное название Открывашка: здание, в самом деле, выглядит, как бутылочная открывашка.

Всемирный финансовый центр, архитектурная компания Kohn Pedersen Fox, 2008 год. Шанхай
Всемирный финансовый центр, архитектурная компания Kohn Pedersen Fox, 2008 год. Шанхай

«Бурдж-эль-Араб», знаменитый отель Дубая, похож на парус, надутый ветром: его обычно называют «Парус». Дубайский отель «Мина Сеяхи» («Порт путешественников») явно напоминает радиатор.

«Бурдж-эль-Араб», архитектор Том Райт, 1999 год (слева). «Мина Сеяхи», 2022 год (справа). Дубай
«Бурдж-эль-Араб», архитектор Том Райт, 1999 год (слева). «Мина Сеяхи», 2022 год (справа). Дубай

Архитектурная новация хай-тека — падающие небоскребы. Первые такие сооружения были построены в Мадриде и получили название Ворота Европы. Два небоскреба-близнеца, каждый высотой 114 метров, наклонены друг к другу под углом в 15°.

Ворота Европы, архитектор Филип Джонсон, 1989–1996 годы. Мадрид
Ворота Европы, архитектор Филип Джонсон, 1989–1996 годы. Мадрид

Опираясь на опыты функционалистов, архитекторы хай-тека проектируют жилые дома с изменяемой планировкой квартир, а также площадки-трансформеры, предназначенные для выставок, спектаклей и концертов.

Адриатик Арена в итальянском Пезаро снаружи выглядит, как летающая тарелка, а внутри это крытый стадион, где проходят спортивные соревнования. Однако каждое лето стадион превращается в театральный зал — площадку фестиваля опер Россини (Пезаро — родина великого композитора).

Адриатик Арена, 1996 год. Пезаро
Адриатик Арена, 1996 год. Пезаро

Один из лучших проектов музейного пространства в стиле хай-тек — филиал Лувра в Абу-Даби, построенный Жаном Нувелем: здание с водоемами и террасами, смотрящими на море, покрывает ажурный купол, который символизирует крону Arbor mundi (Мирового древа).

Филиал Лувра, архитектор Жан Нувель, 2017 год. Абу-Даби
Филиал Лувра, архитектор Жан Нувель, 2017 год. Абу-Даби

Скульптура хай-тека представлена геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр), кинетическими статуями и памятниками, изображающими механизмы и бытовую утварь.

Инсталляция Нэнси Рубинс, 2001 год. Музей современного искусства, Лос-Анджелес
Инсталляция Нэнси Рубинс, 2001 год. Музей современного искусства, Лос-Анджелес
«Нитка, иголка и узелок», авторы Класс Ольденбург и Кузи ван Брюгген, 2000 год. Милан
«Нитка, иголка и узелок», авторы Класс Ольденбург и Кузи ван Брюгген, 2000 год. Милан

Хай-тек пробудил интерес к промышленной архитектуре, эстетическую ценность которой прежде не замечали. Корпуса заброшенных заводов и фабрик стали реставрировать и переоборудовать под музейные и театральные площадки. Так, в Москве появились арт-галереи «Фабрика», «Винзавод», «Гараж». В цехах, раньше принадлежавших кондитерской фабрике «Большевик», обосновался Музей русского импрессионизма; в здании хлебозавода — Музей конструктивизма (Зотов-центр); в бывшей электростанции — музейный центр «ГЭС-2».

Музей конструктивизма (Зотов-центр). Москва
Музей конструктивизма (Зотов-центр). Москва
«ГЭС-2», музейный центр. Москва
«ГЭС-2», музейный центр. Москва

Влияние промышленной архитектуры прослеживается в интерьерах хай-тека, стилизованных под заводские цеха: неоштукатуренные бетонные или кирпичные стены, на потолке незамаскированные переплетения проводов и труб, полы, застеленные шифером.

В ХХI веке хай-тек сохраняет статус стиля эпохи, но теперь сталкивается с вызовами, брошенными архитектурой деконструктивизма.

Самым энергичным деконструктором хай-тека выступил Фрэнк Гери. Он пародирует «высокие технологии» этого стиля и над ними слегка посмеивается, используя в качестве строительного материала фанеру, сетку-рабицу и гофрированный сайдинг. Построенные им здания то выглядят, как оплывшая свеча, то трещат по швам и разлетаются на куски, будто по ним ударил мощный ураган, а то еще танцуют, обнявшись двумя фасадами.

Жилой дом, известный по его адресу «8 Spruce Street», архитектор Фрэнк Гери, 2006 год. Нью-Йорк
Жилой дом, известный по его адресу «8 Spruce Street», архитектор Фрэнк Гери, 2006 год. Нью-Йорк
Концертный зал Уолта Диснея, архитектор Фрэнк Гери, 2003 год. Лос-Анджелес
Концертный зал Уолта Диснея, архитектор Фрэнк Гери, 2003 год. Лос-Анджелес
Танцующий дом, архитекторы Фрэнк Гери и Владо Милунич, 1996 год. Прага
Танцующий дом, архитекторы Фрэнк Гери и Владо Милунич, 1996 год. Прага

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-20