Найти в Дзене

АРХИТЕКТУРА: БАШНЯ ТАТЛИНА (БАШНЯ ТРЕТЬЕГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА)

Из лекций С.В.Стахорского Владимир Татлин приобрел известность в начале 1910-х как участник футуристических объединений «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». На выставках футуристов дебютировал как живописец. Владимир Татлин. «Матрос» (Автопортрет), 1911 год. Русский музей, Санкт-Петербург Татлин писал картины, занимался сценографией, создавал так называемые контррельефы — объемные композиции из картона, фанеры, бутылок, проволоки. Владимир Татлин. Эскиз костюма к опере Вагнера «Летучий голландец», 1918 год. Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа», 1914–1915 годы. Музей конструктивизма, Москва В ранних картинах тяготел к кубизму и писал кубистические ню, в дальнейшем пришел к конструктивизму. Татлин — один из его родоначальников. Владимир Татлин. «Натурщица», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва После Октябрьской революции в числе других футуристов возглавил «левый фронт» советского иску

Из лекций С.В.Стахорского

Владимир Татлин приобрел известность в начале 1910-х как участник футуристических объединений «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». На выставках футуристов дебютировал как живописец.

Владимир Татлин. «Матрос» (Автопортрет), 1911 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Татлин. «Матрос» (Автопортрет), 1911 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Татлин писал картины, занимался сценографией, создавал так называемые контррельефы — объемные композиции из картона, фанеры, бутылок, проволоки.

Владимир Татлин. Эскиз костюма к опере Вагнера «Летучий голландец», 1918 год. Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва
Владимир Татлин. Эскиз костюма к опере Вагнера «Летучий голландец», 1918 год. Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва
Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа», 1914–1915 годы. Музей конструктивизма, Москва
Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа», 1914–1915 годы. Музей конструктивизма, Москва

В ранних картинах тяготел к кубизму и писал кубистические ню, в дальнейшем пришел к конструктивизму. Татлин — один из его родоначальников.

Владимир Татлин. «Натурщица», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. «Натурщица», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва

После Октябрьской революции в числе других футуристов возглавил «левый фронт» советского искусства; служил в ИЗО Наркомпроса, в созданном Василием Кандинским Институте художественной культуры, где разрабатывал эстетику «производственного искусства», призванного обеспечить социальный заказ. Лозунг Татлина тех лет: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».

Социальный заказ исполняет, по замыслу Татлина, башня, посвященная Третьему Интернационалу — международной коммунистической организации (сокращенно Коминтерн). Однако семантика башни шире ее названия. Тут присутствуют библейские коннотации. Но если недостроенная Вавилонская башня обернулась разобщением и враждой, то башня Интернационала призвана объединить людей, устремленных в коммунистическое будущее.

Башня — идея фикс художников русского авангарда, мечтавших сотворить новую генерацию человечества.

Я башню безумную зижду
Высоко над мороком жизни,

— писал Вяч.Иванов. Эти строки появились на «башне» Иванова, в его петербургской квартире, занимавшей верхний этаж дома на Таврической улице. В начале ХХ века «башня» Иванова — место регулярных собраний культурной элиты, где бывали писатели, ученые, художники, артисты, представители разных умонастроений и художественных школ. Неизвестно, посещал ли Татлин «башню» Иванова, но футуристы его круга там определенно бывали.

Прообразом башни Татлина послужила историческая Вавилонская башня, зиккурат бога Мардука, описанный в античных источниках. Как и зиккурат, башня Татлина имеет форму конуса, снаружи рассеченного пандусом на семь этажей. В отличие от зиккурата, это башня падающая: ее этажи расположены на наклонной оси и должны вращаться с различной скоростью. Согласно проекту, сделанная из стекла и стали башня достигала высоты 400 метров; угол ее наклона составлял 23,5°.

Татлин выполнил модель и показал ее делегатам съезда Советов, проходившего в Колонном зале Дома союзов. Проект, поначалу поддержанный Наркомпросом, оказался неподъемным по техническим и экономическим причинам.

Макет башни Татлина в мастерской Академии художеств, фотография, ноябрь 1920 года. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург
Макет башни Татлина в мастерской Академии художеств, фотография, ноябрь 1920 года. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург
Макет башни Татлина в мастерской Академии художеств, фотография, ноябрь 1920 года. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург. Перед подиумом стоят Татлин (слева) и его помощники
Макет башни Татлина в мастерской Академии художеств, фотография, ноябрь 1920 года. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, Санкт-Петербург. Перед подиумом стоят Татлин (слева) и его помощники

Копию башни, поставленную на платформу, возили по улицам в дни праздников «красного календаря».

Благодаря книге Николая Пунина «Татлин» (1921) и его статье, опубликованной в 1922-м в берлинском журнале «Вещь», выходившем на трех языках, башня стала достоянием международной общественности и привлекла внимание художников авангарда.

Приехавший в Москву немецкий дадаист Георг Гросс выступил с лозунгом: «Es lebe die noue Maschinenkunst Tatlins» (сохранилась фотография, на которой Гросс держит плакат с этими словами). В 1925-м модель башни экспонировалась в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже.

Фотография из книги Николая Пунина «Татлин (Против кубизма)», Петроград, Госиздат, 1921 год
Фотография из книги Николая Пунина «Татлин (Против кубизма)», Петроград, Госиздат, 1921 год

Авторская модель башни утрачена: до нас дошли несколько фотографий, тогда напечатанных в газетах и в книге Пунина.

Архитектурная утопия, башня Татлина имела важные художественные последствия. Она явилась по сути первым артефактом конструктивизма — ведущего стиля советского искусства 1920-х годов. О значении башни говорит тот факт, что ее макеты, сделанные по газетным и книжным иллюстрациям, сейчас экспонируют крупнейшие музеи мира: Третьяковская галерея, парижский центр Жоржа Помпиду, Королевская академия искусств в Лондоне, музеи Стокгольма, Малаги, Абу-Даби и др. На башню Татлина оглядываются современные архитекторы, которые проектируют «падающие», «танцующие» небоскребы.

Макет Башни Третьего Интернационала. Филиал Центра Помпиду, Малага
Макет Башни Третьего Интернационала. Филиал Центра Помпиду, Малага
Башня Татлина, макет Дмитрия Димакова, Елены Лапшиной, Игоря Федотова, 1991 год. Зотов-центр, Москва
Башня Татлина, макет Дмитрия Димакова, Елены Лапшиной, Игоря Федотова, 1991 год. Зотов-центр, Москва

© Стахорский С.В.

-11