Из лекций С.В.Стахорского
Супрематизм — течение абстракционизма, сотворенное Казимиром Малевичем, который данным термином (от лат. supremus — наивысший) обозначил свое место в современной живописи. К супрематизму Малевич пришел после периодов импрессионизма и кубизма, продолжавшихся свыше десяти лет.
От абстракционизма Кандинского, наполненного экспрессией цвета, супрематизм отличается геометризмом. Здесь преобладает линия, вычерчивающая на плоскости окрашенные в разные цвета геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, трапеция, эллипс. Супрематисты оперируют двумя измерениями и, как правило, не используют объем.
Год рождения супрематизма — 1915-й. В этом году на выставке футуристов, проходившей в Петрограде, Малевич показал публике «Черный квадрат». Годом позже он организовал в Москве общество «Супремус» и опубликовал брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму». Главный ее тезис: «Супрематизм — начало новой культуры».
«Черный квадрат» был задуман Малевичем как картина картин, некий первообраз, «форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия». Этим произведением Малевич бросил вызов всему тому, что прежде изображала живопись — всем ее пейзажам, портретам и натюрмортам. В картине нет ничего иного кроме черного квадрата на белом фоне. Небольшие отклонения от строгой геометрии говорят о том, что картина написана кистью без линейки и угольника. Художник моделирует геометрический первообраз подобно тому, как футуристы создавали внерассудочный «заумный» язык, состоящий из одних только звуков, еще не поумневших, не ставших словом.
«Черный квадрат» — далеко не первый в истории живописи. Тридцатью годами раньше француз Поль Бийо показал на вернисаже в Париже черный прямоугольник в раме и назвал его «Ночная драка негров в подвале».
Идею Бийо подхватил Альфонс Алле. Он выставил картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре», представляющую собой белый прямоугольник; потом появился красный квадрат под названием «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря». Алле издал книгу, где были напечатаны еще синий и зеленый квадраты, а также лист с пустыми нотными линейками под названием «Траурный марш для глухих».
Опусы Бийо и Алле современники восприняли как шутку и скоро о них забыли. Иначе сложилась судьба «Черного квадрата» Малевича. Он сделался иконой авангарда: ни одно произведение живописи ХХ века не вызвало такого резонанса, ни об одном не написано столько, сколько о нем.
Малевич не дал картине аллегорического названия и тем самым позволил каждому понимать ее по-своему. В «Черном квадрате» усматривали библейский образ «тьмы над бездной», видели в нем «черную дыру», которая, по мнению ученых, способна поглотить вселенную. Малевич заявлял, что на «Черном квадрате» история искусства заканчивается, что это его последняя точка.
Однако сам Малевич с живописью не расстался и точку в своем творчестве не поставил. Он пишет супрематические картины, работает над эскизами декораций и костюмов к постановкам футуристической оперы «Победа над солнцем» и пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Увлеченный идеями русских космистов, проектирует «планиты для землянитов», орбитальные города-спутники, где люди будут жить свободными от законов гравитации.
В конце десятых — начале двадцатых годов супрематические картины создают художники, прямо или косвенно связанные с футуризмом: Любовь Попова, Иван Клюн, Ольга Розанова, Александра Экстер, Александр Родченко. Супрематизму созвучны геометрические абстракции Питера Мондриана.
В 1919-м Малевич поселился в Витебске, открыл там живописную мастерскую и вместе с учениками организовал супрематическое объединение УНОВИС (Утвердители нового искусства). В него вошли Николай Суетин, Эль Лисицкий, Илья Чашник, Лев Юдин и др. Участники объединения помимо картин делали агитационные плакаты.
Эль Лисицкий сочинил и опубликовал со своими иллюстрациями супрематическую сказку «О двух квадратах», оформил книгу Малевича «О новом строе в искусстве», подготовил супрематическую серию, в которой показывает вращение объемных фигур.
В начале 1920-х филиалы УНОВИСа появились в Москве, Смоленске, Одессе, Самаре, Саратове, Перми. После того, как в 1922-м Малевич возглавил Петроградский институт художественной культуры, «утвердители» организовали несколько лабораторий, изучавших современное искусство.
В 1928 году УНОВИС был уничтожен властями, и на этом история супрематизма закончилась. Малевич в последний период жизни вернулся к фигуративной живописи.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.