Найти в Дзене

СТИЛЬ: СУПРЕМАТИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского

Супрематизм — течение абстракционизма, сотворенное Казимиром Малевичем, который данным термином (от лат. supremus — наивысший) обозначил свое место в современной живописи. К супрематизму Малевич пришел после периодов импрессионизма и кубизма, продолжавшихся свыше десяти лет.

Казимир Малевич. «Точильщик», 1913 год. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Казимир Малевич. «Точильщик», 1913 год. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

От абстракционизма Кандинского, наполненного экспрессией цвета, супрематизм отличается геометризмом. Здесь преобладает линия, вычерчивающая на плоскости окрашенные в разные цвета геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, трапеция, эллипс. Супрематисты оперируют двумя измерениями и, как правило, не используют объем.

Казимир Малевич. Супремус № 55, 1916 год. Художественный музей, Краснодар
Казимир Малевич. Супремус № 55, 1916 год. Художественный музей, Краснодар

Год рождения супрематизма — 1915-й. В этом году на выставке футуристов, проходившей в Петрограде, Малевич показал публике «Черный квадрат». Годом позже он организовал в Москве общество «Супремус» и опубликовал брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму». Главный ее тезис: «Супрематизм — начало новой культуры».

«Черный квадрат» был задуман Малевичем как картина картин, некий первообраз, «форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия». Этим произведением Малевич бросил вызов всему тому, что прежде изображала живопись — всем ее пейзажам, портретам и натюрмортам. В картине нет ничего иного кроме черного квадрата на белом фоне. Небольшие отклонения от строгой геометрии говорят о том, что картина написана кистью без линейки и угольника. Художник моделирует геометрический первообраз подобно тому, как футуристы создавали внерассудочный «заумный» язык, состоящий из одних только звуков, еще не поумневших, не ставших словом.

Казимир Малевич. «Черный квадрат», 1915 год. Третьяковская галерея, Москва
Казимир Малевич. «Черный квадрат», 1915 год. Третьяковская галерея, Москва

«Черный квадрат» — далеко не первый в истории живописи. Тридцатью годами раньше француз Поль Бийо показал на вернисаже в Париже черный прямоугольник в раме и назвал его «Ночная драка негров в подвале».

Поль Бийо. «Ночная драка негров в подвале», 1882 год
Поль Бийо. «Ночная драка негров в подвале», 1882 год

Идею Бийо подхватил Альфонс Алле. Он выставил картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре», представляющую собой белый прямоугольник; потом появился красный квадрат под названием «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря». Алле издал книгу, где были напечатаны еще синий и зеленый квадраты, а также лист с пустыми нотными линейками под названием «Траурный марш для глухих».

Опусы Бийо и Алле современники восприняли как шутку и скоро о них забыли. Иначе сложилась судьба «Черного квадрата» Малевича. Он сделался иконой авангарда: ни одно произведение живописи ХХ века не вызвало такого резонанса, ни об одном не написано столько, сколько о нем.

Малевич не дал картине аллегорического названия и тем самым позволил каждому понимать ее по-своему. В «Черном квадрате» усматривали библейский образ «тьмы над бездной», видели в нем «черную дыру», которая, по мнению ученых, способна поглотить вселенную. Малевич заявлял, что на «Черном квадрате» история искусства заканчивается, что это его последняя точка.

Однако сам Малевич с живописью не расстался и точку в своем творчестве не поставил. Он пишет супрематические картины, работает над эскизами декораций и костюмов к постановкам футуристической оперы «Победа над солнцем» и пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Увлеченный идеями русских космистов, проектирует «планиты для землянитов», орбитальные города-спутники, где люди будут жить свободными от законов гравитации.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», 1916 год. Частная коллекция
Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», 1916 год. Частная коллекция

В конце десятых — начале двадцатых годов супрематические картины создают художники, прямо или косвенно связанные с футуризмом: Любовь Попова, Иван Клюн, Ольга Розанова, Александра Экстер, Александр Родченко. Супрематизму созвучны геометрические абстракции Питера Мондриана.

Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Иван Клюн. «Супрематизм», 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Клюн. «Супрематизм», 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Родченко. «Конструкция на коричневом № 97», 1919 год. Частное собрание
Александр Родченко. «Конструкция на коричневом № 97», 1919 год. Частное собрание

В 1919-м Малевич поселился в Витебске, открыл там живописную мастерскую и вместе с учениками организовал супрематическое объединение УНОВИС (Утвердители нового искусства). В него вошли Николай Суетин, Эль Лисицкий, Илья Чашник, Лев Юдин и др. Участники объединения помимо картин делали агитационные плакаты.

Лазарь Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых», плакат, 1920 год
Лазарь Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых», плакат, 1920 год

Эль Лисицкий сочинил и опубликовал со своими иллюстрациями супрематическую сказку «О двух квадратах», оформил книгу Малевича «О новом строе в искусстве», подготовил супрематическую серию, в которой показывает вращение объемных фигур.

Лазарь Эль Лисицкий. «Проун», 1922 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк (слева); Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен (справа)
Лазарь Эль Лисицкий. «Проун», 1922 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк (слева); Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен (справа)

В начале 1920-х филиалы УНОВИСа появились в Москве, Смоленске, Одессе, Самаре, Саратове, Перми. После того, как в 1922-м Малевич возглавил Петроградский институт художественной культуры, «утвердители» организовали несколько лабораторий, изучавших современное искусство.

Илья Чашник. «Супрематическая композиция», 1923 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (слева). «Композиция», 1927 год. Частное собрание (справа)
Илья Чашник. «Супрематическая композиция», 1923 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (слева). «Композиция», 1927 год. Частное собрание (справа)

В 1928 году УНОВИС был уничтожен властями, и на этом история супрематизма закончилась. Малевич в последний период жизни вернулся к фигуративной живописи.

Казимир Малевич. «Спортсмены», 1928–1932 годы. Русский музей, Санкт-Петербург
Казимир Малевич. «Спортсмены», 1928–1932 годы. Русский музей, Санкт-Петербург

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-14