Найти в Дзене

СТИЛЬ: УРБАНИЗМ И ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского Урбанизм и функционализм — архитектурные стили первой половины ХХ века, постройки которых характеризуются рациональностью и простотой формы, крайне скупы в декоративном оформлении, а иногда лишены всякого декора. Родственное явление — конструктивизм 1920-х. Урбанисты стремились создать новый облик города в условиях стремительного роста населения и как следствие стихийного расширения территории. Они проектировали функциональные мегаполисы, растущие не столько вширь, сколь ввысь и вглубь. Большое значение придавали транспортным коммуникациям: строили эстакады и тоннели, предназначенные для новых видов общественного транспорта. С урбанизмом тесно связан функционализм. Главный его тезис: «Форму определяет функция». Любое архитектурное сооружение, будь то жилой дом, театр или завод, должно максимально соответствовать своему утилитарному назначению. Отвергая изыски стиля модерн, господствующего в начале ХХ века, функционалисты отказываются от украшений фасадов и инт

Из лекций С.В.Стахорского

Урбанизм и функционализм — архитектурные стили первой половины ХХ века, постройки которых характеризуются рациональностью и простотой формы, крайне скупы в декоративном оформлении, а иногда лишены всякого декора. Родственное явление — конструктивизм 1920-х.

Урбанисты стремились создать новый облик города в условиях стремительного роста населения и как следствие стихийного расширения территории. Они проектировали функциональные мегаполисы, растущие не столько вширь, сколь ввысь и вглубь. Большое значение придавали транспортным коммуникациям: строили эстакады и тоннели, предназначенные для новых видов общественного транспорта.

С урбанизмом тесно связан функционализм. Главный его тезис: «Форму определяет функция». Любое архитектурное сооружение, будь то жилой дом, театр или завод, должно максимально соответствовать своему утилитарному назначению. Отвергая изыски стиля модерн, господствующего в начале ХХ века, функционалисты отказываются от украшений фасадов и интерьеров. В качестве основного строительного материала обычно используют железобетон, и поэтому наружные стены часто имеют мышиный цвет. Серый стал таким же цветом стиля, каким для ампира была охра.

Истоки функционализма прослеживаются в некоторых постройках второй половины ХIХ века. О появлении новых строительных материалов и новой архитектурной эстетики заявил Crystal Palace, или Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне как павильон Всемирной промышленной выставки 1851 года. Архитектор Джозеф Пакстон спроектировал здание со сборным металлическим каркасом, заполненным стеклянными панелями.

Crystal Palace, архитектор Джозеф Пакстон. Фотография 1854 года
Crystal Palace, архитектор Джозеф Пакстон. Фотография 1854 года

После закрытия выставки павильон перенесли в предместье Лондона, где он простоял более 70 лет; в 1936 году здание сгорело.

В середине ХIХ века Crystal Palace вызвал восторги и недоумения, о чем говорят, в частности, отклики Чернышевского и Достоевского: восторженный в романе «Что делать?» и ироничный в «Записках из подполья».

Металлические каркасные конструкции, входя в архитектурный оборот, резко выделялись на общем фоне тогдашней архитектуры, тяготевшей к пышной декоративности. Поэтому сооружения из «голого железа» воспринимались как скучные и уродливые.

Предметом массового негодования стала Эйфелева башня, возведенная в 1889 году как гигантский флагшток Всемирной выставки, проходившей в Париже. Триста деятелей французской культуры (в их числе Мопассан и Дюма-сын) обратились к правительству с требованием прекратить строительство. В их обращении говорилось: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительное сооружение из железа и винтов, простирающееся над городом, как чернильная клякса» (поначалу предполагалось, что через 20 лет башню разберут).

По первому проекту башня должна была иметь керамическую облицовку, но потом решили конструкцию оставить без покрытия. Башня возвышалась над всеми зданиями Парижа (на тот момент это было самое высокое сооружение человечества — 309 метров), но более всего шокировала современников голым скелетом «из железа и винтов».

Эйфелева башня — не первое сооружение Эйфеля, имеющее вид скелета. В 1877 году в городе Порту он спроектировал Ponte de D. Maria Pia — мост без традиционной облицовки гранитными или мраморными плитами. Стальная арочная конструкция перешагивает через реку Дору на высоте 60 метров.

Мост Марии Пии (Ponte de D. Maria Pia), архитектор Гюстав Эйфель, 1877 год. Порту
Мост Марии Пии (Ponte de D. Maria Pia), архитектор Гюстав Эйфель, 1877 год. Порту

Инженерные решения Эйфеля использовал его ученик Теофил Сейриг, построивший в 1886 году там же в Порту каркасный мост через Дору: назван именем короля — Ponte Luís I.

Мост Луиша I (Ponte Luís I), архитектор Теофил Сейриг, 1886 год. Порту
Мост Луиша I (Ponte Luís I), архитектор Теофил Сейриг, 1886 год. Порту

В 1883-м появился еще один мост с голым скелетом стальных тросов и железных конструкций — Бруклинский мост, перекинутый через пролив Ист-Ривер и соединивший два района Нью-Йорка, Манхэттен и Бруклин.

«Бруклинский мост», хромолитография, 1883 год
«Бруклинский мост», хромолитография, 1883 год

Бруклинский мост воспел Маяковский — поэт, близкий художникам-конструктивистам, ставший благодаря фотопортретам Александра Родченко лицом стиля конструктивизма:

-6
Бруклинский мост, архитектор Джон Рёблинг, 1870–1883 годы. Нью-Йорк
Бруклинский мост, архитектор Джон Рёблинг, 1870–1883 годы. Нью-Йорк

Первый в Юго-Восточной Азии мост из стальных конструкций — Вайбайду, взведенный британской компанией в Шанхае в 1907 году

Мост Вайбайду, 1907 год. Шанхай
Мост Вайбайду, 1907 год. Шанхай

Урбанизм и функционализм поначалу существовали в промышленной архитектуре и сделались стилями общественных зданий лишь в 1920-е годы, когда угас модерн. Тогда же в русском искусстве модерн был полностью вытеснен конструктивизмом.

Новую архитектурную эстетику, отвечавшую условиям урбанистического города и требованиям функциональности, разрабатывал Шарль Ле Корбюзье. По его убеждению, жилой дом должен быть «машиной для жилья»: занимать открытое пространство, стоять на опорах, отрываясь от поверхности земли, иметь свободную планировку, ленточные окна и плоскую крышу, засаженную деревьями.

Шарль Ле Корбюзье. «Жилая единица», макет, 1952 год
Шарль Ле Корбюзье. «Жилая единица», макет, 1952 год
Фасад «Жилой единицы», архитектор Шарль Ле Корбюзье, 1952 год. Марсель
Фасад «Жилой единицы», архитектор Шарль Ле Корбюзье, 1952 год. Марсель
Коридор второго этажа «Жилой единицы» Марселя
Коридор второго этажа «Жилой единицы» Марселя

Корбюзье подготовил генеральные планы реконструкции Парижа, Антверпена и Москвы. Желая превратить древние города в функциональные мегаполисы, он предлагал снести старинные кварталы с их узкими улочками и малоэтажной застройкой. Париж и Антверпен отвергли данные проекты, а вот генеральный план реконструкции Москвы (1935 год) многое у Корбюзье почерпнул, что привело к значительным потерям исторического ландшафта.

В Советской России Корбюзье имел немало последователей. По его проекту на Мясницкой улице построено здание Центросоюза, состоящее из четырех корпусов: три восьмиэтажных (деловая зона) и корпус со зрительным залом и фойе.

Здание Центросоюза, архитектор Шарль Ле Корбюзье, 1928–1936 годы. Москва
Здание Центросоюза, архитектор Шарль Ле Корбюзье, 1928–1936 годы. Москва
Памятник Шарлю Ле Корбюзье перед зданием Центросоюза на Мясницкой улице, скульптор Андрей Тыртышников, 2015 год. Москва
Памятник Шарлю Ле Корбюзье перед зданием Центросоюза на Мясницкой улице, скульптор Андрей Тыртышников, 2015 год. Москва

В 1950-е годы Корбюзье построил в Индии город Чандигарх. Это уникальный случай возведения мегаполиса по единому градостроительному проекту, выполненному одним архитектором.

Функциональное направление архитектуры развивал Вальтер Гропиус. Первая крупная его работа — корпуса обувной фабрики «Фагус»: бо́льшую часть стен занимают огромные окна.

Фасад фабрики «Фагус», архитектор Вальтер Гропиус, 1911 год. Альфельд (Нижняя Саксония)
Фасад фабрики «Фагус», архитектор Вальтер Гропиус, 1911 год. Альфельд (Нижняя Саксония)

В 1919-м Гропиус основал Баухаус — Высшую школу строительства и дизайна (Hochschule fur Bau und Gestaltung), и в ней разрабатывал универсальные принципы формообразования в пластических искусствах. Учащиеся осваивали новые строительные материалы и конструкции, изучали эргономику и дизайн среды.

Преподавателем Баухауса и в течение трех лет его директором был Людвиг Мис ван дер Роэ. В начале архитектурной деятельности он спроектировал жилой дом-трансформер с изменяемой внутренней планировкой; в поздний период творчества строил небоскребы в Нью-Йорке, Чикаго, Торонто. Самое известное его сооружение — «Стеклянный дом» в штате Иллинойс. Дом стоит на платформе, поднятой над землей; все его стены сделаны из стекла и вставлены в металлический каркас.

Рисунок «Стеклянного дома», архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, 1951 год
Рисунок «Стеклянного дома», архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, 1951 год

Примечательное сооружение функционализма середины ХХ века — Capitol Records в Лос-Анджелесе. Здание имеет форму цилиндра: каждый его этаж окольцован двумя лентами — окон и широких изогнутых навесов.

Capitol Records, архитектор Луи Найдорф, 1956 год. Лос-Анджелес
Capitol Records, архитектор Луи Найдорф, 1956 год. Лос-Анджелес

Урбанизм и функционализм наряду с конструктивизмом стали источниками стиля хай-тек, возникшего в последней четверти ХХ века.

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-17