Из лекций С.В.Стахорского
Урбанизм и функционализм — архитектурные стили первой половины ХХ века, постройки которых характеризуются рациональностью и простотой формы, крайне скупы в декоративном оформлении, а иногда лишены всякого декора. Родственное явление — конструктивизм 1920-х.
Урбанисты стремились создать новый облик города в условиях стремительного роста населения и как следствие стихийного расширения территории. Они проектировали функциональные мегаполисы, растущие не столько вширь, сколь ввысь и вглубь. Большое значение придавали транспортным коммуникациям: строили эстакады и тоннели, предназначенные для новых видов общественного транспорта.
С урбанизмом тесно связан функционализм. Главный его тезис: «Форму определяет функция». Любое архитектурное сооружение, будь то жилой дом, театр или завод, должно максимально соответствовать своему утилитарному назначению. Отвергая изыски стиля модерн, господствующего в начале ХХ века, функционалисты отказываются от украшений фасадов и интерьеров. В качестве основного строительного материала обычно используют железобетон, и поэтому наружные стены часто имеют мышиный цвет. Серый стал таким же цветом стиля, каким для ампира была охра.
Истоки функционализма прослеживаются в некоторых постройках второй половины ХIХ века. О появлении новых строительных материалов и новой архитектурной эстетики заявил Crystal Palace, или Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне как павильон Всемирной промышленной выставки 1851 года. Архитектор Джозеф Пакстон спроектировал здание со сборным металлическим каркасом, заполненным стеклянными панелями.
После закрытия выставки павильон перенесли в предместье Лондона, где он простоял более 70 лет; в 1936 году здание сгорело.
В середине ХIХ века Crystal Palace вызвал восторги и недоумения, о чем говорят, в частности, отклики Чернышевского и Достоевского: восторженный в романе «Что делать?» и ироничный в «Записках из подполья».
Металлические каркасные конструкции, входя в архитектурный оборот, резко выделялись на общем фоне тогдашней архитектуры, тяготевшей к пышной декоративности. Поэтому сооружения из «голого железа» воспринимались как скучные и уродливые.
Предметом массового негодования стала Эйфелева башня, возведенная в 1889 году как гигантский флагшток Всемирной выставки, проходившей в Париже. Триста деятелей французской культуры (в их числе Мопассан и Дюма-сын) обратились к правительству с требованием прекратить строительство. В их обращении говорилось: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительное сооружение из железа и винтов, простирающееся над городом, как чернильная клякса» (поначалу предполагалось, что через 20 лет башню разберут).
По первому проекту башня должна была иметь керамическую облицовку, но потом решили конструкцию оставить без покрытия. Башня возвышалась над всеми зданиями Парижа (на тот момент это было самое высокое сооружение человечества — 309 метров), но более всего шокировала современников голым скелетом «из железа и винтов».
Эйфелева башня — не первое сооружение Эйфеля, имеющее вид скелета. В 1877 году в городе Порту он спроектировал Ponte de D. Maria Pia — мост без традиционной облицовки гранитными или мраморными плитами. Стальная арочная конструкция перешагивает через реку Дору на высоте 60 метров.
Инженерные решения Эйфеля использовал его ученик Теофил Сейриг, построивший в 1886 году там же в Порту каркасный мост через Дору: назван именем короля — Ponte Luís I.
В 1883-м появился еще один мост с голым скелетом стальных тросов и железных конструкций — Бруклинский мост, перекинутый через пролив Ист-Ривер и соединивший два района Нью-Йорка, Манхэттен и Бруклин.
Бруклинский мост воспел Маяковский — поэт, близкий художникам-конструктивистам, ставший благодаря фотопортретам Александра Родченко лицом стиля конструктивизма:
Первый в Юго-Восточной Азии мост из стальных конструкций — Вайбайду, взведенный британской компанией в Шанхае в 1907 году
Урбанизм и функционализм поначалу существовали в промышленной архитектуре и сделались стилями общественных зданий лишь в 1920-е годы, когда угас модерн. Тогда же в русском искусстве модерн был полностью вытеснен конструктивизмом.
Новую архитектурную эстетику, отвечавшую условиям урбанистического города и требованиям функциональности, разрабатывал Шарль Ле Корбюзье. По его убеждению, жилой дом должен быть «машиной для жилья»: занимать открытое пространство, стоять на опорах, отрываясь от поверхности земли, иметь свободную планировку, ленточные окна и плоскую крышу, засаженную деревьями.
Корбюзье подготовил генеральные планы реконструкции Парижа, Антверпена и Москвы. Желая превратить древние города в функциональные мегаполисы, он предлагал снести старинные кварталы с их узкими улочками и малоэтажной застройкой. Париж и Антверпен отвергли данные проекты, а вот генеральный план реконструкции Москвы (1935 год) многое у Корбюзье почерпнул, что привело к значительным потерям исторического ландшафта.
В Советской России Корбюзье имел немало последователей. По его проекту на Мясницкой улице построено здание Центросоюза, состоящее из четырех корпусов: три восьмиэтажных (деловая зона) и корпус со зрительным залом и фойе.
В 1950-е годы Корбюзье построил в Индии город Чандигарх. Это уникальный случай возведения мегаполиса по единому градостроительному проекту, выполненному одним архитектором.
Функциональное направление архитектуры развивал Вальтер Гропиус. Первая крупная его работа — корпуса обувной фабрики «Фагус»: бо́льшую часть стен занимают огромные окна.
В 1919-м Гропиус основал Баухаус — Высшую школу строительства и дизайна (Hochschule fur Bau und Gestaltung), и в ней разрабатывал универсальные принципы формообразования в пластических искусствах. Учащиеся осваивали новые строительные материалы и конструкции, изучали эргономику и дизайн среды.
Преподавателем Баухауса и в течение трех лет его директором был Людвиг Мис ван дер Роэ. В начале архитектурной деятельности он спроектировал жилой дом-трансформер с изменяемой внутренней планировкой; в поздний период творчества строил небоскребы в Нью-Йорке, Чикаго, Торонто. Самое известное его сооружение — «Стеклянный дом» в штате Иллинойс. Дом стоит на платформе, поднятой над землей; все его стены сделаны из стекла и вставлены в металлический каркас.
Примечательное сооружение функционализма середины ХХ века — Capitol Records в Лос-Анджелесе. Здание имеет форму цилиндра: каждый его этаж окольцован двумя лентами — окон и широких изогнутых навесов.
Урбанизм и функционализм наряду с конструктивизмом стали источниками стиля хай-тек, возникшего в последней четверти ХХ века.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.