Из лекций С.В.Стахорского
Стиль, известный у нас как модерн, в разных странах именуется по-разному: арт нуво (новое искусство) во Франции, югент стиль (молодой стиль) в Германии, либерти (свободный стиль) в Италии. Модерн, арт нуво, югент стиль, либерти — синонимы. В искусствоведческом обороте циркулируют и другие термины стиля модерн.
Модерн как стиль искусства следует отличать от модернизма — термина, обозначающего художественный авангард ХХ века во всех его течениях и направлениях.
Ярче всего модерн проявился в архитектуре, монументальной живописи, книжной и плакатной графике, декоративно-прикладном искусстве, хотя затронул и станковую живопись.
Модерн возник в 1890-е и просуществовал примерно тридцать лет — до середины 1910-х годов, когда был вытеснен новыми течениями авангарда.
У истоков стиля модерн — графика Тулуз-Лотрека и Бердслея.
В рисунках Тулуз-Лотрека и Бердслея впервые появляется капризная кривая линия, очерчивающая фигуры и вещи. Такая линия получила название «удар бича».
«Удар бича» извивается, закручивается в спираль, создавая текучий подвижный ритм. В модерне отсутствуют углы и редко применяются прямые линии.
Графика Бердслея контрастна и лаконична: почти все его работы выполнены черной тушью на белой бумаге. Иной вариант стиля модерн демонстрирует Альфонс Муха, чьи плакаты и афиши характеризуются нарядной красочностью. Постоянный образ плакатов Мухи — томная женская фигура в пестром орнаментальном обрамлении.
Прихотливая игра линий и цветовых оттенков разворачивается в поздних произведениях Михаила Врубеля — картинах и майоликах. В «Жемчужине» художник выстраивает спиральную композицию, которая создает образ морской бездны, населенной русалками и подводными чудищами.
Майолика Врубеля «Волхова» изображает героиню оперы Римского-Корсакова «Садко», партию которой исполняла жена художника — Надежда Забела-Врубель.
Леон Бакст в картинах сдержан и лаконичен, тогда как в сценографии дает волю своей безудержной живописной фантазии.
Валентин Серов, чья творческая эволюция протекала от импрессионизма к модерну, в картине «Похищение Европы» приглушает цвет, направляя взор зрителя на линии: они очерчивают вздыбленные волны, силуэты дельфинов и гигантского быка, на спине которого сидит, сжавшись от страха, девушка.
Об этой картине Осип Мандельштам написал такие строки:
С розовой пеной усталости у мягких губ
Яростно волн зеленые роет бык
Фыркает, гребли не любит — женолюб,
Ноша хребту непривычна, и труд велик. <…>
Горько внимает Европа могучий плеск,
Тучное море кругом закипает в ключ,
Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч.
Написанный в том же году, что и «Похищение Европы», портрет знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн, тоже силуэтный: в нем доминирует линия и почти нет глубины и объема. Серов говорил, что ориентировался на египетские фрески. Как и в них, фигура дана в профиль, причем, правый профиль, но голова и шея повернуты в сторону зрителя и очерчены типичной для модерна кривой линией.
В живописи и графике модерна ведущая роль принадлежит женским образам. Женщины — главные персонажи полотен Густава Климта.
Героини Климта наполнены чувственностью, эротикой и воплощены с изрядным декоративным изыском. Если сюжет картины требовал персонажа-мужчины, то Климт располагал его фигуру спиной или вполоборота к зрителю. Например, в картине «Поцелуй» голова мужчины повернута так, что его лица не видно; лицо же женщины, напротив, полностью открыто за счет неестественного наклона головы.
Округлая, мягкая пластика женского тела доминирует в декоре стиля модерн.
Живописцы (в их числе Климт) прибегают к смешанной технике, соединяя масляные краски с аппликацией и инкрустацией, выполненными из смальты, меди, латуни, камней и кораллов.
В интерьерах и декоративно-прикладных изделиях (мебель, обои, светильники и абажуры, посуда, утварь) преобладают текучие ритмы и орнаментальный декор. Модерн возродил моду на витражи: обычно они вставлены в двери, окна, ширмы.
Архитектуру модерна отличают асимметрия фасадов; причудливо изогнутые карнизы и крыши; окна, двери и ниши овальной формы. Фасады зданий украшают маскароны и растительные гирлянды; этажи соединяет спиралевидная лестница, вместо ступенек иногда применяется пандус.
Противник симметрии и регулярности — Антонио Гауди. Он стремился создать биоморфную архитектуру с подвижными линиями и планами. Этому принципу Гауди следовал в спроектированных им жилых зданиях, павильонах парка Гуэль, а также в главном своем творении — соборе Саграда Фамилья.
Биоморфная пластика характеризует декоративно-прикладные изделия модерна. Эту особенность отмечал Максимилиан Волошин в работах французского ювелира Рене Лалика: «На его произведения не только хочется смотреть, но их хочется ласкать рукой. В них вечное напоминание о потерянном рае природы, в них мертвый кристалл расцветает живым цветком».
Пышный растительный декор с обнаженными наядами, виднеющимися среди ветвей, украшает интерьеры Сандуновских бань. Михайловский сад огораживает решетка в виде переплетающихся зарослей: она выкована по эскизу Альфреда Парланда, архитектора храма Воскресения Христова, известного как Спас на крови. Лианы экзотических растений извиваются коваными оградами московских особняков Рябушинских и Морозовых.
Художники модерна прибегают к стилевым контаминациям. Антонио Гауди смешивает модерн и мудехар, модерн и готику. В архитектуре собора Саграда Фамилья он берет за основу готику с ее вертикалями, устремленными в небо, но решительно отказывается от прямолинейных форм. Все линии здания размыты, наплывают друг на друга. Кажется, что спроектированный Гауди фасад Рождества под лучами жаркого солнца чуть расплавился и начинает подтекать.
В декоративно-прикладных изделиях, выполненных по эскизам Врубеля, модерн сочетается с элементами «русского стиля» (камин «Микула Селянинович»). Тандем «русского стиля» и модерна демонстрируют главный фасад Третьяковской галереи, оформленный по эскизу Виктора Васнецова, ансамбль Марфо-Мариинской обители (архитектор Алексей Щусев), храм-колокольня в Рогожской слободе и др.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.