Найти в Дзене

СТИЛЬ: МОДЕРН

Из лекций С.В.Стахорского Стиль, известный у нас как модерн, в разных странах именуется по-разному: арт нуво (новое искусство) во Франции, югент стиль (молодой стиль) в Германии, либерти (свободный стиль) в Италии. Модерн, арт нуво, югент стиль, либерти — синонимы. В искусствоведческом обороте циркулируют и другие термины стиля модерн. Модерн как стиль искусства следует отличать от модернизма — термина, обозначающего художественный авангард ХХ века во всех его течениях и направлениях. Ярче всего модерн проявился в архитектуре, монументальной живописи, книжной и плакатной графике, декоративно-прикладном искусстве, хотя затронул и станковую живопись. Модерн возник в 1890-е и просуществовал примерно тридцать лет — до середины 1910-х годов, когда был вытеснен новыми течениями авангарда. У истоков стиля модерн — графика Тулуз-Лотрека и Бердслея. В рисунках Тулуз-Лотрека и Бердслея впервые появляется капризная кривая линия, очерчивающая фигуры и вещи. Такая линия получила название «удар би

Из лекций С.В.Стахорского

Стиль, известный у нас как модерн, в разных странах именуется по-разному: арт нуво (новое искусство) во Франции, югент стиль (молодой стиль) в Германии, либерти (свободный стиль) в Италии. Модерн, арт нуво, югент стиль, либерти — синонимы. В искусствоведческом обороте циркулируют и другие термины стиля модерн.

Парк Гуэль — медальон с головой змеи, архитектор Антонио Гауди, 1900–1914 годы. Барселона
Парк Гуэль — медальон с головой змеи, архитектор Антонио Гауди, 1900–1914 годы. Барселона

Модерн как стиль искусства следует отличать от модернизма — термина, обозначающего художественный авангард ХХ века во всех его течениях и направлениях.

Ярче всего модерн проявился в архитектуре, монументальной живописи, книжной и плакатной графике, декоративно-прикладном искусстве, хотя затронул и станковую живопись.

Модерн возник в 1890-е и просуществовал примерно тридцать лет — до середины 1910-х годов, когда был вытеснен новыми течениями авангарда.

У истоков стиля модерн — графика Тулуз-Лотрека и Бердслея.

Анри Тулуз-Лотрек. «Диван Японский», 1893 год (литография плаката для парижского кабаре «Divan Japonais»). Музей изящных искусств, Бостон.
Анри Тулуз-Лотрек. «Диван Японский», 1893 год (литография плаката для парижского кабаре «Divan Japonais»). Музей изящных искусств, Бостон.
Анри Тулуз-Лотрек.  «Иветта Гильбер» (фрагмент), 1894 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Анри Тулуз-Лотрек. «Иветта Гильбер» (фрагмент), 1894 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Обри Бердслей. Иллюстрации к драме Оскара Уайльда «Саломея», 1896 год
Обри Бердслей. Иллюстрации к драме Оскара Уайльда «Саломея», 1896 год

В рисунках Тулуз-Лотрека и Бердслея впервые появляется капризная кривая линия, очерчивающая фигуры и вещи. Такая линия получила название «удар бича».

Линия «удар бича»
Линия «удар бича»

«Удар бича» извивается, закручивается в спираль, создавая текучий подвижный ритм. В модерне отсутствуют углы и редко применяются прямые линии.

Обри Бердслей. Иллюстрация к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», 1894 год
Обри Бердслей. Иллюстрация к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», 1894 год

Графика Бердслея контрастна и лаконична: почти все его работы выполнены черной тушью на белой бумаге. Иной вариант стиля модерн демонстрирует Альфонс Муха, чьи плакаты и афиши характеризуются нарядной красочностью. Постоянный образ плакатов Мухи — томная женская фигура в пестром орнаментальном обрамлении.

Альфонс Муха. Плакаты, рекламирующие издательство «Champenois» и папиросную бумагу «Jов», 1897–1898 годы. Частная коллекция
Альфонс Муха. Плакаты, рекламирующие издательство «Champenois» и папиросную бумагу «Jов», 1897–1898 годы. Частная коллекция

Прихотливая игра линий и цветовых оттенков разворачивается в поздних произведениях Михаила Врубеля — картинах и майоликах. В «Жемчужине» художник выстраивает спиральную композицию, которая создает образ морской бездны, населенной русалками и подводными чудищами.

Михаил Врубель. «Жемчужина», 1904 год. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. «Жемчужина», 1904 год. Третьяковская галерея, Москва

Майолика Врубеля «Волхова» изображает героиню оперы Римского-Корсакова «Садко», партию которой исполняла жена художника — Надежда Забела-Врубель.

Михаил Врубель. «Волхова», майолика, начало 1900-х годов. Музей изобразительного искусства, Новгород Великий
Михаил Врубель. «Волхова», майолика, начало 1900-х годов. Музей изобразительного искусства, Новгород Великий

Леон Бакст в картинах сдержан и лаконичен, тогда как в сценографии дает волю своей безудержной живописной фантазии.

Леон Бакст. «Ужин» («Дама в ресторане»), 1902 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Леон Бакст. «Ужин» («Дама в ресторане»), 1902 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Леон Бакст. Эскизы костюмов к балетам «Шехеразада» и «Послеполуденный отдых фавна» (антреприза С.П.Дягилева), 1910 и 1912 годы
Леон Бакст. Эскизы костюмов к балетам «Шехеразада» и «Послеполуденный отдых фавна» (антреприза С.П.Дягилева), 1910 и 1912 годы

Валентин Серов, чья творческая эволюция протекала от импрессионизма к модерну, в картине «Похищение Европы» приглушает цвет, направляя взор зрителя на линии: они очерчивают вздыбленные волны, силуэты дельфинов и гигантского быка, на спине которого сидит, сжавшись от страха, девушка.

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год. Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год. Третьяковская галерея, Москва

Об этой картине Осип Мандельштам написал такие строки:

С розовой пеной усталости у мягких губ
Яростно волн зеленые роет бык
Фыркает, гребли не любит — женолюб,
Ноша хребту непривычна, и труд велик. <…>

Горько внимает Европа могучий плеск,
Тучное море кругом закипает в ключ,
Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч.

Написанный в том же году, что и «Похищение Европы», портрет знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн, тоже силуэтный: в нем доминирует линия и почти нет глубины и объема. Серов говорил, что ориентировался на египетские фрески. Как и в них, фигура дана в профиль, причем, правый профиль, но голова и шея повернуты в сторону зрителя и очерчены типичной для модерна кривой линией.

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910 год. Русский музей, Санкт-Петербург

В живописи и графике модерна ведущая роль принадлежит женским образам. Женщины — главные персонажи полотен Густава Климта.

Густав Климт. «Даная», 1907 год. Частная коллекция
Густав Климт. «Даная», 1907 год. Частная коллекция

Героини Климта наполнены чувственностью, эротикой и воплощены с изрядным декоративным изыском. Если сюжет картины требовал персонажа-мужчины, то Климт располагал его фигуру спиной или вполоборота к зрителю. Например, в картине «Поцелуй» голова мужчины повернута так, что его лица не видно; лицо же женщины, напротив, полностью открыто за счет неестественного наклона головы.

Густав Климт. «Поцелуй», 1908 год. Бельведер, Вена
Густав Климт. «Поцелуй», 1908 год. Бельведер, Вена
Николай Фешин. «Золотые волосы», 1914 год. Приморская картинная галерея, Владивосток
Николай Фешин. «Золотые волосы», 1914 год. Приморская картинная галерея, Владивосток

Округлая, мягкая пластика женского тела доминирует в декоре стиля модерн.

Живописцы (в их числе Климт) прибегают к смешанной технике, соединяя масляные краски с аппликацией и инкрустацией, выполненными из смальты, меди, латуни, камней и кораллов.

Интерьер, 1900-е годы. Музей Орсе, Париж
Интерьер, 1900-е годы. Музей Орсе, Париж
Интерьер, 1900-е годы. Музей Орсе, Париж
Интерьер, 1900-е годы. Музей Орсе, Париж

В интерьерах и декоративно-прикладных изделиях (мебель, обои, светильники и абажуры, посуда, утварь) преобладают текучие ритмы и орнаментальный декор. Модерн возродил моду на витражи: обычно они вставлены в двери, окна, ширмы.

Бюро, 1890-е годы. Музей изящных искусств, Брюссель
Бюро, 1890-е годы. Музей изящных искусств, Брюссель
Буфет, 1900-е годы. Музей Брёхана, Берлин
Буфет, 1900-е годы. Музей Брёхана, Берлин
Стул, 1900-е годы. Музей Брёхана, Берлин
Стул, 1900-е годы. Музей Брёхана, Берлин
Светильники, 1890-е годы. Музей изящных искусств, Брюссель
Светильники, 1890-е годы. Музей изящных искусств, Брюссель
Бронзовое бра. 1900 год. Музей изящных искусств, Брюссель
Бронзовое бра. 1900 год. Музей изящных искусств, Брюссель
Набор для косметики. 1910-е годы. Частная коллекция
Набор для косметики. 1910-е годы. Частная коллекция
Вход в метро, 1900-е годы. Париж
Вход в метро, 1900-е годы. Париж

Архитектуру модерна отличают асимметрия фасадов; причудливо изогнутые карнизы и крыши; окна, двери и ниши овальной формы. Фасады зданий украшают маскароны и растительные гирлянды; этажи соединяет спиралевидная лестница, вместо ступенек иногда применяется пандус.

Дом Руджери, архитектор Джузеппе Брега, 1907 год. Пезаро (Италия)
Дом Руджери, архитектор Джузеппе Брега, 1907 год. Пезаро (Италия)

Противник симметрии и регулярности — Антонио Гауди. Он стремился создать биоморфную архитектуру с подвижными линиями и планами. Этому принципу Гауди следовал в спроектированных им жилых зданиях, павильонах парка Гуэль, а также в главном своем творении — соборе Саграда Фамилья.

Каса Батльо, архитектор Антонио Гауди, 1906 год. Барселона
Каса Батльо, архитектор Антонио Гауди, 1906 год. Барселона
Каса Мила, архитектор Антонио Гауди, 1910 год. Барселона
Каса Мила, архитектор Антонио Гауди, 1910 год. Барселона
Парк Гуэль — парадная лестница, архитектор Антонио Гауди, 1900–1914 годы. Барселона
Парк Гуэль — парадная лестница, архитектор Антонио Гауди, 1900–1914 годы. Барселона

Биоморфная пластика характеризует декоративно-прикладные изделия модерна. Эту особенность отмечал Максимилиан Волошин в работах французского ювелира Рене Лалика: «На его произведения не только хочется смотреть, но их хочется ласкать рукой. В них вечное напоминание о потерянном рае природы, в них мертвый кристалл расцветает живым цветком».

Пышный растительный декор с обнаженными наядами, виднеющимися среди ветвей, украшает интерьеры Сандуновских бань. Михайловский сад огораживает решетка в виде переплетающихся зарослей: она выкована по эскизу Альфреда Парланда, архитектора храма Воскресения Христова, известного как Спас на крови. Лианы экзотических растений извиваются коваными оградами московских особняков Рябушинских и Морозовых.

Ограда Михайловского сада, архитектор Альфред Парланд, 1907 год. Санкт-Петербург
Ограда Михайловского сада, архитектор Альфред Парланд, 1907 год. Санкт-Петербург

Художники модерна прибегают к стилевым контаминациям. Антонио Гауди смешивает модерн и мудехар, модерн и готику. В архитектуре собора Саграда Фамилья он берет за основу готику с ее вертикалями, устремленными в небо, но решительно отказывается от прямолинейных форм. Все линии здания размыты, наплывают друг на друга. Кажется, что спроектированный Гауди фасад Рождества под лучами жаркого солнца чуть расплавился и начинает подтекать.

Собор Саграда Фамилья — фасад Рождества, архитектор Антонио Гауди, 1892–1925 годы. Барселона
Собор Саграда Фамилья — фасад Рождества, архитектор Антонио Гауди, 1892–1925 годы. Барселона

В декоративно-прикладных изделиях, выполненных по эскизам Врубеля, модерн сочетается с элементами «русского стиля» (камин «Микула Селянинович»). Тандем «русского стиля» и модерна демонстрируют главный фасад Третьяковской галереи, оформленный по эскизу Виктора Васнецова, ансамбль Марфо-Мариинской обители (архитектор Алексей Щусев), храм-колокольня в Рогожской слободе и др.

Храм-колокольня в Рогожской слободе, архитектор Федор Горностаев, 1913 год. Москва
Храм-колокольня в Рогожской слободе, архитектор Федор Горностаев, 1913 год. Москва
Закомара Спасской церкви, архитектор Василий Мотылёв, 1916 год. Клязьма
Закомара Спасской церкви, архитектор Василий Мотылёв, 1916 год. Клязьма

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-35