Найти в Дзене
ПИНАКОТЕКА

СТИЛЬ: ФУТУРИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского

Футуризм — течение раннего авангарда. Его основоположником считается итальянский поэт Томазо Маринетти. 20 февраля 1909 года он опубликовал в парижской газете «Фигаро» манифест, в котором призывал проститься с прошлым и без оглядки на привычки и традиции творить futurum — будущее. Маринетти восхваляет наступивший век скоростей; по его словам, символ современности, «новый кентавр — человек на мотоцикле». В артефактах технократической цивилизации Маринетти видит красоту, которую прежде не замечали. «Гоночная машина, — говорит он, — прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».

Карло Карра. Портрет Маринетти, 1915 год
Карло Карра. Портрет Маринетти, 1915 год

После публикации этого манифеста у Маринетти появилось много последователей в среде литераторов и художников. В том же 1909 году в Петербурге возникло первое объединение русских футуристов, названное по пьесе Ибсена, — «Союз молодежи».

«Союз молодежи» издавал одноименный журнал, провел семь выставок и организовал «Первый в мире футуристов театр», показавший оперу «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых) и трагедию Маяковского, озаглавленную «Владимир Маяковский».

Русские футуристы именовали себя будетлянами, «новыми людьми новой жизни», «искусными артиллеристами грядущего». Литераторы-будетляне образовали две группировки: кубофутуристы (Велемир Хлебников, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Крученых, Маяковский) и эгофутуристы (Игорь Северянин, Сергей Третьяков).

Живописцы-футуристы — Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Петр Кончаловский, Николай Кульбин, Александра Экстер, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Иван Клюн.

В выставках футуристов участвовали также Павел Филонов, Марк Шагал, Казимир Малевич — все те, кого не допускали на вернисажи «Мира искусства» и еще существовавшего Товарищества передвижников.

Михаил Ларионов. «Автопортрет в тюрбане», 1909 год. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Ларионов. «Автопортрет в тюрбане», 1909 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1907 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1907 год. Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов. Автопортрет. 1909 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Аристарх Лентулов. Автопортрет. 1909 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Машков. Автопортрет и портрет Кончаловского в образе цирковых атлетов, 1910 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Машков. Автопортрет и портрет Кончаловского в образе цирковых атлетов, 1910 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Татлин. «Матрос» (Автопортрет), 1911 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Татлин. «Матрос» (Автопортрет), 1911 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Роберт Фальк. «Автопортрет в желтом», 1924 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Роберт Фальк. «Автопортрет в желтом», 1924 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Клюн. «Автопортрет с пилой», 1914 год. Картинная галерея, Астрахань
Иван Клюн. «Автопортрет с пилой», 1914 год. Картинная галерея, Астрахань

Вслед за «Союзом молодежи» в 1910-м возник «Бубновый валет». Название объединения, придуманное Ларионовым, содержало вызов: в картежном сленге бубновый валет — плут, мошенник, шулер; «бубновым валетом» называли также нашивку на одежде арестантов. Помимо выставок «Бубновый валет» проводил публичные диспуты, постоянными участниками которых были поэты-футуристы, в их числе Маяковский.

В 1911 году Ларионов и Гончарова организуют объединение «Ослиный хвост». Название связано с эпизодом, случившимся в Париже на выставке «Салона независимых», где была показана картина, будто бы написанная ослом, который водил хвостом по холсту. Обвинение футуристов в том, что они пишут картины точно осел хвостом, стало общим местом тогдашней критики. В ответ Ларионов заявлял: «Мы будем для публики ослиным хвостом».

Михаил Ларионов. «Офицерский парикмахер», 1910 год. Галерея Альбертина, Вена
Михаил Ларионов. «Офицерский парикмахер», 1910 год. Галерея Альбертина, Вена
Михаил Ларионов. «Курящий солдат», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Ларионов. «Курящий солдат», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Курильщик», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Курильщик», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва

Футуристы декларируют агрессивное искусство. «Мы намерены воспеть агрессию, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину», — пишет Маринетти. Главный манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу».

Вся деятельность русских футуристов протекала в атмосфере сенсации и скандала. Они появлялись на публике в эпатажных платьях, с разрисованными лицами; их литературные вечера нередко кончались потасовками. Вызывающие акции футуристов были направлены против искусства «сытых» и «толстых» — салонных художников и живых классиков, переживших свое время.

Эстетика русских футуристов формировалась в полемике с символистами, которых те называли не иначе, как «символитиками». Тем не менее футуристы многое заимствовали у символистов: они взяли на вооружение идею «жизнестроительного искусства», созидающего новые социальные отношения. Как и символисты, футуристы мечтают вырастить новую генерацию людей — «артистическое человечество». Велемир Хлебников писал: «Я род людской сложу как части давно задуманного целого». Считая себя «новыми людьми новой жизни», футуристы призывают «сбросить прошлое с корабля современности».

В отличие от западных футуристов, будетляне мало интересовались успехами технократической цивилизации. Они пытались гальванизировать архаические формы культуры (отсюда идея «зауми» — заумного внерассудочного языка, «простого, как мычание»), культивировали художественный примитив и постоянно обращались к фольклору, к лубочной живописи. «Мы идем рука об руку с малярами», — говорил Михаил Ларионов.

Наталья Гончарова. «Феникс», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Феникс», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Наталья Гончарова. «Голубая корова», 1911 год. Галерея Альбертина, Вена
Наталья Гончарова. «Голубая корова», 1911 год. Галерея Альбертина, Вена
Роберт Фальк. «Пейзаж со свиньями», 1912 год. Картинная галерея, Смоленск
Роберт Фальк. «Пейзаж со свиньями», 1912 год. Картинная галерея, Смоленск

Алексей Крученых говорил: «Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, а будетляне-речетворцы разрубленными словами».

Футуристы занимались станковой живописью, сценографией и книжной графикой. В последней они искали новые формы синтеза слова и изображения. В книжках футуристов текст переходит в рисунок; шрифты имитируют небрежное рукописное письмо с кривыми буквами и неровными линейками.

Художественные приемы футуристов близки экспрессионистам. Сближают их деформация образов и повышенная экспрессия, иногда доходящая до экзальтации. Но в картинах футуристов нет надрыва Мунка, отсутствует трагическое напряжение, свойственное полотнам Шагала. Вера в будущее придавала творчеству футуристов радостную энергию.

В 1911 году Михаил Ларионов увлекся абстрактной живописью: свои опыты он обозначил термином «лучизм».

Михаил Ларионов. «Лучистые линии», 1911 год. Художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Михаил Ларионов. «Лучистые линии», 1911 год. Художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Михаил Ларионов. «Петух и курица», 1912 год. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Ларионов. «Петух и курица», 1912 год. Третьяковская галерея, Москва

Лучистая палитра отличает и фигуративные полотна Ларионова. Лучи в виде пульсирующих пятен цвета и света испускают фигуры и предметы в картинах Гончаровой и Лентулова.

Художественной сенсацией, потрясшей Париж весной 1914 года, стали декорации Гончаровой к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленной в антрепризе Дягилева. Об этой работе Марина Цветаева писала: «Яркость — не условная лжерусского стиля «клюква», безусловная яркость вечно-крестьянского и восточного. «Золотой петушок» — поворотный пункт во всем декоративном искусстве».

Наталья Гончарова. Эскиз декорации к постановке оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1914 год. Антреприза С.П.Дягилева, Париж
Наталья Гончарова. Эскиз декорации к постановке оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1914 год. Антреприза С.П.Дягилева, Париж

Мажорные динамичные полотна, наполненные феерией красок, создает Лентулов. Ни один художник и тем более фотограф не передал феерическую красоту собора Василия Блаженного, как это сделал Лентулов.

Аристарх Лентулов. «Небозвон», 1915 год. Художественный музей, Ярославль
Аристарх Лентулов. «Небозвон», 1915 год. Художественный музей, Ярославль
Аристарх Лентулов. «Василий Блаженный», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов. «Василий Блаженный», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов. «Вид Нового Иерусалима», 1917 год. Художественный музей, Саратов
Аристарх Лентулов. «Вид Нового Иерусалима», 1917 год. Художественный музей, Саратов
Аристарх Лентулов. «Женщины и фрукты», 1917 год. Картинная галерея, Рязань
Аристарх Лентулов. «Женщины и фрукты», 1917 год. Картинная галерея, Рязань

Лучист — Николай Кульбин. Примечательно, что лучшая его картина называется «Солнечная ванна».

Николай Кульбин. «Солнечная ванна», 1916 год. Третьяковская галерея, Москва
Николай Кульбин. «Солнечная ванна», 1916 год. Третьяковская галерея, Москва

Картинам Ильи Машкова и Петра Кончаловского свойственны грубоватая фактурность письма, резкость красок и линий. В портретах и натюрмортах Машкова фигуры и вещи столь объемны, столь выпуклы, что кажется, будто они вываливаются с поверхности холста.

Илья Машков. «Хлебы», 1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Машков. «Хлебы», 1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Кончаловский в молодости увлекался Сезанном и, будучи женатым на дочери Сурикова, испытал влияние своего великого тестя. Живопись Кончаловского вобрала в себя яркие краски палитры Сурикова, лучизм Ларионова и фактурность Сезанна. Последний считается крестным отцом кубистов, заявивших о себе в одни годы с футуристами.

Петр Кончаловский. «Раки», 1916 год. Художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Петр Кончаловский. «Раки», 1916 год. Художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Петр Кончаловский. Портрет адвоката Брауна. 1918 год. Картинная галерея, Смоленск
Петр Кончаловский. Портрет адвоката Брауна. 1918 год. Картинная галерея, Смоленск

До 1917 года футуризм не получил признания культурной элиты. Старшие современники характеризовали его как «оголтелое хамство» (мнение Д.С.Мережковского). В то же время творчество футуристов пользовалось большой популярностью в среде молодежи, в слоях радикально настроенной интеллигенции.

Александра Экстер. «Город ночью», 1913 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Александра Экстер. «Город ночью», 1913 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда совершилась Октябрьская революция, футуристы рассудили, что теперь настало их время. «Лафа футуристам!» — утверждал Маяковский.

Почти все футуристы перешли на сторону революции. Только Гончарова и Ларионов, находившиеся тогда в Париже, не вернулись на родину. Остальные же пошли на службу революции: оформляли массовые действа и празднества «красного календаря», писали политические плакаты, делали эскизы декораций и костюмов для революционных спектаклей.

15 марта 1918 года футуристы обнародовали манифест «Заборная литература и площадная живопись». В нем говорилось: «Товарищи и граждане! Мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем: вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства во дворцах, галереях, салонах. Отныне свободное слово творческой личности будет написано на домах, заборах, крышах, улицах, на автомобилях и трамваях и на платьях всех граждан».

В том же 1918-м Маяковский публикует «Приказ по армии искусств»:

Улицы — наши кисти.
Площади наши палитры.
Книгой времени
тысячелетней
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

Александра Экстер. «Футуристическая композиция», 1918 год. Частная коллекция
Александра Экстер. «Футуристическая композиция», 1918 год. Частная коллекция

Площадкой футуристов стали Окна РОСТА, сатирические плакаты Российского телеграфного агентства, выпускавшиеся в 1919–1922 годах. Создателями плакатов были поэты и графики во главе с Маяковским (именно он сочинил большинство текстов). Написанные на злобу дня Окна РОСТА соединили старинные приемы лубочных картинок с новациями авангарда.

В первые годы после революции футуристов энергично поддерживал нарком Просвещения А.В.Луначарский, называвший их «первыми барабанщиками красной культуры». Правда, был у них серьезный противник — Ленин, относившийся к ним резко отрицательно, но его отношение тогда не могло им повредить.

В 1922 году футуристы создали объединение ЛЕФ (Левый фронт). Это объединение собрало художников авангарда, увлеченных идеей сотворения нового человека. «Не создание новых картин, стихов и повестей, а производство нового человека с использованием искусства как одного из орудий этого производства было компасом футуризма от дней его младенчества», — писал Сергей Третьяков.

По словам Маяковского, ЛЕФ претендовал на «охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма». Лефовцы отрицали станковую живопись и отстаивали «производственное искусство», выполняющее социальный заказ. В живописи, литературе, театре и кино продвигали документально-публицистические жанры, опирающиеся не на вымысел, а на реальный факт.

ЛЕФ просуществовал до 1929, и этот год стал последним в истории русского футуризма. А дальше футуристы, которые не уехали в эмиграцию и не свели счеты с жизнью, как Маяковский, должны были приспосабливаться к «социалистическому реализму». Официальное положение в нем занял Кончаловский. Тем не менее он отказался делать портрет Сталина по фотографии, и написал портрет опального Мейерхольда.

Петр Кончаловский. Портрет Мейерхольда. 1938 год. Третьяковская галерея, Москва
Петр Кончаловский. Портрет Мейерхольда. 1938 год. Третьяковская галерея, Москва
-30

© Стахорский С.В.