Как обычные алгоритмы, только ответственности у них больше.
Первым электронным устройством в автомобиле был радиоприёмник — его начали устанавливать в конце 1920-х годов. В современных автомобилях гораздо больше электроники, и она может не только проигрывать музыку, но и помогать водителю лучше управлять машиной. Разбираемся, как устроены автомобильные электронные помощники и как они работают.
Что такое электронные помощники в автомобиле
Электронные помощники в автомобиле — это интеллектуальные системы, которые делают поездку комфортнее и безопаснее. Эти системы способны распознавать ситуацию на дороге и внутри салона, анализировать данные, принимать решения и информировать об этом водителя. В некоторых случаях они могут даже вмешиваться в процесс управления. Примеры таких помощников:
- Датчик дождя автоматически включает дворники при появлении капель на стекле.
- Адаптивный круиз-контроль регулирует скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля.
- Система контроля усталости советует сделать перерыв, если замечает признаки усталости.
- Парковочные ассистенты помогают при маневрировании или могут самостоятельно припарковать автомобиль.
Если помощники влияют на безопасность и управление автомобилем, их относят к ADAS (Advanced Driver Assistance Systems). Например, датчик дождя улучшает комфорт, но не является частью ADAS.
Как это устроено: датчики и блок управления
Электронные помощники работают благодаря комбинации датчиков и блока управления:
- Датчики фиксируют данные о состоянии окружающей среды и автомобиля. Вот основные типы датчиков:Радар измеряет расстояние до объектов и их скорость.
Ультразвуковой датчик определяет препятствия на близком расстоянии (парктроники).
Лидар сканирует пространство лазером и строит трёхмерную карту.
Инфракрасные датчики фиксируют тепло от объектов.
Камеры распознают знаки, разметку и объекты вокруг.
Гироскопы и акселерометры измеряют угловую скорость и боковое ускорение автомобиля.
Датчик положения руля определяет направление, куда хочет повернуть водитель. - Блок управления обрабатывает данные с датчиков и принимает решения. Он может быть общим для нескольких систем или отдельным для каждой функции. Блоки управления связываются через CAN-шину и используют технологии V2X (Vehicle-to-Everything) для обмена данными с инфраструктурой, другими машинами и облачными сервисами.
Исполнительные устройства
Исполнительные устройства выполняют команды блока управления, предупреждая водителя или вмешиваясь в управление автомобилем. Примеры таких действий:
- Звуковой сигнал при непристёгнутом ремне безопасности.
- Световая индикация на зеркале при появлении другого автомобиля сбоку.
- Стабилизация автомобиля путём притормаживания отдельных колёс при заносе.
Более сложные системы могут автоматически:
- Тормозить всеми или отдельными колёсами.
- Изменять скорость движения.
- Блокировать двери во время поездки.
- Натягивать ремни безопасности при угрозе столкновения.
- Включать фары и дворники по необходимости.
Для выполнения таких функций механизмы автомобиля должны поддерживать электронное управление.
Примеры работы алгоритмов: АБС и ESP
АБС (антиблокировочная система) предотвращает блокировку колёс при резком торможении, сохраняя управляемость автомобиля. Система быстро чередует блокировку и разблокировку колёс, чтобы поддерживать сцепление с дорогой и эффективно замедлять автомобиль.
На основе АБС создана ESP (система контроля устойчивости). Она дополнительно использует гироскоп, акселерометр и датчик положения руля для предотвращения заноса. Если траектория автомобиля отклоняется от заданной, ESP корректирует её, притормаживая отдельные колёса и снижая обороты двигателя.
Получается, электронные помощники — это больше про программирование?
Да, функциональность электронных помощников определяется программным обеспечением. ПО обрабатывает данные с датчиков, распознаёт объекты, анализирует ситуации и принимает решения. Без алгоритмов и программ датчики и исполнительные устройства бесполезны.
Почему электронные помощники встраивают не везде?
Интеграция электронных помощников требует значительных затрат. Вот основные причины, почему они есть не во всех автомобилях:
- Высокая стоимость увеличивает конечную цену машины.
- Сложность производства требует модернизации заводов и конструкций автомобилей.
- Ограниченные ресурсы у небольших автопроизводителей.
- Разные стандарты безопасности в разных странах.
- Слабая инфраструктура в некоторых регионах делает использование помощников неэффективным.
В чём проблема электронных помощников
Главная проблема — неопределённость в критических ситуациях. Если система допустит ошибку, непонятно, кто будет виноват: водитель, пешеход, автопроизводитель или разработчик ПО. Из-за доверия к технологиям водители могут терять бдительность, что приводит к авариям, которых можно было бы избежать при активном контроле управления.
Что нужно знать, чтобы заниматься электронными помощниками
Выбор специализации зависит от задачи:
- Python — для алгоритмов распознавания объектов.
- JavaScript — для интерфейсов.
- C и C++ — для программирования решений на уровне датчиков.
- Робототехника — для создания самих помощников.
Также полезно разбираться в системах автомобиля: двигателе, трансмиссии, тормозах, рулевом управлении и электрике.