Добрый день, дорогие подписчики и гости!
Открываю новую рубрику, в которой буду рассказывать о "самых-самых" русскоязычных авторах, независимо от жанра, за последние 50 лет. Поскольку львиная доля читаемых мною книг относятся к истории или фантастике, то и авторы будут, в основном, оттуда. Тем более тема научно-популярных книг у меня освещается в другой рубрике.
Марина и Сергей Дяченко – уроженцы Киева, которые в 2009 г. переехали жить в г. Москву, а в 2013 г. – в Лос-Анджелес. Таким образом, рубрику о лучших современных русскоязычных писателях я начинаю с американцев :)
Это самые известные и титулованные писатели Украины, а на общеевропейской конференции в Глазго (Шотландия) – «Еврокон-2005» пара была признана лучшими писателями-фантастами Европы.
Борис Стругацкий отзывался об этом творческом тандеме, как о своих прямых наследниках и именно их выбрал сценаристами для «Обитаемый остров».
Марина родилась в 23.01.1968 г., а Сергей 14.04.1945 г. Молодая актриса и уже известный сценарист, кинодраматург и писатель, поженились в 1993 г., а уже в 1994 г. выпустили свою первую совместную работу – роман Привратник.
Фантастика у четы Дяченко достаточно мягкая, я бы сказал - женская, то есть берется какая-то выдуманная ситуация или обстоятельства, невозможные в нашем мире и в этих условиях создается история, но упор делается на взаимоотношения людей с затрагиванием глубоких философских вопросов, а не на бластеры-шмастеры, сальто-мортале или царь-бомбу.
Как говорил Сергей Дяченко о фантастической литературе:
"Психологи, и даже психиатры утверждают, что сказки также нужны мозгу, как и витамины, а о душе и вообще говорить не приходится. Человек без сказок все равно что аэростат без гелия. Да и взрослому человеку куда деваться без фантазии? Скука и серость без нее…"
При чтении их книг, мне всегда казалось (по стилистике), что первую скрипку в написании книг в паре всегда играла Марина, а Сергей был ее редактором и тылом. Сама Марина на вопрос, как они распределяли обязанности в работе над книгами, отвечала так:
« В начале нашего пути Сережа был наставником, а я ученицей, а теперь у нас равноправие. Мы вместе придумываем историю, я ее записываю, а Сережа потом ее доводит до ума. Это как бы театр одного актера, где я актриса, а Сережа – режиссер.»
На вопрос о том, какие свои романы авторы сами считают лучшими, супруги ответили по разному:
«Марина: роман «Vita nostra».
Сергей: «Ритуал», «Долина совести», многие рассказы и повести.»
Так почему Вам стоит почитать книги супругов Дяченко (помимо того, что они созданы талантливыми писателями, у работ глубокие нелинейные сюжеты написанные хорошим языком)? Потому, что:
- это не слизанный у конкурентов однотипный сюжет с однотипными решениями, а полностью уникальный и качественный продукт;
- книги наполнены чувствами и эмоциями и авторы их очень хорошо транслируют читателям;
- каждая работа обязательно содержит глубокую мысль, требующую осмысления, принятия, а возможно и многократного возвращения к ней «дабы посмаковать»;
- основные персонажи их книг не плоский/картонный «джон рембо», а живые люди, с достоинствами и недостатками;
- по этой же причине не припомню в их книгах персонажей, которые бы олицетворяли абсолютное зло или добро, а принимаемые героями решения совсем не бесспорны и не лишены недостатков.
У Марины и Сергея была общая дочь Анастасия, которая умерла в 2018-м (в 22 года). Причина смерти дочери скрывается, сказали лишь «после продолжительной болезни». Сергей тоже уже умер (в 2022 -м в 77 лет).
Закончим о грустном и перейдем к книгам:
Пандем, 2003 г.
Этот роман затрагивает огромное количество сложных вопросов нашей жизни, поэтому я о нем и говорю о первом. Как может трансформироваться сознание молодого существа имеющего безграничные возможностями? Для чего жизнь дает человеку трудности и препятствия? Нужен ли нам идеальный мир без проблем и в кого он нас превратит? И многие другие….
Мне даже хочется продолжить, типа: Нужно ли нам читать книги, развивать мозг и что-то узнавать, если у нас есть Википедия? Может это порождение дьявола, а не бога?
Пещера, 1998 г.
Как и Пандем – одна из моих любимых книг авторов. Только здесь нет размышлений масштаба человечества. Здесь размышления масштаба каждого отдельно взятого человека. Здесь твоя собственная душа как-бы оголяется. Читая книгу пытаешься осмыслить свою душу и понять – кем бы ты был в дяченковской пещере. Хищники - это зло или проклятие. Травоядные – это добро или слабость. Кошка Муська ведет себя по разному и с хозяйкой, и с мышкой. Может все относительно в нашем мире? И снова при чтении возникает сотни мыслей и вопросов к самому себе. На каждой странице книги восторгаешься тому, как авторы умеют передавать всю картинку сюжета тебе прямо в мозг.
Ритуал, 1996 г.
Снова целый каскад мыслей и вопросов по взаимоотношениям мужчин и женщин.
В 21-м году, после прочтения данного романа я на Фантлабе оставил ругательный отзыв (чуть ниже его приведу в сокращении, чтоб не раскрывать сюжет). Позднее я осознал, что не прав, роман получился таким, каким его и задумывали, а мой отзыв это лишь подтверждает. Отзыв я писал под влиянием фонтана эмоций и внутреннего желания, чтоб в книге все было по-другому. Вот только «по-другому» - это значит, что шаблонно и как у всех до этого. «По-другому» - это значит придумано и самообман. Книга меня очень зацепила, а будь она «по-другому» - я не уверен, что дочитал бы до конца.
Отзыв с ресурса Фантлаб:
Нудноватая сказка для почти взрослых парней с элементом наставничества. Аленький цветочек для взрослых с прицелом на 21 век. Наставляют авторы парней о следующем:
- Если парень не принимает решение и не берет на себя ответственность, в надежде, что все само-собой устроится наилучшим образом — не устроится.
- Если парень надеется, что его избранница ему поможет сделать их счастливыми — может не надеется - не поможет.
- Если парень отказывается от девушки из-за неуверенности, что она с ним будет счастлива, то риск неблагоприятных последствий для обоих полностью его ответственность, потому, что у нас эмансипация и равенство полов только в том выражается, что девочка может понукать своего мужчину и говорить что ему делать, а вот пока мужчина не ее — она фантик ничего не понимающий и не способный понять что ей делать.
Я понимаю, что мой отзыв соберет кучу минусов, но роман действительно более скучная и осовремененная версия аленького цветочка. Осовремененная потому, что ТАМ мальчик (чудище) выступал в пассивной роли, а девочка брала на себя ответственность за ВСЕ судьбоносные решения, а в осовремененном варианте все судьбоносные решения принимает «мальчик», а девочка есть девочка, сама решений не принимает, плывет по течению, но постоянно портит настроение мальчику. Вот после таких девочек мальчики и начинают встречаться с мальчиками :)
Вновь у меня не получилось вместить в одну статью все мысли по творчеству и рекомендациям для прочтения. Завтра выйдет вторая часть статьи, которую Вы сможете/можете прочитать ЗДЕСЬ.
Спасибо, что читаете мои рекомендации. Желаю Вам еще и почитать рекомендованное – не пожалеете. Подписывайтесь на канал, у меня есть много, а будет еще больше, интересного контента.
Будьте здоровы и берегите себя!
☑️❗️❗️❗️ Другие мои книжные темы ❗️❗️❗️☑️:
Михаил Шолохов. Тихий дон. Шедевры мировой литературы #1
Марина и Сергей Дяченко. Лучшие современные русскоязычные писатели #1 (часть 1)
Марина и Сергей Дяченко. Лучшие современные русскоязычные писатели #1 (часть 2)
Борис Акунин. Лучшие современные русскоязычные писатели #2
Конни Уиллис. Книга страшного суда
Лучшие книги школьной программы (повести, рассказы) #1
Лучшие книги школьной программы (романы, поэма) #2/1
Лучшие книги школьной программы (романы, поэма) #2/2
Интересные молодые писатели-фантасты #1 Ивар Рави «Прометей»
Интересные молодые писатели-фантасты #2 Кощиенко А.Г. "Чужая шкурка"
Интересные молодые писатели-фантасты #3 Сугралинов Данияр
Обязательные книги для думающих людей #1 Аристотель «Политика»
Интересные научно популярные авторы #1 Ю.Н. Харари
Книги о загробном мире (Топ-5) #1
Книги о загробном мире (Топ-5) #2
Неформатная литература #1 Дмитрий Липскеров "Демоны в раю"
Неформатная литература #2 Евгений Водолазкин "Лавр"