Найти в Дзене

Как рыбы пережили приход динозавров

Иногда считают, что весь мезозой был временем господства рептилий – динозавров на суше, птерозавровв воздухе, целого зоопарка – в океанах. На самом же деле господство досталось рептилиям не так быстро и просто. Поначалуи динозавры были маленькими и скромными, и птерозавры произошли от зверушки размером с крысу. И только морские ящеры «пришли к власти» сразу и быстро. А вот на суше для окончательного доминирования рептилий понадобилось очередное вымирание – триасово-юрское. Не такое масштабное, как пермь-триасовое, не дотянувшее по своим масштабам даже до мел-палеогенового, но всё же. В основном оно коснулось наземных экосистем, но и водные тоже не обошло стороной. Именно то, как коснулось триасово-юрское вымирание водных экосистем, учёным и помогли выяснить две соседних формации в Китае, в провинции Сычуань. Одна из них, Сюйцзяхэ, относится к позднему триасу, другая, Чжэньчжучун, к ранней юре. Именно там палеонтологи обнаружили крупные местонахождения окаменелостей, характерных для гл

Иногда считают, что весь мезозой был временем господства рептилий – динозавров на суше, птерозавровв воздухе, целого зоопарка – в океанах. На самом же деле господство досталось рептилиям не так быстро и просто. Поначалуи динозавры были маленькими и скромными, и птерозавры произошли от зверушки размером с крысу. И только морские ящеры «пришли к власти» сразу и быстро.

А вот на суше для окончательного доминирования рептилий понадобилось очередное вымирание – триасово-юрское. Не такое масштабное, как пермь-триасовое, не дотянувшее по своим масштабам даже до мел-палеогенового, но всё же. В основном оно коснулось наземных экосистем, но и водные тоже не обошло стороной.

Именно то, как коснулось триасово-юрское вымирание водных экосистем, учёным и помогли выяснить две соседних формации в Китае, в провинции Сычуань. Одна из них, Сюйцзяхэ, относится к позднему триасу, другая, Чжэньчжучун, к ранней юре. Именно там палеонтологи обнаружили крупные местонахождения окаменелостей, характерных для глубоких пресных водоёмов.

Сразу несколько тысяч окаменелостей, датируемых примерно 196 миллионами лет назад, представляют почти полную пищевую цепочку, существовавшую в древнем озере сразу после вымирания. Среди окаменелостей встречаются двустворчатые и брюхоногие моллюски, ракообразные, лучепёрые и двоякодышащие рыбы, а также гибодонты – вымершие пресноводные хрящевые рыбы. Не обошлось и без вездесущих водных рептилий – плиозавров. Отпечатки растений там представлены обычной флорой начала мезозоя – двумя десятками видов папоротников, гинкго и хвойных растений.

Но вообще местечко было весьма оживлённое.
Но вообще местечко было весьма оживлённое.

Больше всего среди окаменелостей оказалось именно лучепёрых рыб, несколько тысяч штук. Причём не только известных видов, но и таких, какие раньше не находили. Самая большая из рыб была длиной в 70 сантиметров, а самая маленькая – в 13, причём она принадлежала к таксону Dorsetichthys, представителей которого до того находили только в Европе.

Одна из двоякодышащих рыб, в полметра длиной, сохранилась очень хорошо – учёным удалось найти не только части черепа и костяк, но и плавники и даже чешую, что делает эту окаменелость самым полным образцом ископаемой двоякодышащей рыбы.

Если не считать плиозавра, основными охотниками в озере были гибодонты.
Если не считать плиозавра, основными охотниками в озере были гибодонты.

От гибодонта из-за его хрящевого скелета сохранились только зубы и спинные плавники, но и это позволило оценить его длину примерно в метр. Самым же крупным представителем местной фауны был примерно четырёхметровый плиозавр Bishanopliosaurus youngi. От него остались только несколько позвонков и куски черепа, но и это ценная находка – вид изучен довольно слабо.

Каким-то образом в озере ухитрился утопиться даже сугубо сухопутный динозаврик.
Каким-то образом в озере ухитрился утопиться даже сугубо сухопутный динозаврик.

В озере каким-то образом затесалась и часть сугубо сухопутного животного – почти целое бедро примитивного птицетазового динозавра Eocursor. Или, вернее, кого-то очень на него похожего – сам эокурсор жил на юге современной Африки. В озеро динозавр, надо полагать, попал случайно – пробегал мимо, упал и утонул. И, судя по тому, что нашлась только одна нога, местные хищники не растерялись и знали, что делать с таким подарком судьбы.

Ну, динозавр, положим, был случайным гостем. А вот всё остальное население озера образовывало вполне стройную экосистему. Моллюски и ракообразные ели водоросли и совсем мелкий планктон, ими питались рыбы. На рыб, в свою очередь, охотились гибодонты. На самой же вершине пищевой пирамиды расположились плиозавры, которые ели вообще всё, что проплывало мимо – в содержимом их желудков обнаружились и останки двоякодышащих рыб. Самих же плиозавров никто не ел, во всяком случае, при жизни.

Рыбы
1426 интересуются