Найти в Дзене
Скифия

Воспитание девочек в Осетии и не только

В прошлой статье речь шла о воспитании мальчиков в Осетии. В процессе общения с гостями юноша также узнавал о многих бытовых нормах и народных традициях. Кунацкая, подобно собранию – ныхас, была для него своего рода образовательным пространством. (Как осетины детей воспитывают?) Вот как об этом говорил И. Кануков: Сын всякого горца, а в особенности сын лица высокопоставленного в народе, проводил все свое детство в кунацкой. Там была вполне его школа. Тут, вращаясь среди гостей, он научался народным обычаям, научался уважать гостей, стариков, каковые качества характеризуют вполне благовоспитанного юношу. Незнание народных обычаев и неуважение к старикам в особенности давали повод составлять о таком юноше репутацию весьма плохую. Но и старики не позволяли себе никакого непристойного поведения, неудобных выражений в сторону молодёжи, привлекала также сдержанность в еде и в алкоголе. Вспомним, фрагмент из Нартского эпоса, когда нарт (богатырь) Урызмаг боялся попасться на глаза нартовской м
Оглавление

В прошлой статье речь шла о воспитании мальчиков в Осетии. В процессе общения с гостями юноша также узнавал о многих бытовых нормах и народных традициях. Кунацкая, подобно собранию – ныхас, была для него своего рода образовательным пространством. (Как осетины детей воспитывают?)

"Будущие богатыри". Худ. А.Джанаев.
"Будущие богатыри". Худ. А.Джанаев.

Вот как об этом говорил И. Кануков:

Сын всякого горца, а в особенности сын лица высокопоставленного в народе, проводил все свое детство в кунацкой. Там была вполне его школа. Тут, вращаясь среди гостей, он научался народным обычаям, научался уважать гостей, стариков, каковые качества характеризуют вполне благовоспитанного юношу. Незнание народных обычаев и неуважение к старикам в особенности давали повод составлять о таком юноше репутацию весьма плохую.
-2

Но и старики не позволяли себе никакого непристойного поведения, неудобных выражений в сторону молодёжи, привлекала также сдержанность в еде и в алкоголе. Вспомним, фрагмент из Нартского эпоса, когда нарт (богатырь) Урызмаг боялся попасться на глаза нартовской молодёжи, так как был уже в преклонном возрасте и ему не хотелось, чтобы юноши видели его нерасторопность, слабость, так как в молодых своих летах мог завоевать уважение только силой и выносливостью.

-3

Но с возрастом утратил эти навыки. Мудростью же обладала жена его – Сатана и несмотря на свой возраст, к ней всегда обращались нарты за советом, помощью. Даже сейчас герои эпоса живут, живут в нашей памяти, они обрели бессмертие и будут живы, пока мы их помним, рассказываем детям, приводим примеры. Не канули в вечность, ни сын Дзерассы и Ахсартага, ни дочь Великого Покровителя Уастырджи и Дзерассы.

-4

С самого детства дети слушали песни и сказки, впитывая мудрость и знания, которые передавались из поколения в поколение. Они были свидетелями того, как народные певцы рассказывали истории, и это помогало им лучше понимать окружающий мир. (Как осетины имена детям давали?)

-5

В осетинском нартском эпосе, народных сказках и других произведениях фольклора отражены педагогические идеалы народа. Они оказали огромное влияние на формирование характера и ценностей подрастающего поколения. (Почему рождение мальчика сопровождалось так торжественно на Кавказе?)

-6

Старшие поколения передавали эти идеалы молодёжи через истории и песни. Они воспитывали в детях качества, которые были важны для их народа: храбрость, мужество, самоотверженность, честность, скромность, любовь к родной земле и преданность своему народу. Эти ценности стали основой национального характера осетинского (аланского, наследников скифов) народа.

-7

Воспитание же девочек осуществлялось в более строгих условиях.

-8
-9

По словам М. А. Мисиков:

Уже к девочке 6-8 лет начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам – мальчикам. Во время игр уже с первых же лет их начинали обособлять от мальчиков, а к 10 – 12 годам девочки не допускали мальчиков вовсе к своей компании. В игры девочек входили почти ежедневные упражнения в осетинских танцах. Они обучались также игре на гармонике. К 12 – 14 годам девушка уже выступала на публичных танцах.
-10
Девушки получали своеобразный курс трудового воспитания. Они с малых лет обучались умению шить, вышивать, ткать, готовить. С 7 – 8 лет девочка ухаживала за грудным ребёнком (братом или сестрой), с 10 лет таскала воду с реки, выполняла разные поручения женщин в семье, приучалась к другим работам по дому и по обслуживанию семьи. К 15 – 16 годам девушка уже была вполне подготовленной к самостоятельному ведению хозяйства. Она к этому времени умела уже вышивать золотом, серебром, кроить и шить черкеску, бешмет, сафьяновые чувяки, ноговицы, папаху и т. п.
-11
-12

Или К. Борисевич писал:

Занятия девушки до выхода замуж – шитье золотом, серебром; различные местные тесьмы, шнурки для часов, пистолетов, башлыков, бурок изготовляются девушками-осетинками, и работы их безукоризненно хороши. Девушки-осетинки также валяют шерсть, делают бурки, полости, прядут, ткут и др.
-13
-14

Особое значение придавалось нравственному воспитанию девушек. В них воспитывались такие качества, которые считались необходимыми для аланской женщины: знание и соблюдение обычаев: и это прежде всего не послушание, покорность, вспомним, поведение Сатаны, Агунды, Аколы, Бедухи, Ацырухс и др., где у каждой ярко прослеживается непокорность, своенравность, упрямство, ум, высокомерие, что и привлекало именитых нартов.

-15

Вспомним с вами, как Дзерасса повела себя с Покровителем Уастырджи после гибели своего мужа и его брата, когда Небожитель явился к дочери Покровителя водных стихий. Уастырджи предложил похоронить Ахсара и Ахсартага, если Дзерасса согласится стать Его женой. Но как она могла ответить взаимностью Великому Покровителю, если на сердце лежали печаль и боль по потери своего любимого и как она могла позволить себе оставить тела близких ей нартов непогребёнными?

-16

Разве не высоконравственное поведение? Разве Великий Покровитель решил наказать её за то, что она вернулась к отцу, нося под сердцем двух детей от Ахсартага – Уарызмага и Хамыца? А последние слова Небожителя вслед непокорной девушки, это желание достать Дзерассу даже из-под земли.

-17
-18

И только с распространяем двух авраамические религий девушек начали учить «покорности, преклонению, послушанию, терпимости в случае отвратительного отношения к ним». Внушение подрастающим хранительницам, что за любую помощь не только надо благодарить, но и платить тем, что у неё есть (достоинством) и что мы хотим после такого отношения к женскому полу видеть у представительниц нашего же народа?

-19

Остаётся только вопрос, наложив крест на девочек ещё в раннем, окропив холодной водой, что вы хотите в будущем увидеть в своих дочерях?

-20

Подробно обо всём в дальнейшем, подписывайтесь-> Cкифия

Также вашему вниманию предлагаю статьи: