Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Югендстиль в Германии

Оглавление

Югендстиль (также известен как немецкий модерн) — это художественный стиль, который был популярен в Европе в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется использованием природных форм, асимметричных линий и декоративных элементов. В Германии этот стиль получил своё развитие благодаря таким архитекторам и дизайнерам, как Йозеф Мария Ольбрих, Август Эндель и Анри Ван де Вельде.

В произведениях этих мастеров можно увидеть характерные черты Югендстиля:

  • использование природных форм и растительных мотивов;
  • асимметрия и динамичность линий;
  • декоративные элементы, такие как витражи, мозаики и рельефы;
  • сочетание различных материалов и техник.

Таким образом, Югендстиль в Германии представлял собой важный этап в развитии архитектуры и дизайна, который оказал значительное влияние на формирование современного облика городов.

Герман Обрист (1862–1927). «Красный цикламен» и «Проект монумента» (1902)

Герман Обрист (1862–1927) — швейцарский художник, скульптор и архитектор. Он был одним из пионеров абстрактного искусства и представителем раннего модернизма.

Обрист учился в Школе прикладного искусства в Цюрихе, а затем продолжил обучение в Париже. В 1890-х годах он начал создавать абстрактные скульптуры из дерева, которые стали его визитной карточкой. Эти работы оказали большое влияние на развитие абстрактного искусства.

Он внёс свой вклад в развитие ар-нуво, создав знаменитую вышивку «Красный цикламен» или «Удар бича» в 1895 году. Узор выделялся вычурным росчерком стеблей, который один из критиков сравнил с «яростным изгибом обрушивающегося бича». Этот узор стал одним из символов ар-нуво и оказал большое влияние на его развитие.

Вышивка Цветок цикломена (1895). Герман Обрист (1862-1927)
Вышивка Цветок цикломена (1895). Герман Обрист (1862-1927)

Проект монумента (1902). Герман Обрист (1862-1927)
Проект монумента (1902). Герман Обрист (1862-1927)

В 1902 году Герман Обрист представил свой «Проект монумента», который представлял собой абстрактную композицию из геометрических форм. Этот проект стал одним из первых примеров абстрактной архитектуры, он отражает его уникальный стиль и подход к архитектуре. В этом проекте можно увидеть элементы модерна, который был популярен в то время и характеризуется использованием природных форм, декоративных элементов и асимметричных линий.

Владимир Евграфович Татлин (1885–1953). «Башня III Интернационала»

Владимир Евграфович Татлин (1885–1953) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма.

Проект «Башня III Интернационала» был разработан Владимиром Татлиным в 1919–1920 годах. Башня должна была стать символом нового общества и новой культуры, является ярким примером авангардной архитектуры.

Она отличается от традиционных стилей своей экспериментальной формой и использованием новых материалов и технологий. Представляла собой сложное сооружение из металлических балок и стеклянных панелей, которое вращалось вокруг своей оси. Внутри башни располагались залы для заседаний, библиотека, музей и другие помещения.

Проект монумента (1902) Герман Обрист / Башня 3-го интернационала (1920) Владимир Татлин
Проект монумента (1902) Герман Обрист / Башня 3-го интернационала (1920) Владимир Татлин

Башня так и не была построена, но её проект оказал большое влияние на развитие архитектуры XX века. Башню Татлина часто сравнивают с проектом Германа Обриста, поскольку оба проекта были созданы примерно в одно время и представляли собой смелые эксперименты в области архитектуры и дизайна.

Оба художника стремились создать новое, современное искусство, которое бы отражало дух своего времени. Их проекты стали важными вехами в истории искусства и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие архитектуры и дизайна.

Август Эндель (1871-1925). Ателье «Эльвира»

Август Эндель (1871–1925) — немецкий архитектор, художник декоративно-прикладного искусства периода модерна, один из основателей движения югендстиля, теоретик искусства, эссеист и педагог, создал в Мюнхене в 1898 г. фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира».

Анита Аугспург и София Гоудстиккер руководили Ателье «Эльвира». На фото Анита Аугспург и фото герцогини Люксембургской с детьми, сделанное в ателье.

Дармштадтская колония художников

В 1899 году Эрнст Людвиг, великий герцог Гессенский, основал колонию художников. Его девизом было: «Моя Гессенская земля будет процветать, и в ней будет искусство». Он верил, что объединение искусства и торговли придаст мощный экономический импульс его владениям.

Художники, приглашенные Эрнстом Людвигом, стремились создать современные и прогрессивные формы архитектуры и быта. Среди них были выдающиеся мастера стиля ар-нуво: Петер Беренс, Пауль Бюрк, Рудольф Боссельт, Ханс Кристиансен, Людвиг Хабих, Патрци Хубер и Йозеф Мария Ольбрих.

Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908)

Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908) был одним из ведущих представителей сецессиона — австрийского варианта модерна, который стремился к созданию уникального и выразительного стиля в архитектуре. Его работы отличаются использованием природных форм, растительных мотивов, асимметричных линий и декоративных элементов, которые придают зданиям особую элегантность и изящество.

Дом Эрнста Людвига в Дармштате (1901)

Дом Эрнста Людвига был построен как общая мастерская по проекту Йозефа Мария Ольбриха. Ольбрих работал архитектором и был центральной фигурой в группе художников, а Петер Беренс сначала участвовал только как художник и иллюстратор. Закладка первого камня состоялась 24 марта 1900 года. Мастерская была одновременно местом работы и встреч в колонии художников.

В центре главного этажа находится конференц-зал с картинами Пауля Бюрка, а по обеим сторонам от него расположены три студии художников. Здесь есть две подземные квартиры художников и подземные помещения для деловых встреч. Вход расположен в нише, украшенной позолоченными цветочными мотивами.

По обе стороны от входа стоят две шестиметровые статуи «Мужчина и женщина» или «Сила и красота», созданные Людвигом Хабихом. В конце 1980-х годов здание было перестроено и превращено в музей (Museum Künstlerkolonie Darmstadt) о Дармштадтской колонии художников.

Здание Сецессиона (1897-1898)

Одним из наиболее известных творений Ольбриха является здание Сецессиона, построенное в 1897–1898 годах в Вене. Это здание стало символом венского модерна и отличается своей необычной формой и декоративными элементами. Оно было создано для объединения художников и архитекторов, которые стремились к свободе творчества и независимости от традиционных стилей.

Над входом в выставочный павильон размещены слова «Каждому времени — своё искусство, каждому искусству — своя свобода» — девиз Венского сецессиона, объединения молодых австрийских художников.

Дом Ольбриха в Дармштате, 1900

Дом Ольбриха в Дармштадте, построенный в 1900 году, также является ярким примером модерна в архитектуре. Он отличается своей простотой и элегантностью, а также использованием природных материалов. Дом был создан для самого Ольбриха и отражает его стремление к гармонии и красоте в повседневной жизни.

Дом Ольбриха  в Дармштате, 1900. Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908)
Дом Ольбриха в Дармштате, 1900. Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908)

Свадебная башня в Дармштадте (1905-1908)

Ещё одним значимым творением Ольбриха стала Свадебная башня, построенная в 1905–1908 годах. Она была создана в честь бракосочетания Эрнста Людвига и стала символом любви и верности. Башня отличается своей уникальной формой и декоративными элементами, которые придают ей особую красоту и элегантность.

Церковь Св. Магдалины в Дармштадте (1899-1903)

Первой постройкой на холме в Дармштадте, ещё до возникновения колонии художников, стала церковь Святой Марии Магдалины. Она была возведена в период с 1899 по 1903 годы по проекту архитектора Л. Бенуа.

Эта церковь выделяется своей красотой и изяществом, а также богатыми декоративными элементами. Она выполнена в эклектичном стиле и стилизована под ранне-ярославскую архитектуру, что придаёт ей особый шарм.

Решение построить церковь в Дармштадте было вызвано желанием Николая II и Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской) иметь возможность посещать православный храм во время пребывания в родном городе императрицы.

Питер Беренс (1868–1940)

Питер Беренс (1868–1940)
Питер Беренс (1868–1940)

Петер Беренс (1868–1940) — выдающийся немецкий архитектор, который стал одним из основоположников конструктивизма и пионером промышленного дизайна. Он принадлежал к Дюссельдорфской художественной школе и был писателем, критиком и теоретиком архитектуры XX века.

В 1907 году Беренс занял должность художественного советника концерна «Генеральная электрическая компания» (AEG) в Берлине. Для этого концерна он построил Турбинную фабрику (1908–1909) — первое немецкое здание из стекла и бетона, фабрику по производству небольших моторов (1910–1911) и жилые дома для рабочих АЭГ в Хеннингсдорфе (1910–1911).

Беренс не только проектировал здания компании, но и создал фирменный стиль товаров, рекламной продукции, выставочных стендов, шрифтов, упаковки товаров, мебели и осветительных приборов.

В 1911–1912 годах он разработал проект здания посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге — одного из самых ранних памятников европейского конструктивизма.

В своей новой архитектуре Петер Беренс выступал за принципы функционализма и использование современных материалов — стекла, бетона и стали.

Личный дом Питера Беренса в Дармштадте, 1899

Здание отличается строгостью форм и отсутствием лишних деталей. Оно выполнено в стиле, который впоследствии станет характерным для работ Беренса — сочетании функционализма и эстетики.

Фабрика Тербин концерна AEG в Берлине, 1909

Это здание стало одним из первых примеров промышленного дизайна. Питер Беренс стремился создать не только функциональное, но и красивое здание, которое бы отражало дух времени. Он использовал простые формы, чёткие линии и минимум декоративных элементов.

Предметы дизайна авторства Питера Беренса

Беренс также работал над созданием предметов дизайна, таких как мебель, светильники и посуда. Они отличаются простотой форм, функциональностью и высоким качеством исполнения.

Германское Посольство на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (1911–1912)

Здание посольства отражает стремление к созданию национального стиля в архитектуре, здесь явно прослеживается обращение к классическим традициям, чтобы подчеркнуть силу и мощь германской империи в преддверии Первой мировой войны.

Анри Ван де Вельде (1863–1957)

Анри (Хенри) ван де Велде (1963-1957)
Анри (Хенри) ван де Велде (1963-1957)

Архив Ницше в Веймаре (вилла «Зильберблик»), 1903

Вилла представляет собой яркий пример модерна в архитектуре. Анри Ван де Вальде выполнил отдельный корпус к вилле, в котором сестра Ницше расположила архив философа.

Здание школы прикладного искусства в Веймаре, 1908

Школа была спроектирована в стиле, близком к модерну, с элементами рационализма. Ван де Вельде стремился создать функциональное и удобное здание, которое бы соответствовало требованиям учебного заведения.

Здание школы прикладного искусства в Веймаре, 1908.
(спроектировал Генри ван де Велде в 1902 году по приглашению герцога Саксонского)
Здание школы прикладного искусства в Веймаре, 1908. (спроектировал Генри ван де Велде в 1902 году по приглашению герцога Саксонского)

Театр на выставке «Воркбунда» в Кельне, 1914

Театр является ярким примером экспрессионизма в архитектуре. Он отличается динамичными формами, асимметрией и обилием декоративных элементов.

Эти примеры демонстрируют разнообразие стилей и подходов в архитектуре и дизайне начала XX века.

Каждое из этих зданий имеет свои уникальные особенности и отражает стиль своего времени. Они являются важными примерами архитектурного наследия и продолжают вдохновлять современных архитекторов и дизайнеров.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох