С 1938 года храм принадлежит Епархии православных епископств Берлина и Германии. Над входом встречает образ Марии Магдалины, а ниже — святой княгини Ольги, напоминая о духовных корнях Руси. Сегодня церковь остаётся не только местом богослужений, но и памятником русско-немецкой истории, где каждый камень рассказывает о вере, жертвенности и преодолении.
Построенная на их личные средства в 1899 году, церковь стала не только местом молитвы для русской императорской семьи, но и уникальным культурным мостом между двумя странами.
Семья Романовых, известная своей религиозностью, хотела иметь возможность посещать православные богослужения во время визитов в Дармштадт. Проект храма в раннем ярославском стиле разработал Леонтий Бенуа — выдающийся архитектор, ректор Петербургской Академии искусств. Церковь стала первой постройкой на Холмах Матильды, вокруг которой позже вырос ансамбль зданий в стиле модерн.
Особую символику имела земля, на которой возвели храм: её собрали со всех российских губерний и специально привезли в Германию. Даже мрамор для цокольного этажа доставили с Кавказа. Александра Фёдоровна лично вышила гобелен для убранства церкви, подчеркнув свою связь с родным городом.
Архитектор церкви, Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) — выдающийся русский архитектор, чьё творчество стало мостом между традициями национального зодчества и европейской эклектики.
Представитель знаменитой династии Бенуа, он не только продолжил семейные художественные традиции, но и оставил яркий след в истории российской архитектуры, гармонично сочетая политические задачи эпохи с художественными идеалами. Родившись в Петергофе в семье архитектора Николая Бенуа и Камиллы Кавос, Леонтий с юности был погружён в мир искусства.
Его обучение в Императорской Академии художеств (1875–1879) под руководством Александра Резанова, Давида Гримма и Александра Кракау заложило фундамент для будущих экспериментов с разными стилями. Уже тогда проявился его талант синтезировать исторические формы с рационализмом и функциональност…
Бенуа вошёл в историю как мастер, умело работавший в рамках имперской идеологии. Его культовые постройки конца XIX века — церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892–1901), русская капелла в Дармштадте (1897–1899) и собор Александра Невского в Варшаве (1894–1912) — стали символами русской архитектуры эпохи эклектики.
Эти проекты, выполненные в русском стиле, подчёркивали культурное влияние России на окраинах и за рубежом. Однако архитектор не ограничивался национальной эстетикой: в Петербурге, где доминировала классика, он обращался к барокко и ренессансу.
По его идее фасад церкви Святой Магдалины был украшен плиткой в форме луковиц, которую изготовила небезызвестная фирма «Виллерой Бох», а на сводах и плитках изображён стилизованный царский орёл. Внутри храма находится иконостас работы Карла Тимолеона Неффа, привезённый из лондонской домовой церкви Великой Княгини Марии Александровны. Ещё одним даром стал резной дубовый ковчег с фрагментом плащаницы.
Мозаики апсиды и наружных стен, завершённые лишь к 1903 году, добавили храму величия. Мозаику в главном приделе церкви создал Иван Васнецов, а мозаичное панно над фронтоном с изображением святой Марии Магдалины, покровительницы храма, выполнил художник Фролов.
Судьба церкви отразила трагические события XX века. В Первую мировую войну её объявили «вражеским имуществом»: конфисковали колокола, кресты, медные элементы и даже витражи. Ливни, заливавшие здание без кровли, нанесли серьёзные повреждения. Восстановление в 1920-х годах вернуло храму жизнь, но Вторая мировая война вновь оставила шрамы: часть реликвий была варварски разворована, часть передана в музей Дармштадта.
После бомбардировок 1945 года церковь быстро восстановили уже к 1946 году, а в середине XX века масштабная реставрация стала возможной благодаря поддержке Евангелической церкви Гессена.
С 1938 года храм принадлежит Епархии православных епископств Берлина и Германии. Над входом встречает образ Марии Магдалины, а ниже — святой княгини Ольги, напоминая о духовных корнях Руси. Сегодня церковь остаётся не только местом богослужений, но и памятником русско-немецкой истории, где каждый камень рассказывает о вере, жертвенности и преодолении.
Церковь Марии Магдалины в Дармштадте — это больше, чем архитектура. Это история любви императорской четы к своей вере и малой родине, символ диалога культур и напоминание о том, как хрупок мир, но сильна человеческая воля сохранить наследие для будущих поколений.
Екатерина Серёжина