Итак, мы кратко рассмотрели эволюцию жизни на Земле: от первых биохимических систем до нынешнего кризиса цивилизации. Пора сформулировать выводы.
В истории жизни мы выделили несколько основных этапов:
Этап 1. Доклеточная эволюция. Основное содержание: появление минимальной самоподдерживающейся, самовоспроизводящейся живой системы — клетки. Временные рамки: точно неизвестны, но закончился он более 4 млрд. лет назад.
Этап 2. Эволюция клеточной биохимии. Основное содержание: выбор наиболее эффективных способов изъятия энергии из окружающей среды и её последующего преобразования. Соревнование выиграли фотосинтез и клеточное дыхание с участием кислорода и АТФ. Временные рамки определить трудно, но условной границей данного этапа можно считать кислородную революцию 2,45 млрд. лет назад.
Этап 3. Эволюция клеточной кооперации. Основное содержание: выбор оптимального способа организации клеточного взаимодействия. Завершился появлением организмов современного типа и вытеснением на обочину эволюционного процесса других типов организации на границе эдиакария и кембрия (около 540 млн. лет назад).
Этап 4. Организменная эволюция. Основное содержание: оптимизация строения организмов на уровне тканей и органов. Говорить о завершении данного этапа, наверное, рано, но всё самое интересное в этой области произошло к середине мезозоя, а последним крупным прорывом стало появление травы и травяных биомов в середине кайнозоя.
Этап 5. Эволюция социальности. Основное содержание: развитие различных способов взаимодействия организмов — от заботы о потомстве до эусоциальности. С того момента, когда человек научился работать с абстрактной информацией (около 40 тыс. лет назад), данный этап можно считать завершившимся.
Этап 6. Информационная эволюция. Основное содержание сформулировать трудно, ибо он ещё не закончился. Предварительно его можно обозначить как формирование всё более сложных информационных сущностей на различных носителях. В ходе этого развития возникли сложные, глубоко интегрированные внутренне информационные комплексы — исторические сингулярности, — которые вступили в странные отношения с эволюционным тау-временем. Основным способом взаимодействия исторических сингулярностей с окружающим миром стала не адаптация со специализацией, а взаимная гармонизация (этот тезис надо будет раскрыть позже). В настоящее время весь мир, доступный человеку и подходящий для его обитания, преобразован сингулярностями, так что и этот этап эволюции можно считать исчерпанным.
***
Для каждого этапа эволюции, насколько нам известно, был свойственен свой механизм эволюции. Ни мир РНК, ни недоорганизмы докембрия не сохранились в своём первозданном виде, поэтому о них что-либо конкретное сказать трудно. В бактериальных матах — основных действующих лицах второго этапа — объектом эволюции выступали сами маты (т.е. экосистемы), обладавшие общим пулом генов, которыми клетки активно обменивались через механизм горизонтального переноса. На четвёртом этапе эволюционировали уже популяции, генетически изолированные друг от друга. Именно здесь работали и работают естественный и половой отбор, известные нам по учебникам. В эволюции социальности на первый план выходят различные формы группового отбора.
Наиболее сложным представляется механизм информационной эволюции. Собственно, он здесь не один. Разные информационные сущности на разных субстратах участвуют в своих собственных эволюционных процессах: языковом, техническом, институциональном, научном и пр. В каждом действует свой эволюционный механизм с собственным характерным быстродействием, и все они замыкаются на исторической сингулярности, которая обладает вменённой вечностью и меняться, по идее, вообще не может. Всё это порождает крайне неровный, прерывистый эволюционный процесс, который, насколько мне известно, лучше всего был описан в марксизме.
***
Анализируя естественную историю Земли, можно прийти к выводу, что она ускоряется. Действительно, между кембрийским взрывом и первыми точно установленными попытками социальных взаимоотношений прошло около 400 млн. лет. Социальная эволюция заняла 100-150 млн. лет. Весь этап информационной эволюции уложился в 40 тыс. лет, большая часть которых заняла предыстория — тогда как полностью сформированный механизм информационной эволюции, организованный вокруг исторических сингулярностей, выполнил свои задачи за каких-то 2,5 тыс. лет.
Однако, заглядывая дальше в прошлое, мы можем убедиться, что это правило действовало далеко не всегда. От формирования Земли до появления первых клеток прошли какие-то сотни миллионов лет. Эволюция клеточной биохимии и путь от клетки к организму заняли примерно равное время — около 1,5 млрд. лет.
Однако очевидно, что темп имеет значение. Известно, что биологическая эволюция человека продолжается, он по-прежнему приобретает новые признаки и адаптации, но результаты этого процесса не идут ни в какое сравнение с плодами культурной эволюции. Последняя опережает его на несколько порядков. Поэтому мы можем утверждать, что именно культурная, информационная эволюция формирует сегодня лик Земли.
В этой связи получает объяснение тот факт, что от первого и третьего этапа эволюции не сохранилось альтернативных линий, а потомки дивергентов второго этапа обитают, в основном, в экстремальных средах. Тогда победители не могли опередить соперников по темпам изменений — вместо этого они их вытесняли физически. Впоследствии прогресс принял более щадящие формы.
***
Сравнивать продолжительность различных этапов эволюции трудно ещё и потому, что чётких границ у них нет. Никто не спускает команду, что, мол, в области телесного строения все решения найдены и надо переходить к эволюции сознания. Да, новый этап начинается, когда исчерпан старый, но это не значит, что в рамках старого механизма ничего не происходит. Процесс продолжается, подчас весьма бойко. Как правило он сводится к тасованию старых форм, но случаются неожиданные прорывы.
В фанерозое такие запоздалые прорывы совершали растения, которые почему-то отставали в области макроэволюции от животных. У последних все известные на сегодняшний день планы строения сложились к концу кембрия. Растения выдали радикальную инновацию — наземные сосудистые формы — уже в силуре. У животных последний большой таксон уровня класса — птицы — появился в юре. Покрытосеменные растения же всерьёз вышли на сцену лишь в середине мела, когда животные уже вовсю экспериментировали с социальностью. В принципе, ничто не мешает прорывной инновации и даже новому плану строения появиться прямо сейчас, но вероятность того, что он сформируется и закрепится, крайне низка.
Отработавшие своё механизмы эволюции продолжают функционировать, пусть и не порождая качественных инноваций, ещё и потому, что передний край эволюции со временем становится всё у́же. Лишь несколько линий организмов перешли к настоящей многоклеточности. Та или иная форма социальности появилась только в отдельных группах членистоногих и позвоночных. На этап информационной эволюции перешёл один вид — Homo sapiens. Прочие же организмы продолжают существовать в старом мире — иногда даже вполне неплохо.
***
Таковы простые и достаточно очевидные выводы, которые можно сделать из естественной истории нашего мира. Осталось широкими мазками изобразить содержание эволюционного процесса. Это мы сделаем в следующей, заключительной части данной работы.