Найти в Дзене

Как амфибии пережили триас

После того, как позвоночные вышли на сушу и окончательно на ней освоились, некоторые из них успели изобрести амнион – яйцо, не нуждающееся для своего развития в воде. Эти позвоночные стали кто диапсидами – предками динозавров и птиц, крокодилов, змей, ящериц и ещё много кого, кто синапсидами – предками звероящеров и через них – млекопитающих. А амфибии никакого амниона изобретать не стали, а так и остались зависимыми от воды при размножении. Да и для жизни она тоже была им нужна. Весь остаток палеозоя, вплоть до пермь-триасового вымирания, амфибиям было нормально. Климат был мягким и влажным, как раз как они любили, да и до сих пор любят. А потом наступил триасовый период, и климат на тогда едином материке – Пангее, решительно испортился. Он стал сезонным – половину года стояли палящая жара и засуха, потом приходил сезон муссонов, заливавший землю огромным количеством осадков. В таких условиях вообще-то некоторые из современных жаб и саламандр вполне выживают – на время сухого сезона

После того, как позвоночные вышли на сушу и окончательно на ней освоились, некоторые из них успели изобрести амнион – яйцо, не нуждающееся для своего развития в воде. Эти позвоночные стали кто диапсидами – предками динозавров и птиц, крокодилов, змей, ящериц и ещё много кого, кто синапсидами – предками звероящеров и через них – млекопитающих. А амфибии никакого амниона изобретать не стали, а так и остались зависимыми от воды при размножении. Да и для жизни она тоже была им нужна.

Ранние амфибии более всего походили на саламандр. Но ими они тоже не были.
Ранние амфибии более всего походили на саламандр. Но ими они тоже не были.

Весь остаток палеозоя, вплоть до пермь-триасового вымирания, амфибиям было нормально. Климат был мягким и влажным, как раз как они любили, да и до сих пор любят. А потом наступил триасовый период, и климат на тогда едином материке – Пангее, решительно испортился. Он стал сезонным – половину года стояли палящая жара и засуха, потом приходил сезон муссонов, заливавший землю огромным количеством осадков.

В таких условиях вообще-то некоторые из современных жаб и саламандр вполне выживают – на время сухого сезона они просто зарываются в землю и впадают в спячку, чтобы выйти из неё для размножения, когда пойдут дожди. Поскольку современные земноводные существуют, их триасовые предки, несмотря на всю свою примитивность, каким-то образом дожили как минимум до юры, когда климат снова стал для них благоприятным.

Хотя триасовые амфибии походили на современных тритонов уже несколько больше.
Хотя триасовые амфибии походили на современных тритонов уже несколько больше.

Логично предположить, что обычай впадать в летнюю спячку земноводные завели ещё в триасе, однако до недавних пор достоверных следов такого поведения палеонтологам обнаружить не удавалось. И только недавно учёным удалось найти в Северной Америке, в формации Джелм, сразу 90 окаменевших вертикальных цилиндрических нор, вырытых кем-то на трёх участках около 230 миллионов лет назад. В ширину норы были довольно разными – от 1 до 4 дюймов, а в глубину – около фута. Все эти норы были довольно близко друг к другу, некоторые даже пересекались.

На гигантов обладатели трёхдюймового черепа явно не тянули. Хотя тогда и динозавры особенно большими не были.
На гигантов обладатели трёхдюймового черепа явно не тянули. Хотя тогда и динозавры особенно большими не были.

В большинстве нор нашлись и окаменелости их обитателей – амфибий-темноспондилов, относившихся к подотряду Stereospondyli. Несмотря на то, что целиком ни один скелет не сохранился, в целом находка даёт полное представление о строении животных – найдены как черепа, так и посткраниальные скелеты, включая конечности.

Особенно большими земноводные не были – череп взрослой особи имел длину около семи сантиметров, а всё животное как раз помещалось в нору, будучи длиной порядка 30 сантиметров. Телосложением амфибии напоминали современных североамериканских тритонов с коротенькими лапками.

Жизненный цикл был довольно прост – поплавать, зарыться и залечь в спячку до следующего сезона дождей.
Жизненный цикл был довольно прост – поплавать, зарыться и залечь в спячку до следующего сезона дождей.

Сравнение с ранее описанными окаменелостями привело учёных к выводу, что им удалось открыть новый вид и род семейства Latiscopidae. В этом семействе уже описаны три вида земноводных, тоже из позднего триаса, найденные в Марокко, Техасе и Колорадо. Новому виду дали экзотическое название Ninumbeehan dookoodukah, на языке местных индейцев-шошонов – «поедатель мяса карликов», в честь народа из индейской мифологии и по довольно острым, хотя и мелким, зубам амфибии.

По всей видимости, N. dookoodukah приспособились к суровому климату, предшествовавшему триасово-юрскому вымиранию, не хуже современных пустынных жаб. В муссонный сезон, когда временные русла превращались в бурные реки, амфибия питалась мелкими позвоночными и беспозвоносными, интенсивно размножаясь. Потом приходило жаркое засушливое лето, земноводные своей ковшевидной головой выкапывали норы и впадали в них в спячку. И так по кругу, на сколько хватало не слишком длинной амфибийной жизни.

Амфибии
8455 интересуются