Испания была местом рождения нескольких римских императоров и источником материалов, от золота до гарума.
Конец Второй Пунической войны в конце 3-го века до н. э. положил начало романизации Иберии. Вскоре дороги пересекли полуостров, а портовые города стали рынком сбыта для широкого спектра товаров, включая драгоценные металлы и римские продукты, такие как ферментированная приправа гарум. Два тысячелетия спустя памятники из римской Испании заполонили страну. От витрувианского совершенства акведука Сеговии до внушительного культурного заявления римского театра Мериды мы рассмотрим некоторые из самых ярких моментов.
1. Стены Луго
В Галисии на крайнем северо-западе Испании Луго — это клочок Испании, который было трудно укротить. Юлий Цезарь вел кампанию против народа каллеки, будучи здесь губернатором в 62 г. до н. э. Он вернулся в Рим, заявив, что завоевание полуострова завершено, но борьба на севере Испании продолжалась еще 20 лет. Даже сегодня Галисия имеет отчетливую кельтскую идентичность, общую с такими странами, как Бретань и Ирландия.
В 3 веке н. э. Лукус Августи был резиденцией правительства в регионе добычи золота. В то время, спустя столетия после завоевания Испании, все еще существовала угроза со стороны варваров и местных вождей. Угроза считалась достаточно серьезной, чтобы город был окружен почти 7000 футами неприступных стен, облицованных сланцем и гранитом. Сегодня нет более полного примера военной архитектуры где-либо в бывшей Западной Римской империи .
Поднимаясь на 50 футов, здесь находится более 80 башен, все они нетронуты. Все они были построены и сконфигурированы с точностью, чтобы избежать слепых зон. Несколько загадок кружатся вокруг этой конструкции. Одна из них заключается в том, почему ключевой жилой район римской эпохи был оставлен за пределами оборонительных сооружений. В то же время большая территория внутри стен стала пустой землей к 3 веку.
Наиболее аутентичными из пяти оригинальных ворот являются Порта Минья на западной стороне. Этот проем сохранил 1750-летние детали, включая оригинальные круглые арки и цилиндрический свод. Проход едва достаточно широк для двух человек, и он кажется еще меньше из-за двух фланкирующих башен, которые выступают из него.
Четыре лестницы и два пандуса ведут к зубчатым стенам. Отсюда можно осмотреть город, который в 19 веке вышел за пределы стен.
2. Таррагона
Спускаясь к Средиземному морю в Каталонии, Таррагона — город с римской историей, вплетенной в его уличный пейзаж. Дома в возвышенном старом городе построены на руинах 2000-летних римских памятников. Нередко можно увидеть повторно используемый строительный камень с римскими надписями. Они появляются на улицах, внутри предприятий или даже в частных домах.
Таррагона росла в своем значении с 3-го века до н. э. К тому времени, когда император Август остановился здесь в конце 1-го века до н. э., она была столицей Тарраконской провинции. Эта провинция охватывала большую часть Пиренейского полуострова. Позже император Гальба (3 г. до н. э. — 69 г. н. э.) провел восемь лет в Таррако в качестве губернатора Тарраконской провинции перед своим коротким правлением в качестве императора.
Главной достопримечательностью Таррагоны является амфитеатр II века н. э. Построенный в скалах, он имеет захватывающий вид на Средиземное море с самой высокой точки своих террас. Выше по склону находится Провинциальный форум, построенный по приказу императора Веспасиана в 73 г. н. э. Этот комплекс, некогда культурный и административный центр Таррако, охватывает большую часть средневекового старого города Таррагоны.
Здесь разбросаны куски цирка, который когда-то вмещал 30 000 человек. Он связан через атмосферный сводчатый проход с Преторием, башней, которая отмечает угол некогда огромного форума. Позже он был приспособлен под дворец для средневековой короны Арагона.
Большая часть старого города находится внутри стены, нижние секции которой являются римскими и восходят к 3 веку до н. э. Богатство римских находок, обнаруженных в Таррагоне, выставлено в Национальном археологическом музее. Также можно совершить короткие поездки к проходимому римскому акведуку , карьеру и сохранившейся римской вилле с впечатляющей раннехристианской купольной фреской.
3. Мерида
Другая столица, Аугуста Эмерита, когда-то господствовала над провинцией Лузитания. Город был основан Августом в 25 г. до н. э. и построен с нуля как дом для отставных ветеранов. Они вели кровавую кампанию по покорению непокорного кельтского народа кантабров на севере страны. Только тогда полуостров был полностью подчинен римскому игу.
В современной Эстремадуре Мерида сохранила целый ансамбль памятников. Это один из самых выдающихся археологических комплексов в стране. Отправной точкой должен быть театр, один из величайших римских памятников за пределами Италии .
Театральные представления были признаны безнравственными после христианизации Римской империи в IV веке н. э., и это здание было постепенно засыпано землей. Через некоторое время можно было увидеть только бетон верхних ярусов
Полный фриза, карниза и коринфских капителей, этот богато украшенный скульптурный фон возвышается более чем на 50 футов.
Городской амфитеатр был заброшен примерно в то же время, а верхние террасы были вырыты ради камня. Тем не менее, нижние трибуны, или summa cavea, оставались нетронутыми, пока их не раскопали в начале 20-го века.
Во время раскопок были сделаны некоторые необычные находки, включая большой фрагмент фрески. Эта сцена показательной охоты изображает мужчину, сражающегося с львицей, и ее можно увидеть в Национальном музее римского искусства в Мериде.
Мерида также выделяется количеством выставленной напоказ древней инфраструктуры. Мост через реку Гвадиана был одним из первых проектов Аугусты Эмериты. Как и любой мост, он много раз менялся. Тем не менее, первые несколько арок с правого берега реки потребовали лишь незначительного вмешательства за 2000 лет.
Аналогично, Acueducto de los Milagros сохранился с неповрежденной секцией длиной почти 2800 футов. Для современного глаза кирпичные арки и аккуратно отделанный камень придают ему вид железнодорожного виадука 19-го века.
4. Башня Геркулеса
Золото и другие драгоценные металлы, добытые в Галисии, экспортировались через порт Бригантиум. Торговля металлами была одной из причин, по которой сюда в начале 60-х годов до нашей эры прибыл Юлий Цезарь .
С завоеванием северной Испании начался всплеск римских прибрежных поселений. К I веку н. э. на Бискайском заливе была цепочка портов, облегчающая навигацию по Атлантическому пути. В этот момент сложная сеть поставок и торговли простиралась от римского Средиземноморья через Гибралтарский пролив до Лондона и вдоль Рейна. Свидетельством морской торговли в римской Галисии является величественный, нетронутый маяк, история которого восходит к I веку н. э.
Город Ла-Корунья, тогда Бригантиум, находится на западном краю Бискайского залива, вдоль опасного участка побережья, известного как Коста-да-Морте (Берег смерти). На кончике полуострова, выступающего в Атлантику, римляне считали, что Башня Геркулеса находится близко к краю света, Финистерре .
Спустя 2000 лет после того, как она была построена на этом впечатляющем мысе, Башня Геркулеса продолжает служить навигационным средством. Это делает ее старейшим действующим маяком в мире и единственным действующим маяком с римским происхождением. Несмотря на свой большой возраст, это также третий по высоте маяк в Испании, высотой 180 футов.
Маяк, возможно, утратил свое навигационное назначение в Средние века, когда стал фортификационным сооружением. Нынешнее сооружение относится к неоклассической реставрации, проведенной в конце XVIII века.
5. Акведук в Сеговии
Ни одно римское сооружение в Испании не производит такого впечатления, как акведук в Сеговии, который доставлял воду в центр этого города с начала II века н. э. по XIX век.
Самый знаменитый образ этого знаменитого акведука на самом деле является последним процветанием сооружения длиной более десяти миль. Акведук направлял воду из горного источника по последовательности менее впечатляющих каналов. Эта система включала цистерну, башню и тщательно спроектированный 2400-футовый канал с уклоном всего в один процент. Этот участок доставлял воду в Постиго, суровый дом для окруженного стенами старого города Сеговии и средневековой крепости, или Алькасара.
Скалистый рельеф города помогает сделать мост акведука таким впечатляющим. От Постиго конструкция пересекает Пласа-дель-Асогуэхо, бывшую рыночную площадь Сеговии, достигая высоты почти 100 футов.
На своем пути через сердце Сеговии акведук состоит из почти 170 арок, расположенных на двух уровнях. Величие конструкции исходит из ее невероятной узости и ее огромной высоты, отбрасывающей длинные тени на открытое пространство внизу на рассвете и закате.
Основная конструкция имеет высоту более 2600 футов и состоит из примерно 25 000 гранитных блоков, добытых в близлежащей Сьерра-де-Гвадаррама и высеченных в форме кирпича. Они скреплены без использования раствора.
7. Италика
Неподалеку от Севильи находится Италика — город, который процветал около 400 лет, пока река Гвадалквивир (пятая по протяжённости река в Испании (657 км) не заилилась и не вынудила людей покинуть город. Поскольку руины Италики никогда не были застроены, они хорошо сохранились, особенно в том, что касается мозаик.
Италика — римская колония, основанная в 206 году до н. э.
Италика восходит к концу 3-го века до н. э., к концу Второй Пунической войны (218-201 гг. до н. э.), которая частично велась в Иберии. Город был основан как колония для италийских ветеранов — то есть ветеранов с Апеннинского полуострова. Италика была меньше, чем Испалис, современная Севилья, но пользовалась гегемонией над своим ближайшим соседом из-за своего выдающегося происхождения и расположения выше по течению Гвадалквивира.
Среди важных колонистов в Италике был прославленный род Ульпиев, который дал линию консулов и императоров. Двое из них, Траян и император Адриан, родились в Италике.
Радость от исследования Италики исходит от нижних этажей некогда роскошных домов, принадлежавших элите города. Об их высоком статусе свидетельствуют расширенные жилые площади, выгодное местоположение и высококачественная отделка. Но больше всего их ощущение роскоши исходит от прекрасных мозаик, которые пролежали скрытыми более 1600 лет.
Мозаики дают домам их названия. Например, в Доме Планетария есть мозаика с планетарными божествами, расположенными по кругу, чтобы обозначить дни недели, от Луны (понедельник) до Солнца (воскресенье). Венера сидит в сердце и представляет пятницу ( diēs Veneris ).
Италики – наиболее многочисленная часть италийцев, т. е. жителей Италии, выходцы из обширного района Подунавья
От римских бань до величественного театра жители Италики наслаждались удобствами, соответствующими высокой репутации города. Например, амфитеатр, построенный во время правления Адриана во II веке н. э., был одним из крупнейших в Древнем Риме. Он вмещал 35 000 человек, что намного превышало население города, что дает намёк на высокий статус Италики. Туннели ведут через трибуны самого нижнего яруса, который был зарезервирован для элиты. Также виден подземный уровень обслуживания арены, когда-то скрытый деревянным полом