Привлекательность Арктики оказалась катастрофической для экспедиции Франклина, но льды окутали их судьбу тайной на десятилетия.
Исследование Арктики было в моде в середине 1800-х годов, и английский авантюрист Джон Франклин с нетерпением ждал возможности, которые таились во льдах. Однако его корабли-близнецы, Эребус и Террор, вскоре оказались заперты в зимних водах, и его команда вступила в борьбу за выживание.
Подготовка к успеху
Эребус и Террор были английскими кораблями, первый был построен в 1813 году, а второй в 1826 году. В начале своей карьеры они действовали независимо, а Террор участвовал в войне 1812 года. Позже оба корабля были модернизированы и стали судами для исследования холодных вод. В 1839 году они объединились под командованием Джеймса Кларка Росса для поездки в Антарктику. После серии плаваний, включавших ряд аварий с ледяными затворами, айсбергами и даже друг с другом, корабли вернулись в Англию, где их отремонтировали и модернизировали с помощью паровых двигателей и винтов. Это был невероятно инновационный шаг, поскольку винты все еще были экспериментальной мерой, испытываемой ВМФ.
Эребус и Террор отправились в свое последнее плавание в 1845 году. Однотипные корабли покинули Англию 19 мая под руководством опытного полярного исследователя Джона Франклина. Франклину и его команде было поручено найти Северо-Западный проход, морской путь из Атлантического океана в Азию. Исследователи из разных стран исследовали Северо-Западный проход более 500 лет, но они не знали, что этот легендарный маршрут на самом деле не будет пройден на корабле до 2007 года из-за плотного и постоянно меняющегося морского льда. Помимо поиска прохода, экипаж из 129 человек должен был снимать магнитные и навигационные показания, чтобы помочь будущим исследованиям.
Франклин был капитаном «Эребуса», а Джеймс Фицджеймс был его заместителем. Фрэнсис Крозье будет капитаном «Террора», и все трое совершили несколько походов в Арктику. Паровые двигатели кораблей не только приводили корабли в движение, но и обеспечивали тепло, и на каждом судне была система подачи пресной воды. Наряду с трехлетним запасом консервов на обоих судах находился скот, включая крупный рогатый скот, свиней и кур.
После отплытия корабли ненадолго остановились в Западной Гренландии, чтобы пополнить запасы. Позже их заметили два китобоя около залива Баффина, сразу за побережьем Гренландии. После этого наблюдения ни один европейец больше не видел членов экипажа, а сами корабли пропали без вести примерно на 170 лет.
Натыкаясь на неприятности
Команда добилась некоторого прогресса и провела свою первую зиму 1845-1846 годов на острове Бичи, расположенном в арктическом архипелаге Нунавут. Передвижение на корабле во время арктической зимы было, как правило, невозможно из-за смыкания пакового льда вокруг кораблей. Исследователям приходилось останавливаться на зиму, часто разбивая лагеря на островах или на самом льду. Экспедиция Франклина построила на острове три небольших здания, а также пирамиду из камней — обычный способ для моряков оставлять заметки и информацию для будущих путешественников. Могилы трех членов команды Франклина, тела которых были нетронутыми, позже были найдены на острове.
Потеря людей не была неожиданностью, поскольку условия в Арктике были опасными, даже на отапливаемом судне. Температура снаружи могла опускаться до -48 градусов по Цельсию за ночь, а ветер добавлял холода. Любые действия, вызывающие потоотделение, могли быть опасны, когда пот остывал и превращался в лед. Использование металлических навигационных и наблюдательных приборов могло быть рискованным на холоде, а снимать верхнюю одежду приходилось с осторожностью, так как простое снятие балаклавы в условиях мороза могло сорвать с человека кожу. Гипотермия и обморожение, которые могли привести к гангрене, всегда были рискованными в таких условиях. Еще одной проблемой была цинга. Цинга, распространенное заболевание на кораблях, вызывается недостатком витамина С, который возникает из-за нехватки фруктов и овощей. Поскольку в Арктике нельзя было собирать свежие продукты, это было еще большей проблемой для этой команды. Местные жители предотвращали цингу, употребляя в пищу сырое мясо, но этот метод был неизвестен морякам.
Экипаж провел следующие две зимы на острове Кинг-Уильям, что указывает на то, что, возможно, корабли были повреждены и не подлежали ремонту в первую зиму и не могли двигаться дальше, или, возможно, люди не смогли полностью освободить их — правда не была раскрыта, пока в 1859 году не была найдена записка с подробностями. В это время на острове Кинг-Уильям погибло еще больше людей, включая самого Франклина, а Франклин встретил свою кончину 11 июня 1847 года. После его смерти командование принял Крозье.
Покидание корабля
Записка, оставленная в пирамиде из камней на острове Кинг-Уильям, указывала, что в апреле 1848 года в живых оставалось 105 членов экипажа. Они решили покинуть остров и корабль и пересечь ледяную тундру в поисках безопасной гавани. Это еще раз указывает на то, что корабли были неработоспособны, в записке подробно описывалось, что корабли были заперты во льдах с 1846 года. Однако с тех пор неизвестно, что стало с экипажем. Позже коренные инуиты рассказали поисковикам, что 35-40 белых мужчин погибли в районе реки Блэк-Ривер, но на момент присутствия поисковиков никаких тел обнаружено не было. Где оказалась остальная часть экипажа, остается загадкой. Считается, что многие погибли во время похода.
В поисках ответов
После двух лет отсутствия новостей об экспедиции Франклина Британское Адмиралтейство, после долгих уговоров Джейн Франклин, жены капитана, отправило поисковую партию, чтобы выяснить, что могло случиться с командой. Первые поиски оказались неудачными. После экспедиции было отправлено тридцать девять миссий, некоторые из которых финансировала сама миссис Франклин, но только спустя годы доказательства о местонахождении команды начали по-настоящему всплывать.
В 1854 году исследователь по имени Джон Рэй, который составлял карту арктического побережья, встретил в этом районе коренных инуитов и обнаружил, что у них есть истории о команде потерянных людей. Он понял, что они говорили об экспедиции Франклина, и потребовал больше информации. Инуиты рассказывали истории из своих устных историй о страдающих людях, включая истории о каннибализме среди них, и подарили Рэю артефакты из экспедиции. Рэй привез эти истории обратно в Англию, но его избегали Франклин и другими, которые ничего не хотели слышать о таких ужасах. Тот факт, что истории исходили от коренных народов во времена империализма и колониализма, усугубил их маргинализацию. Чарльз Диккенс назвал эту новость «болтовней нецивилизованных людей». Пройдет более столетия, прежде чем устные истории инуитов будут почитаться и уважаться теми, кто был связан с поисками экспедиции.
Улики выходят на свет
Вещественные доказательства экипажа и кораблей начали появляться позже в 19 веке и в 20 веке. Помимо обнаружения записки на острове Кинг-Уильям, постепенно были обнаружены такие реликвии, как консервные банки, столовые приборы и другие доказательства экспедиции. В 1981 году, спустя более 100 лет после возвращения последней поисковой экспедиции в Англию, судебные антропологи вернулись на остров Кинг-Уильям, чтобы попытаться определить раз и навсегда, что стало с экипажем «Эребуса» и «Террора».
Были обнаружены доказательства жизни в лагере, а также человеческие останки. Останки были проанализированы с использованием современных методов, чтобы выяснить, можно ли определить причину смерти и можно ли каким-то образом идентифицировать тела. Тестирование показало, что уровень свинца в останках был необычно высоким. Считается, что консервы, которые ели мужчины, могли способствовать их смерти.
В начале девятнадцатого века консервы запечатывали свинцовым припоем, передовой технологией того времени, до того, как стало известно, что свинец опасен для здоровья человека. Этот материал, вероятно, попал в продукты, особенно кислые, вызвав медленное отравление некоторых людей. Экипаж, чье судно застряло во льдах, вероятно, понял, что им нужен новый источник пищи, и почувствовал, что у них нет другого выбора, кроме как покинуть судно. После их вылазки в суровые условия погода и голод начали сказываться на остальных.
Тело Франклина, как и тела многих членов экипажа, так и не было найдено. На сегодняшний день различные останки были найдены в 35 местах, но только два тела были возвращены в Англию. Одно тело было идентифицировано как тело помощника судового врача Гарри Гудсира; другое, как полагают, лейтенанта Джона Ирвинга, хотя некоторые историки не согласны. Даже с современной технологией ДНК идентификация была сложной задачей, поскольку имелось ограниченное количество сравнительных материалов.
Предположение о каннибализме было доказано с обнаружением человеческих останков. Проанализированные кости продемонстрировали признаки того, что они были потрескавшимися и нагретыми, что указывает на то, что их готовили для того, чтобы кто-то мог полакомиться костным мозгом внутри. На некоторых останках также присутствовали следы ножей.
Эребус и Террор сами не были обнаружены до 2014 и 2016 годов соответственно. Наконец, если отнестись к ним серьезно, устные истории инуитов оказались невероятно ценными в поисках этих кораблей. Команда, ответственная за погружение и поиск обломков, состояла из подводных археологов из Канадского Парка.
Пока что только Эребус начали раскапывать, поскольку Террор находится в большей безопасности. С корабля было извлечено более 275 вещественных доказательств, что дает дополнительную информацию о жизни на борту. Все эти артефакты в настоящее время изучаются в лаборатории в Оттаве и считаются совместной собственностью правительства Канады и инуитов. Каждое лето водолазные работы на кораблях продолжаются, и появляются новые данные, дающие подсказки для решения оставшихся загадок