Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как произошла трагедия в арктической экспедиции

Оглавление

Привлекательность Арктики оказалась катастрофической для экспедиции Франклина, но льды окутали их судьбу тайной на десятилетия.

Исследование Арктики было в моде в середине 1800-х годов, и английский авантюрист Джон Франклин с нетерпением ждал возможности, которые таились во льдах. Однако его корабли-близнецы, Эребус и Террор, вскоре оказались заперты в зимних водах, и его команда вступила в борьбу за выживание.

Подготовка к успеху

«Террор» и «Эребус» Хайда, Болдуина и Гейджа, 1874 г., Encyclopedia Britannica
«Террор» и «Эребус» Хайда, Болдуина и Гейджа, 1874 г., Encyclopedia Britannica

Эребус и Террор были английскими кораблями, первый был построен в 1813 году, а второй в 1826 году. В начале своей карьеры они действовали независимо, а Террор участвовал в войне 1812 года. Позже оба корабля были модернизированы и стали судами для исследования холодных вод. В 1839 году они объединились под командованием Джеймса Кларка Росса для поездки в Антарктику. После серии плаваний, включавших ряд аварий с ледяными затворами, айсбергами и даже друг с другом, корабли вернулись в Англию, где их отремонтировали и модернизировали с помощью паровых двигателей и винтов. Это был невероятно инновационный шаг, поскольку винты все еще были экспериментальной мерой, испытываемой ВМФ.

Эребус и Террор отправились в свое последнее плавание в 1845 году. Однотипные корабли покинули Англию 19 мая под руководством опытного полярного исследователя Джона Франклина. Франклину и его команде было поручено найти Северо-Западный проход, морской путь из Атлантического океана в Азию. Исследователи из разных стран исследовали Северо-Западный проход более 500 лет, но они не знали, что этот легендарный маршрут на самом деле не будет пройден на корабле до 2007 года из-за плотного и постоянно меняющегося морского льда. Помимо поиска прохода, экипаж из 129 человек должен был снимать магнитные и навигационные показания, чтобы помочь будущим исследованиям.

Мемориал Джона Франклина, 2023, Вестминстерское аббатство
Мемориал Джона Франклина, 2023, Вестминстерское аббатство

Франклин был капитаном «Эребуса», а Джеймс Фицджеймс был его заместителем. Фрэнсис Крозье будет капитаном «Террора», и все трое совершили несколько походов в Арктику. Паровые двигатели кораблей не только приводили корабли в движение, но и обеспечивали тепло, и на каждом судне была система подачи пресной воды. Наряду с трехлетним запасом консервов на обоих судах находился скот, включая крупный рогатый скот, свиней и кур.

После отплытия корабли ненадолго остановились в Западной Гренландии, чтобы пополнить запасы. Позже их заметили два китобоя около залива Баффина, сразу за побережьем Гренландии. После этого наблюдения ни один европейец больше не видел членов экипажа, а сами корабли пропали без вести примерно на 170 лет.

Натыкаясь на неприятности

Остров Бичи,  BBC
Остров Бичи, BBC

Команда добилась некоторого прогресса и провела свою первую зиму 1845-1846 годов на острове Бичи, расположенном в арктическом архипелаге Нунавут. Передвижение на корабле во время арктической зимы было, как правило, невозможно из-за смыкания пакового льда вокруг кораблей. Исследователям приходилось останавливаться на зиму, часто разбивая лагеря на островах или на самом льду. Экспедиция Франклина построила на острове три небольших здания, а также пирамиду из камней — обычный способ для моряков оставлять заметки и информацию для будущих путешественников. Могилы трех членов команды Франклина, тела которых были нетронутыми, позже были найдены на острове.

Эребус во льдах, Toronto Star
Эребус во льдах, Toronto Star

Потеря людей не была неожиданностью, поскольку условия в Арктике были опасными, даже на отапливаемом судне. Температура снаружи могла опускаться до -48 градусов по Цельсию за ночь, а ветер добавлял холода. Любые действия, вызывающие потоотделение, могли быть опасны, когда пот остывал и превращался в лед. Использование металлических навигационных и наблюдательных приборов могло быть рискованным на холоде, а снимать верхнюю одежду приходилось с осторожностью, так как простое снятие балаклавы в условиях мороза могло сорвать с человека кожу. Гипотермия и обморожение, которые могли привести к гангрене, всегда были рискованными в таких условиях. Еще одной проблемой была цинга. Цинга, распространенное заболевание на кораблях, вызывается недостатком витамина С, который возникает из-за нехватки фруктов и овощей. Поскольку в Арктике нельзя было собирать свежие продукты, это было еще большей проблемой для этой команды. Местные жители предотвращали цингу, употребляя в пищу сырое мясо, но этот метод был неизвестен морякам.

Экипаж провел следующие две зимы на острове Кинг-Уильям, что указывает на то, что, возможно, корабли были повреждены и не подлежали ремонту в первую зиму и не могли двигаться дальше, или, возможно, люди не смогли полностью освободить их — правда не была раскрыта, пока в 1859 году не была найдена записка с подробностями. В это время на острове Кинг-Уильям погибло еще больше людей, включая самого Франклина, а Франклин встретил свою кончину 11 июня 1847 года. После его смерти командование принял Крозье.

Покидание корабля

Террор в Арктике в 1836 году, Scuba Diving
Террор в Арктике в 1836 году, Scuba Diving

Записка, оставленная в пирамиде из камней на острове Кинг-Уильям, указывала, что в апреле 1848 года в живых оставалось 105 членов экипажа. Они решили покинуть остров и корабль и пересечь ледяную тундру в поисках безопасной гавани. Это еще раз указывает на то, что корабли были неработоспособны, в записке подробно описывалось, что корабли были заперты во льдах с 1846 года. Однако с тех пор неизвестно, что стало с экипажем. Позже коренные инуиты рассказали поисковикам, что 35-40 белых мужчин погибли в районе реки Блэк-Ривер, но на момент присутствия поисковиков никаких тел обнаружено не было. Где оказалась остальная часть экипажа, остается загадкой. Считается, что многие погибли во время похода.

В поисках ответов

Флаг для саней, изготовленный Франклин для одной из поисковых экспедиций, представлен Королевским музеем в Гринвиче.
Флаг для саней, изготовленный Франклин для одной из поисковых экспедиций, представлен Королевским музеем в Гринвиче.

После двух лет отсутствия новостей об экспедиции Франклина Британское Адмиралтейство, после долгих уговоров Джейн Франклин, жены капитана, отправило поисковую партию, чтобы выяснить, что могло случиться с командой. Первые поиски оказались неудачными. После экспедиции было отправлено тридцать девять миссий, некоторые из которых финансировала сама миссис Франклин, но только спустя годы доказательства о местонахождении команды начали по-настоящему всплывать.

В 1854 году исследователь по имени Джон Рэй, который составлял карту арктического побережья, встретил в этом районе коренных инуитов и обнаружил, что у них есть истории о команде потерянных людей. Он понял, что они говорили об экспедиции Франклина, и потребовал больше информации. Инуиты рассказывали истории из своих устных историй о страдающих людях, включая истории о каннибализме среди них, и подарили Рэю артефакты из экспедиции. Рэй привез эти истории обратно в Англию, но его избегали Франклин и другими, которые ничего не хотели слышать о таких ужасах. Тот факт, что истории исходили от коренных народов во времена империализма и колониализма, усугубил их маргинализацию. Чарльз Диккенс назвал эту новость «болтовней нецивилизованных людей». Пройдет более столетия, прежде чем устные истории инуитов будут почитаться и уважаться теми, кто был связан с поисками экспедиции.

Улики выходят на свет

Консервы из экспедиции, предоставлены Королевскими музеями Гринвича
Консервы из экспедиции, предоставлены Королевскими музеями Гринвича

Вещественные доказательства экипажа и кораблей начали появляться позже в 19 веке и в 20 веке. Помимо обнаружения записки на острове Кинг-Уильям, постепенно были обнаружены такие реликвии, как консервные банки, столовые приборы и другие доказательства экспедиции. В 1981 году, спустя более 100 лет после возвращения последней поисковой экспедиции в Англию, судебные антропологи вернулись на остров Кинг-Уильям, чтобы попытаться определить раз и навсегда, что стало с экипажем «Эребуса» и «Террора».

Были обнаружены доказательства жизни в лагере, а также человеческие останки. Останки были проанализированы с использованием современных методов, чтобы выяснить, можно ли определить причину смерти и можно ли каким-то образом идентифицировать тела. Тестирование показало, что уровень свинца в останках был необычно высоким. Считается, что консервы, которые ели мужчины, могли способствовать их смерти.

В начале девятнадцатого века консервы запечатывали свинцовым припоем, передовой технологией того времени, до того, как стало известно, что свинец опасен для здоровья человека. Этот материал, вероятно, попал в продукты, особенно кислые, вызвав медленное отравление некоторых людей. Экипаж, чье судно застряло во льдах, вероятно, понял, что им нужен новый источник пищи, и почувствовал, что у них нет другого выбора, кроме как покинуть судно. После их вылазки в суровые условия погода и голод начали сказываться на остальных.

Тело Франклина, как и тела многих членов экипажа, так и не было найдено. На сегодняшний день различные останки были найдены в 35 местах, но только два тела были возвращены в Англию. Одно тело было идентифицировано как тело помощника судового врача Гарри Гудсира; другое, как полагают, лейтенанта Джона Ирвинга, хотя некоторые историки не согласны. Даже с современной технологией ДНК идентификация была сложной задачей, поскольку имелось ограниченное количество сравнительных материалов.

Участники экспедиции Франклина, погибающие у своих спасательных шлюпок, фото: Королевские музеи в Гринвиче
Участники экспедиции Франклина, погибающие у своих спасательных шлюпок, фото: Королевские музеи в Гринвиче

Предположение о каннибализме было доказано с обнаружением человеческих останков. Проанализированные кости продемонстрировали признаки того, что они были потрескавшимися и нагретыми, что указывает на то, что их готовили для того, чтобы кто-то мог полакомиться костным мозгом внутри. На некоторых останках также присутствовали следы ножей.

Эребус и Террор сами не были обнаружены до 2014 и 2016 годов соответственно. Наконец, если отнестись к ним серьезно, устные истории инуитов оказались невероятно ценными в поисках этих кораблей. Команда, ответственная за погружение и поиск обломков, состояла из подводных археологов из Канадского Парка.

Пока что только Эребус начали раскапывать, поскольку Террор находится в большей безопасности. С корабля было извлечено более 275 вещественных доказательств, что дает дополнительную информацию о жизни на борту. Все эти артефакты в настоящее время изучаются в лаборатории в Оттаве и считаются совместной собственностью правительства Канады и инуитов. Каждое лето водолазные работы на кораблях продолжаются, и появляются новые данные, дающие подсказки для решения оставшихся загадок