Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Моё первое древо

Вышить своё древо жизни в традиции орловского списа я мечтала ещё тогда, когда вышивала скатерть и осваивала простые и сложные бранки. О бранках тут: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3 Главной темой в вышивках орловским списом является тема древа, мирового древа, древа жизни. Считается, что мировое древо есть структурная основа вселенной, а значит, вышивая своё древо, мы вышиваем свою вселенную. Наши предки обладали способностью воспринимать невидимые миры и воплощать их в яви в виде орнаментов. Именно языком орнамента с нами разговаривает сама природа, которая есть ни что иное как воплощение божественных, космических сил. О древе жизни рассказано в моей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания»: https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh Собрав практически все образцы вышитых орловским списом древ, пересмотрев их почти все, я не могла точно представить какое именно древо я хочу вышить. Знала я только одно, древо должно быть цветущим и радостным, декоративно-ф

Вышить своё древо жизни в традиции орловского списа я мечтала ещё тогда, когда вышивала скатерть и осваивала простые и сложные бранки. О бранках тут:

https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3

Главной темой в вышивках орловским списом является тема древа, мирового древа, древа жизни.

Считается, что мировое древо есть структурная основа вселенной, а значит, вышивая своё древо, мы вышиваем свою вселенную.

Наши предки обладали способностью воспринимать невидимые миры и воплощать их в яви в виде орнаментов. Именно языком орнамента с нами разговаривает сама природа, которая есть ни что иное как воплощение божественных, космических сил.

О древе жизни рассказано в моей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания»: https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh

Собрав практически все образцы вышитых орловским списом древ, пересмотрев их почти все, я не могла точно представить какое именно древо я хочу вышить. Знала я только одно, древо должно быть цветущим и радостным, декоративно-фантазийным, немного необычным, где важное значение приобретает движение линий как органических, так и геометрических.

Разные типы линий вызывают различные эмоции. На линии ломаные, круглые, извилистые, тонкие, толстые, длинные, короткие и т.д. мы реагируем по-разному, это подробно описал и показал в своих работах В. Кандинский, об этом написано и в моих статьях:

https://dzen.ru/a/ZXdhgE7wtH9wlTG3

https://dzen.ru/a/Z0Dy4voPf0PTJb7j

Каждая линия, образующая ту или иную форму заключает в себе определенный образ, а следовательно и смысл, то есть движение линий может вызывать определенное эмоциональное состояние и мне очень хотелось, чтобы взгляд на моё вышитое древо дарил чувство радости. Но каким должно быть моё древо?

И тут мне на помощь пришла фотография чертежа XVII века, которую мне прислала дочка. Называлось это так: «Чертеж земель по реке Черничке при впадении речек Лихунки и Ворлишки в Малоярославском уезде», 1671 г.. Вот они мои дерева, восхитилась я чертежом, больше похожим на картину. Как же живописно рисовали карты и деревья более 300-т лет тому назад!

Так я нашла то своё первое древо, которое хотелось вышить. Выглядело оно так:

-2

Основная идея изображения была понятна, но в точности такую корявость мне изображать не хотелось. Оставалось нарисовать подобное древо на ткани и вышить. Поскольку вышивать предполагалось в каноне, надо было придумать рамку, которая будет окружать древо. О каноническом орловском списе смотри тут: https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P

Всегда интересно попробовать возможность вышить что-либо одной определённой техникой. Вышивки орловским списом выполняются в технике набор, поэтому я решила вышить верхнюю и нижнюю рамки в виде меандра, хотя такая рамка мне на старинных полотенцах не попадалась. Боковые стороны рамки выполнены самым простым орнаментом, шашкой, состоящей из трёх параллельных стежков, зашивающих 3 нити. С этой задачей я справилась:

-3

Но самой интересной оказалась изнанка. На обратной стороне вышивки проявилась бранка удлинённая кочерга:

-4

Об этой бранке кочерга написано тут: https://dzen.ru/a/ZuMzBWZHO1iIZEdv

На самом деле в традиции рисовали и вышивали сначала древо, а потом его окружали рамкой, но так сложнее разместить изображение, поэтому я сначала вышила рамку.

Тем не менее в точности соблюсти канон я не могла, поскольку задумала вышить цветущее древо. А цветы требуют наличия лепестков и значит чёткого разделения их друг от друга. Поэтому перетекание одного орнамента в другой у меня пока не получилось.

Вторым отклонением от канона были листочки. В каноническом орловском списе внутренний контур листьев заполнялся бранками, как, например, на этом образце:

Авторская копия подлинника (канон), вышитая учениками педагога, Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.
Авторская копия подлинника (канон), вышитая учениками педагога, Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.

Мне же хотелось показать зелень и свежесть листвы, поэтому внутренняя часть листиков была заполнена сплошным тамбурным швом.

-6

В каноне допускается вышивка отдельных участков картины гладью, но тамбурный шов использовался только для обозначения линии контура, для заполнения контура изнутри он не использовался. В результате получилось древо в светском стиле орловского списа:

-7

Орловский спис

По полотну я как по белу свету
Иглой-волшебницей хожу
И жизни главные сюжеты
На полотне том вывожу.

Из семени деревья вырастают
И восхищают нас, когда цветут.
Я древо жизни вышиваю
И постигаю жизни красоту.

То древо жизни окружаю
Я охранительной каймой
И знаки предков вышиваю,
Им благодарна всей душой:

Что родили меня красивой
Здоровой, рукодельной, деловой,
Что рода подарили силу
И нрав весёлый и живой.

На белом полотне вкруг древа
Я помещаю знаки обережья,
Чтоб жизнь моя на свете белом
Была красивой, безмятежной.

Чтобы судьба была краснОй как древо,
Я красной нитью вышиваю
И так с Творцом веду беседу,
Чтоб птицы счастья прилетали.

Это одно из моих стихотворений, опубликованных на сайте СТИХИ.РУ

Само древо произрастает на холмистой местности, по центру ствола движется бранка сосна, отображающая движение соков дерева. Нижние цветы заполнены разнообразнейшими бранками:

-8

Верхний цветок древа посвящён орнаментам, созданным на основе элемента-бранки, которую естественно назвать катушкой:

Здесь даны 8 вариантов орнамента на основе бранки катушка.
Здесь даны 8 вариантов орнамента на основе бранки катушка.

Так выглядит верхний цветок с обратной стороны. Это всегда интересно.
Так выглядит верхний цветок с обратной стороны. Это всегда интересно.

О бранке катушка подробно написано в статье «Неназванная бранка»: https://dzen.ru/a/ZyD1lOiRxV2F79_M

Теперь надо было заполнить пространство между вышитыми частями древа обережными знаками. Небольшой перечень обережных знаков представлен тут: https://dzen.ru/a/ZkWPJcbHd2-XxdIZ

Конечно же обережные знаки, такие как спираль, арепей, алатырь, двойная пирамида, крест размещены на свободном поле в соответствие с каноном, но я не вышила так называемые сады, которыми обязательно сопровождались верхние и нижние рамки, как, к примеру, тут:

Фрагмент верхней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент верхней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент верхней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент верхней части полотенца. Частная коллекция. Канон.

Или тут:

Фрагмент нижней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент нижней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент нижней части полотенца. Частная коллекция. Канон.
Фрагмент нижней части полотенца. Частная коллекция. Канон.

Вышивание «садов» было почти обязательным для канонического орловского списа и является его отличительной чертой при сравнении с похожими по типу вышивками, названными полтавский спис и пудожский канон.

Японские живописцы считают, что «пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нём кисть». Они нашли смыслы в пустоте?

Наши предки тоже придавали пустоте особый смысл: даже пустое пространство должно приносить пользу. Полнота бытия требовала заполнения пустот и заполнялись они обережными знаками и знаками благопожелания. Здесь нет ничего лишнего, и каждый знак максимально утилитарен, ведь с пространством надо дружить, тогда пространство будет помогать. Шаманы до сих пор учат, что если вы пришли в какое-то место, будь то лес, холм, дом, сопка или река, надо обязательно поприветствовать духа этого места и ни в коем случае не ругать то место, то пространство в котором находишься, иначе возникнут неприятности.

Организованное, структурированное пространство является проявлением божественных сил, которые берегут дом и самого хозяина. Именно вышивки орловским списом наиболее насыщены орнаментами и деятельно структурируют пространство. Цель человеческой жизни – постоянно структурировать себя от хаоса к порядку. Вспомните маленьких детей. Только и следишь за ними, чтобы уберечь их от них самих, вернее от их внутреннего хаоса, который они ещё не переросли. И надо постоянно трудиться, чтобы структурировать свою жизнь, иначе силы хаоса потянут нас вниз. Важным элементом структурирования личности являются созидательные образы и созидательный труд. А труд, приносящий в дом красоту, просто неоценим, поэтому так ценны старинные полотенца с вышитыми и структурно организованными образами древа, птицы счастья и др..

Долгая зима, суровый холодный климат требовали тепла, потому преобладающим цветом вышитых рушников был красный. Хотя в моей вышивке дополнительно использованы цвета зелёный, розовый, синий, голубой, преобладающим цветом тоже является красный. Сочетание красного и белого порождает чувство радости, в доме становится теплее, а чёткие геометрические орнаменты являются теми вибрационными контурами, которые охраняют жизнь от хаоса.

При создании данной вышивки мне удалось создать два новых орнамента, ранее не встречавшихся:

-15
-16

Если ромбы использовались как знаки плодородия и приумножения богатства, как знаки благопожелания, то спирали выполняли функцию оберега. Считалось, что злые силы мчатся по прямой, а спираль отклоняет их, закручивает и сводит их разрушительное движение на нет.

Конечно, канва не лучшая основа для вышивки списом, она разбита на крупные клетки, требует толстых стежков, трудно отглаживается. Жаль, что фотографии не передают блеск нитей и яркость их красок. Следующее древо я буду вышивать на двунитке, она пластичней и больше соответствует домотканому полотну, но и первое моё древо получилось настолько милым, что моя младшая трёхлетняя внучка захотела взять вышивку себе. Остальным членам семьи тоже очень понравилось. Надеюсь, понравится и вам.