Ни один вид вышивки не сохранил для нас такое количество дополнительных знаков, как на полотенцах, вышитых орловским списом. Этими знаками украшены полотенца с картинами древа жизни, птицы павы, лягушки-рожаницы, двуглавого орла, … . Об орловском списе подробно написано в моих предыдущих статьях: «Канонический орловский спис» (смотри здесь: https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P) и другие.
Дополнительные образцы старинных списовых (вышитых орловским списом) полотенец можно найти в интернете. Низкий поклон, всем, кто рассказывает о нашем древнем наследии.
Это образец полотенца, вышитого орловским списом, где в изобилии представлены обережные знаки. Изображение несколько необычно. По предположению О.И. Бакировой при копировании с предыдущего полотенца с помощью алюминевых ложек широкий массивный ствол не был полностью прорисован и оказался как бы расщепленным. Об этом можно посмотреть по ссылке:https://tradtextil.livejournal.com/tag/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81, под картинкой нажать на "(продолжение)".
Но нас интересуют именно обережные знаки.
Итак, Загадка четвёртая.
Что означают знаки, которыми столь обильно украшены полотенца, вышитые орловским списом? Все ли знаки обережные или часть из них знаки благопожелания, фамильные знаки, знаки рода или же личные знаки вышивальщицы? И почему столь различны знаки на разных полотенцах?
С чисто художественной точки зрения долю вышитого и не вышитого пространства требовалось уравновесить. Орловские вышивальщицы так и говорили: «Чтобы поле не гуляло». Но только ли это было главной причиной вышивать дополнительные знаки? Поскольку полотенце вышивалось как родовое, причина была в другом.
Именно это обилие знаков, их значение, их влияние на нас и является 4-ой загадкой. Похоже, не списывали крестьянки друг у друга изображения, а каждая создавала своё, авторское, но в то же время соблюдала правила, творила в каноне.
Я составила частичную подборку этих знаков, их более ста. Это явно не все знаки, не все полотенца доступны мне для исследования, некоторые находятся в частных коллекциях.
Часть знаков – это классические обережные знаки, значение которых более-менее известно.
Это разные варианты изображения знака арепей (рис.1,2,3,4), косого креста (рис.7,8), обережный знак предка Чура (рис. 5,6,9).
К ним же относятся знаки алатырь, спираль, крест в разных вариантах, пятичастник, ромб:
Однако, есть часть знаков, которые, возможно, вообще не встречаются ни на каких других полотенцах, кроме списовых:
Есть знаки совсем непривычные:
Многие из знаков присутствующих в орловском списе есть и в вышивках севера Руси и в мезенской росписи. Возможно, мы вернёмся к вопросу их единого происхождения немного позднее.
Как разгадать эти загадочные знаки?
Если вы увидели свой фамильный знак, напишите мне об этом. Вместе мы разгадаем многое.
У четвёртой загадки списа помимо разгадки значений есть вторая часть: как на нас воздействуют эти знаки?
Расскажу о своих ощущениях. Вышиваю со школьных времён, это доставляет мне радость, но обережных знаков до знакомства с орловским списом я не вышивала. Однако, после вышитых на закладке для книг двух знаков алатырь (красного и синего), я почувствовала, что что-то отягощающее от меня ушло, появилась лёгкость в мыслях, обиды показались смешными. Это меня так поразило, что я стала вышивать такие закладки в подарок всем родным и некоторым знакомым, чтобы у них был повод смотреть на эти знаки. Когда я вышивала алатырь красными нитками, появлялось ощущение дополнительного тепла (о влиянии красного цвета написано ниже).
Большая просьба, поделитесь своими ощущениями от рассматривания обережных знаков.
Во время вышивания у меня появлялось ощущение, что наш Творец и Создатель стал роднее и ближе и душа наполняется радостью от понимания, что через знак происходит соединение с Отцом-Родом. Думаю, те же чувства испытывали и наши предки. О значении некоторых знаков рассказано в моей статье «Орловский спис как антипод дзен рисования» : https://dzen.ru/a/ZX2HMvhldAx1040K .
Долгие годы нас отучали внимательно относиться к ощущениям своего тела, к своим чувствам. Акцент делался на логику и измерение (всё, что называют наукой опирается на измерения). Если что-то пока не описано в числах, то этого вроде бы и нет. Результатом этого стала наша современная механико-материалистическая цивилизация. Показалось, померещилось – внушённые нам реакции на необычное. Но кто скажет, что личные ощущения это не важно?
Основы такого измерительного научного подхода заложены в труде «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (фр. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la verité dans les sciences) — философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене.
Декарт сформулировал четыре результативных правила достижения истины, которые активно применяют и сейчас:
1. Принимать за истинное только то, что ясно и отчетливо (si clairement et si distinctement).
2. Дробить непонятное, сложное (difficultés) на части.
3. Располагать свои мысли (pensées) в порядке, начиная с простейших и восходить к сложным.
4. Делать перечни и обзоры (revues).
Принципы разумные, конструктивные, именно они привели нас к современным достижениям. Только следует заметить, что сведение всего к числам, воспроизводимости явления – это выхолащивание жизни, которая перестаёт быть единой, органичной и разбивается, дробится на мелкие части. В этом наши трудности в восприятии символов и знаков, оставленных нам предками. Нас удивляют перечни толкований знаков и их сочетаний, а мы хотим одного чёткого истолкования. На самом деле любой знак, символ, это целый комплекс значений, которые связаны друг с другом и они друг в друга перетекают, наслаиваются, что порождает множество толкований. И причина этого в том, что в человеческом мозге нет воспроизводимости, какое требуется от механизмов. Мы меняемся с каждой новой мыслью, с каждым новым изображением, поскольку сразу меняется конфигурация активных нейронов и создаётся другая система связей. Так же и с творческими ситуациями, озарениями, которые невозможно в точности воспроизвести, у каждого они свои, особенные. О моём личном опыте озарения написано в моей статье «Озарение (рецепт ягодного соуса)»: https://dzen.ru/a/ZbERVUGrQgbfORI8 .
Древние люди не мыслили плоскостно и упрощённо не жили, они воспринимали мир объёмно и прислушивались к реакциям своего тела.
И тогда возникает вопрос: что в нас меняют знаки-обереги? Довольно часто говорят: «Символы правят миром». Но символы превратятся в ничто, если исключить с нашей планеты человека. Значит символы и знаки ценны тем, что воздействуют на человека, а человек на всё остальное.
Давно созданы методы и приборы психофизиологической диагностики человека. Они используются в том числе и в Институте Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой РАН. Но кто будет исследовать реакцию мозга человека, когда он созерцает обережные знаки или орнаментальные структуры? Ведь исследования требуют финансирования и должны быть остро актуальными. Вряд ли этим кто-то займётся. Научный ответ мы вряд ли получим.
Остаётся прислушиваться к своим личным ощущениям.
В вышивке закладок я использовала разные знаки, собранные мною по разным источникам. Например, в закладке, предназначенной внучке, я вышила знак лельник – обережный знак, наделяющий девушку женственностью (фото выше). Эта закладка находится посередине фотографии, лельник вышит сразу под спиралью. Этот знак мне не встретился в списовых полотенцах, что весьма логично, ведь списовое полотенце было родовым и не предназначалось для юной девицы. Так же в вышивках орловским списом не встречается знак коловрата.
Большое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.
Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют синий, он напоминает воду, небо, хляби небесные.
Белый - чаще всего цвет фона, полотна, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю, так и говорится: мы живём на белом свете. Это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.
Красный - цвет утреннего солнца, огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Он считался подпиткой для жизни. Это мужской, энергичный, сильный цвет. После красного цвета идёт свет инфракрасный, это тепло от печки, это банное тепло – он известное средство для восстановления работы мышц и оздоровления всего организма, красный цвет частично обладает этим же свойством, он считался дающим энергию, лечебным (моя бабушка успешно лечила рожу, как она говорила, «красными хлопочками»). Сейчас бурно развивается современное направление, отрасль, называемая фотодинамическая цветотерапия.
Церковники долго боролись с древним обычаем крестьян встречать тёплым летним утром раздетыми до гола появление красна солнышка, чтобы впитать всем телом его самые живительные лучи, пообщаться с космосом.
Красный узор, вышитый по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную силу, энергию Солнца, он означает землю готовую произвести все живое.
Требуется особо подчеркнуть, что полотенца, вышитые орловским списом, это картины, дающие максимально объёмное, многомерное представление о мире, помещённые на плоскость полотна. Об этом частично рассказано в моей предыдущей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания». Изображение Древа, наполненное разыми узорами-бранками, ничем не разделёнными, а плавно перетекающими одна в другую, наглядно показывает, что всё хоть и различно, но связано и объединено со всем.
Это миропонимание, изображенное на списовых полотенцах, прекрасно изложил русский мыслитель, учёный-математик, историк, филолог и философ Н.О. Лосский в своем труде «Мир, как органическое целое», стр.6-7. М. 1917. Издание Г.А.Лемана и С.И.Сахарова:
"Органическое и неорганическое миропонимание – вот главные противоположности, разделяющие представителей различных философских учений о мире. Сущность этих типов миропонимания заключается в следующем. Встретившись со сложным целым, которое можно разделить или в котором можно различить части A, B, C, D, сторонник неорганического миропонимания стремиться понять его, как составленное из элементов A, B, C, D, считая их способными существовать самостоятельно, совершенно независимо и друг от друга и от целого, в котором они найдены. Самостоятельность их, по его мнению, настолько велика, что если бы B, C и D совершенно исчезли из состава мира, A по-прежнему осталось бы существовать. Сторонник органического мировоззрения понимает всякую множественность и целость прямо противоположным способом. Первоначально существует целое, и элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Поэтому нельзя объяснить мир, как результат прикладывания A к B, к C и т.д.: множественность не образует целого, а, наоборот, порождается из единого целого. Иными словами, целое первоначальнее элементов; абсолютного следует искать, восходя в область целого или, вернее, поднимаясь над нею, но никоем образом не среди элементов; элементы во всяком случае производны и относительны, т.е. способны существовать только в отношении к системе, членами которой они служат".
Итак, хоть мы и воспользовались рекомендацией Декарта делать перечни и обзоры, и сделали их, это лишь слегка приблизило нас к получению четвёртой разгадки, тем более, что раздробить сложный символ-знак на части (второй пункт рекомедаций Декарта) НЕВОЗМОЖНО. Четвёртую загадку мы не разгадали.
Мы сегодня только прикасаемся к знаниям, оставленным нам в наследство. Большая просьба: Если у вас есть хоть какие-то соображения, ощущения и предположения о том как воздействуют на нас знаки, напишите в комментариях, тогда в обмене вИдением, представлением о решении загадки многое может прояснится.