Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Скатерть в светском стиле орловского списа (записки неофита)

Оглавление

Как и всякому неофиту, мне хотелось освоить новую технику вышивки. Просто так тренироваться, вышивая образцы, не хотелось и я решила потренироваться на учебной скатерти. Тогда я и не предполагала, что получится «авангардная» вещь, которая очень понравится всей моей семье.

Об уникальной вышивке орловской губернии России под названием орловский спис подробно написано в моей статье «Канонический орловский спис»: https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P. Наиболее узнаваемым элементом этого типа вышивки являются бранки – мелкие орнаменты, ограниченные контурным швом. Они вышиваются счётной техникой набор и напоминают технику браного ткачества.

Если я сама начну вышивать старинные бранки, то может быть пойму и разгадаю их смысл, подумала я и принялась за дело: собирать информацию в интернете, посвящённую технике вышивки списом. Её было до обидного мало.

Порадовал обучающий ролик Валентины Черногоровой, где она рассказывала, как вышить бранку «шахматка». Так как она вышивала образец на канве, я тут же бросилась приобретать метры канвы и километры ниток мулине.

Повторив её урок, я вышила первый элемент на скатерти:

Здесь я вышивала бранку «шахматка» стежками в три нитки мулине, плотного покрытия не получилось, канва просвечивает. Контуры и лучи вышиты швом роспись (досюльным швом).

Далее и везде, кроме двух последних, фотографии и работы автора.

Следующий вариант простой банки "шахматка" у меня получился лучше, стежки состояли уже из шести ниток мулине фирмы "Гамма":

-2

Чтобы научиться вышивать разные бранки я решила поместить их поочерёдно в замысловатые контуры по краю скатерти, пытаясь быть при этом по возможности в каноне.

Расскажу о бранках подробнее.

Геометрические орнаменты-бранки подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и сложные.

Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине

Составные бранки.Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

Сложные бранки. Это стежки и интервалы между ними, различные по длине, по положению на вышивке из ряда в ряд формирующие разный рисунок.

В одном из интервью, З.В. Воропаева – специалист по орловскому спису и Народный мастер Орловской области сказала: «Орловский спис – это космос!» Почему бы и мне не создать что-нибудь необычное, космическое, но при этом полезное, подумала я. Вот такую ученическую вещь, работу светского направления орловского списа хотелось мне вышить, используя старинные орнаменты. Какие там цветочки-ягодки, прилизанно-симметричные до скукоты, свободу линиям и древним бранкам, ведь главная задача орловского списа - выглядеть жизнерадостным и поднимать настроение!

Хотелось нарядить стол по-особому, поближе к традиции, и я принялась за дело. Так и появилась моя скатерть, в светском стиле орловского списа, на что у меня ушло полгода с большими перерывами. Скатерть получилась необычная, радостная, неповторимая, её интересно рассматривать. Фотография не передаёт того «ах, как здорово!», которое возникает, когда берёшь скатерть в руки и видишь как сияют стежки и переливаются красным цветом нити. О том, что такое светский стиль написано в моей статье «Светский стиль орловского списа или этно-авангард?»: https://dzen.ru/a/ZXdhgE7wtH9wlTG3.

-3

Первое, что я сделала, это вышила тамбурным швом по краю скатерти алую кайму и добавила светло синие столбики. Над каймой я вышила стебельчатым швом синий стебель вдоль всей скатерти и поместила над ним образцы различных контуров, подобие которым увидела на старинных полотенцах и примерно скопировала. Это создавало единство образного ряда, контуры как бы вырастали на этом стебле, что немного напоминало образ древа жизни, хотя внукам я сказала, что это не стебель, а космическая река времени, которая проявляет разные по виду и структуре объекты, и внуки радовались их последовательному появлению. А меня радовало, что можно вышивать самые замысловатые контуры и потом заполнять их орнаментом. Затем, я наполнила пространство между бранками обережными знаками и знаками благопожелания.

Разглядывая мелкие фотографии образцов орловского списа, мне никак не удавалось понять, как вышить всё это многообразие бранок. Нужны были советы и консультации, нужен был учитель.

Как же мне помогла в этом вопросе З.В. Воропаева, и её дар преподавателя! Она более 25 лет создаёт вышивки орловским списом и ей присвоено звание Народный мастер Орловской области. Зоя Владимировна не только познакомила меня со своими статьями о списе, не только познакомила меня с прекрасной методичкой, разработанной ею для обучения детей, и дала своё видение орловского списа, но и познакомила меня со своей талантливой ученицей Анастасией Дубовицкой.

Я встретилась с Настей, она показала мне образцы своих работ и позволила мне сфотографировать различные бранки, вышитые ею на ткани, называемой двунитка. Она ответила на все мои вопросы и рассказала о своём видении списа. Меня восхитила чистота и качество её работы, и я бросилась эти бранки повторять-вышивать.

Первый образец контура я взяла с самого старинного полотенца, вышитого в 1796 году, оно представлено в каталоге: И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.

-4

Я поместила похожий на образец «цветок» в четырёх углах скатерти, тут его контур вышит стебельчатым швом:

-5

Линии на канве я намечала мягким графитовым карандашом. След его легко стряхивается или отмывается.

Следующая бранка, которую я стала осваивать, называлась «сосна». Она вышивается вдоль основы, вертикально, для этого я выбрала контрастный, бордовый цвет нитей.

-6

Верхняя ярко красная часть цветка не является бранкой, это была «проба пера», я на практике подбирала нужную толщину нити.

Осваивая новую бранку, лучше всего начинать со средней части контура. Счётная техника набор выполняется швом вперёд иголку по счёту нитей, а потом в обратном направлении, в точности повторяя предыдущие стежки, подражая браному ткачеству.

-7

Так последовательно, стежок за стежком выполняется верхняя часть узора.

-8

Вышивается бранка волна. Контур выполнен швом роспись (досюльный шов). Затем, в соответствии с узором, выполняется нижняя часть

Что меня восхищает в орловском списе, это отсутствие строгой симметричности. Он рисует саму жизнь, из-за этого вся вышивка имеет живой вид, ведь живая природа не пользуется принципом полного подобия, не следует жёсткой симметрии.

-9

Опыт приходил постепенно. Сначала я вышивала-осваивала только одну бранку, потом стала их сочетать, так, чтобы одна плавно переходила в другую, как на старинных полотенцах.

-10

Надеюсь, что мои описания помогут вам создать свою уникальную, греющую душу скатерть, придумать свою композицию и освоить вышивку бранками.

Набор – быстрая техника вышивки, вы освоите её легко и создадите свои шедевры.

Описание и образцы бранок со старинными названиями.

Приведём образцы бранок, имеющих названия, которые наиболее часто встречаются в старинных вышивках списом.

Перечислим эти названия:

волна, сосна, стожки, уголки, белокос (он же ещё называется собачьи рёбра), гусиные лапки, вороний глаз, штоф, хрясты, шашка, шахматка, отрывные круги, ведьма, кочерга, берёзка, решётка, дробнушка.

Поскольку при вышивке бранками категорически запрещается выходить за пределы контура, покажем это на примерах.

Волна морская, глубокая, составная бранка, канва:

-11

Сосна, простая бранка, канва:

-12

Бранка «сосна» вышивается не горизонтально, а вертикально, вдоль нитей основы. Здесь она показана в одну нить, хотя обычно делается в две нити. И смещение тоже делается в две нити.

Белокос, простая бранка, канва:

-13

Шашка, простая бранка, канва:

-14

Шашка (6х6) с дробнушкой, 2-ой вариант, составная бранка, канва:

-15

Кочерга, составная бранка, канва:

-16

Отрывные круги, составная бранка, канва:

-17

Ведьма, сложная бранка, канва:

-18

Хрясты (кресты), составная бранка, двунитка:

-19

Вороний глаз, составная бранка, двунитка:

-20

Следует отметить, что бранка вороний глаз является негативом бранки отрывные круги, то есть если посмотреть на изнанку вышивки «вороний глаз» мы увидим бранку «отрывные круги», двунитка:

-21

Берёзка, здесь тёмно-синий цвет, простая бранка, канва:

-22

Гусиные лапки, здесь красный цвет, составная бранка, канва:

-23

Штоф с дробнушками, составная бранка, канва:

-24

Уголки, составная бранка, двунитка:

-25

Уголки, составная бранка, другой вариант, канва:

-26

Стожки, составная бранка, канва:

-27

Верхний ряд стожков выполнен к верх ногами.

Поскольку из стежков разной длины можно составить разные бранки, то огромное количество их сочетаний порождает множество орнаментов из них, поэтому названий им уже не давали.

На старинных полотенцах вышито удивительно много красивых бранок, названия которым не даны, они только описываются. Примеры:

Шашка 6х6 с 5-ю дробнушками:

-28

Крест в ромбе:

-29

Белокос с двумя дробнушками, составная бранка, канва:

-30

Белокос с одной дробнушкой, составная бранка, канва:

-31

Эта составная бранка называется решётка (от "решето"), канва:

-32

Без названия, составная бранка, канва:

Негатив бранки шашка с дробнушкой.
Негатив бранки шашка с дробнушкой.

Как только мы начинаем использовать стежки разной длины и перемещать их по плоскости полотна, соблюдая трансляционную симметрию, мы получаем огромное количество вариантов, а если добавляем цвет и создаём переход от одного варианта бранок к другому, то пространство для творчества становится безграничным. Дерзайте!

Более того у орловского списа есть три замечательные особенности.

  1. Первая заключается в том, что обратная сторона вышивки тоже образует геометрический узор и его тоже используют как бранку. В этом есть определённое волшебство, например, бранка «отрывные круги» является изнанкой бранки «вороний глаз».
  2. Вторая заключается в красивом сочетании бранок, Хорошо бы суметь скомбинировать бранки так, чтобы они живописно «перетекали» друг в друга, например, как на этом образце, создавая гармоничный образ:
Салфетка. Фото и авторская работа Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.
Салфетка. Фото и авторская работа Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.

Это мастерство нарабатывается постепенно и позволяет создавать захватывающие сочетания, которые будоражат мысль, и зритель начинает как бы погружаться в картину.

3. Третья заключается в том, чтобы играя плотностью настила нитей в разных бранках, определяющих количество белого и цветного в узоре, достигать максимальной выразительности создаваемого образа.

-35

Фрагмент полотенца. Авторская работа и фото Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.

Создавайте свою птицу счастья!