– Асимметрия молодит! – заявляла моя университетская подруга, вставляя серёжку только в одно ухо.
Действительно, если строгая симметрия предполагает застывшие формы, то небольшая асимметричность предполагает перспективу развития, возможность перемен. Строгая симметрия представлена на неживых рукотворных объектах, выполненных по чертежам. Замечу, что именно строгая симметрия погубила Буриданова осла: он стоял точно посередине между двумя стогами сена и так и не смог выбрать к какому стогу идти. Так и умер, бедолага, от голода.
Жизнь растений, животных, людей предполагает отклонение от строгой симметричности, вы не найдёте на одном дереве два точно совпадающих листика, да и правая и левая сторона любого человека тоже слегка асимметричны. Именно этой особенностью, сочетанием небольшой асимметрии плавно изгибающегося контура и чёткой геометрической симметричностью его внутреннего заполнения отличается стиль вышивок орловским списом. Он состоит из геометрических конструкций, составленных из чёрточек-стежков и плавных линий, окружающих эти конструкции. Фактически мы имеем уникальную готовую графическую систему, с помощью которой можно создать свои картины не только на полотне. Орловский спис великолепно смотрится на керамике, на эмали и др., но это сложные технологии, а вышивку может освоить каждый. Многих интересует этот вид вышивки и есть желание его освоить. Об орловском списе смотри тут:
https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P
https://dzen.ru/a/ZXdhgE7wtH9wlTG3
https://dzen.ru/a/ZkykXzX6W1qPiRRf
Такая вышивка приковывает взгляд и создаёт желание её рассматривать, следуя за движением линии, очерчивающей контур.
Взгляните на вышитую орловским списом карту орловской области (*):
Именно такое плавное, извилистое движение линии, её затейливость и замысловатость очаровывает своей асимметричностью, линия необычайно изменчива, неожиданна, а заключённые внутри этой линии орнаменты эту асимметричность только подчёркивают. В разных местах границы области следуют руслам речек, границам болот и другим природным объектам. Это проявленная жизнь местности. В орловском списе тоже вышивают жизнь, только особую, сказочную.
В каждом из нас живёт творец и мы способны в своём творческом порыве на гораздо большее, чем позволяем себе думать. Главное, отпустить плавное движение линии на волю и знать, что каждого из нас Творец наделил даром творить. Ведь линия – основа графики.
Можно начать освоение вышивки в стиле орловского списа с самой небольшой вещицы, кошелёчка:
https://dzen.ru/a/Zm__jc7QgkO2OWAH
Или мешочка: https://dzen.ru/a/ZmN14MR1uFY6Q5Fe
Линия – один из главных элементов языка искусства. Слово «линия» произошло от латинского слова ‘linea’, что значит «льняная нить, шнур», то есть от слова лён.
Тип линий может быть геометрическим – это прямые и ломаные линии ( это орнаменты-бранки) и органическим (природным), где линии плавные и изогнутые (это контуры).
В орловском списе гармонично сочетаются оба типа линий геометрические и органические, порождая таким образом особые графические композиции. Плавные и изогнутые линии очерчивают контур вышивки, а с помощью прямых линий-стежков создаются геометрические орнаменты, заполняющие контур изнутри. Поскольку мы живём в мире форм, линия – наиболее фундаментальный элемент, используемый художниками. Линии зрительно организуют видимый мир.
Вышивать мне нравилось. В школьные годы я вышила крестиком дорожку из лилий по печатной схеме, но мне всегда хотелось вышивать своё, по своим эскизам, да только вот учиться на профессионального живописца не хотелось. Меня больше волновали растения, собаки, домашние животные, музыка, шахматы, математика, поэзия. Поэтому знакомство с вышивкой под названием орловский спис было для меня как выход к морю живописных фантазий, музыкой для глаз, в которой можно сочетать комбинаторный расчёт и гармонию ритмов и смыслов.
Вот одна из старинных вышивок древа жизни, мне нравится эта недосказанность и замысловатость.
Мне не хотелось описывать обыденную реальность, мне хотелось создавать свою: новую, объёмную, сказочную, многомерную, со множеством смысловых связей. Поэтому орловский спис, как сочетание геометрической и органической графики, позволял реализовать эти мои желания и стал моей музыкой, моей геометрией и моей поэзией.
Вышивка – наиболее синтетическая форма в искусстве, которая может принять в себя самые различные стили и фактурные элементы. И хотя в вышивках орловским списом используются только нити и ткань полотна, спис являет собой уникальное явление в искусстве графики, которое отточено до такого совершенства, что его освоит любой школьник средней школы, было бы желание освоить шов вперёд иголку.
Здесь линии использованы для обозначения форм, для обозначения движения, моего эмоционального состояния, зелёной полянки, синей речки и других элементов.
Стало понятно, что освоив стиль орловского списа и приёмы вышивки, можно создавать авторские уникальные картины своими руками, не имея при этом высшего художественного образования, главное не ограничивать свою фантазию.
Мы становимся творцами, способными создавать свои художественные полотна для этого достаточно познакомиться с геометрическими орнаментами-бранками и дать свободу движению линии. Бранки описаны тут:
https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3
и тут: https://dzen.ru/a/Zvm5MbOMMTK_tonl
Вот, например, чудесная работа школьницы Маши Прониной ученицы Народного мастера России, преподавателя мастерской по вышивке в Орловской детской школе искусств и ремёсел Марии Семёновой:
Эта работа была отмечена на Дельфийских играх. Работа необычная, удивительной красоты, которая радует своей затейливостью, столь характерной для орловского списа.
На выставке в музее «Тургеневское полесье» в селе Ильинское Орловской области представлены работы ещё одной школьницы. Источник: https://parentbook.ru/muzey-v-orlovskom-polesye-selo-ilinskoye/
Эти радостные салфеточки выглядят удивительно живо, поскольку нет в движении контурных линий нарочитой симметрии. И как же прекрасно выполнены геометрически чёткие орнаменты! Они буквально насыщают симметрией внутреннее пространство контура.
Столь же очаровательна рекламная вышивка-приглашение на мастер класс по орловскому спису (2023 г.):
Здесь линия явно вырвалась на волю и танцует от радости.
Начните свой вышивальный проект с птицы счастья.
Своей ненавязчивой асимметричностью приковывает внимание вышитая подушка. Здесь плавные изогнутые линии предлагают комфорт и приятный отдых.
Отработанная графическая система, опирающаяся на заполнение изнутри контуров мелкими орнаментами-бранками позволяет расписывать керамику в стиле орловского списа. Здесь чёткая завершённость внешнего круга приятно сочетается с очаровательной асимметрией процветшего древа. У меня созерцание этой росписи вызывает чувство радости и умиротворения:
Как видите орловский спис с самого начала провоцирует нас на креативность. Даже если вы не пробовали вышивать списом, но решились освоить этот стиль у вас сразу получится вышивка необычная и оригинальная. Так появилась моя первая скатерть: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3. Сейчас я работаю над вышивкой своего первого древа жизни.
Общепризнано, что вышитые орловским списом полотенца являются элементом бытовой магии, где орнаметы-бранки и обережные знаки вышивались не просто так, а с целью гармонизации состояния души и пространства в доме.
Творите свою фантазийную красоту!
_______________________
Сноски:
(*) Размер полотна: 80 х 90 см.
Куратор проекта: Елена Великасова, народный мастер Орловской области, ведущий методист по работе с художниками-любителями и мастерами ДПИ Орловского областного центра народного творчества.
Автор эскиза: Валентина Черногорова, ведущий методист по нематериальному культурному наследию Орловского областного центра народного творчества.
Вышивали карту Елена Великасова, Валентина Черногорова и народный мастер Орловской области, ведущий методист по народному костюму Орловского областного центра народного творчества Марина Черина.