Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Канонический орловский спис

Оглавление

Орловский спис – это уникальная традиционная вышивка Орловской области. Использовалась она для вышивания обрядовых полотенец, реже скатертей. Благодаря традиции копирования, до наших дней сохранились архаичные сюжеты этой вышивки: древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница, двуглавый орёл.

Статей об орловском списе относительно много, но они лишь констатируют это явление. Настоящих исследований мало, да и книги о нём пока нет.

Нет полного каталога сохранившихся после фашистского нашествия образцов.

Нет подробного описания вида бранок и техники их исполнения.

Постараюсь хоть немного восполнить эти пробелы.

В списовом шитье используются счетная техника набор и разнообразные швы: тамбурный, стебельчатый, роспись (досюльный шов), крест, счетная гладь, гладь, вперёд иголку.

С глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различные обрядовые принадлежности. Домотканый холст превращался в произведение искусства. Вызывает восхищение тонкий вкус мастериц-вышивальщиц, их чувство гармонии, тщательность и чистота работы, долготерпение. Проходят века, но и сегодня старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой. Вышивающая девушка не занималась празднословием или каким-то никчемным занятием, а погружалась глубоко в художественный мир, в мир красивый, который давал ей ощущение счастья здесь и сейчас, она создавала красоту.

Ни один дом не может обойтись без полотенца, оно сопровождает человека всю жизнь в обрядах, в праздниках и в обыденной жизни. Ему отводились самые разнообразные роли и потому названий ему было множество: рушник, утирка, накрючник, наспишник, рукотёрка (совсем без вышивки), обыденное, посылальное, которое дарилось жениху через сватов в знак согласия на брак, по обету, образник, божник, стеновое… . Полотенец вышивалось несколько десятков.

Полотенцам же, вышитым орловским списом отводилась особая, почётная роль. Такой вышивкой украшали полотенца и скатерти, предназначенные для свадебных торжеств или годовых,"круганных" праздников.

Считалось, что вышитое по определённым правилам полотенце обладало магическими свойствами.

Можно ли назвать традиционную вышивку орловским списом каноном?

Да, это действительно канон.

Канон в переводе с древнегреческого означает: правило, отвес, эталон, линейка. Канон в искусстве – это неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность норм и правил, то есть эта совокупность правил принципиально не подлежит пересмотру или развитию. Если же из канона берут лишь несколько правил, особенно выделяющих произведения этого вида искусства, то возникает стиль. В стиле орловского списа вышивались удивительные по красоте скатерти, наволочки, салфетки и панно на фабрике «Восход», основанной в 1920г. Об этом в моих статьях:https://dzen.ru/a/ZXdhgE7wtH9wlTG3

Однако, сам канон предполагает большое разнообразие в его художественной реализации.

Традиция наиболее чётко проявлена в нескольких районах Орловской области: Дмитровском, Залегощенском, Орловском, Кромском, Мценском, Урицком, Троснянском и каждому району присущи свои характерные особенности исполнения образа.

Так, например, для вышивок Кромского уезда характерны более массивные, широкие ветви древа, и потому ветвей мало, вышивка лаконична. А многим вышивкам того же древа в Орловском уезде присущи большая разветвлённость и дробные элементы, соединённые иногда лишь тонкой линией стебельчатого шва.

конец XIX – начало XX века. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. Варианты канона. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/
конец XIX – начало XX века. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. Варианты канона. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/

Специалист по античной философии А.Ф. Лосев дал понятию канона следующее определение: «Канон есть воспроизведение некоторого определённого оригинала и образца, являясь в то же время и оригиналом, и образцом для всевозможных его воспроизведений». (Лосев А.Ф. О понятии художественного канона. – М.: Наука, 1973, с.13)

Какую же неизменную совокупность норм и правил содержит вышивка орловским списом?

Все полотенца, вышитые орловским списом, при всём их разнообразии, следуют определённым правилам и подчинены одновременно нескольким законам. Во всех полотенцах обязательно должно быть соблюдено следующее:

1. Формы контуров, создающих образ, плавные, сглаженные, текучие и могут не соблюдать строгую симметрию.

2. Обережная кайма желательна со всех четырёх сторон, но обязательно должна быть сверху и снизу.

3. Внутри контура пространство заполнено чёткими геометрическими орнаментами – бранками, уже подчинёнными строгой симметрии, бранки ни в коем случае не должны заходить за пределы контура.

4. Белое поле полотна, помимо основного сюжета вышивки, сопровождается обилием обережных (охранительных и защитных) знаков и знаков благопожелания.

5. Вышивка производится красной нитью всех оттенков по белому полотну, во многих случаях используется небольшое добавление синего цвета, лишь иногда встречается желтый, зелёный, розовый цвета. Насыщенность узора красным цветом зависит от плотности настила нитей и вида самой бранки. Обилие красного цвета наполняет душу ощущением радости, полноты жизни.

6. Линии, используемые в вышивке текучие, извилистые, вид контура весьма затейлив.

7. Сверху и снизу обережной каймы могут быть вышиты так называемые «сады»: цветы разной конструкции или деревца, напоминающие кусты.

8. Традиционными сюжетами вышивки являются:

Древо жизни

Древо

Птица пава

Лягушка-рожаница

Двуглавый орёл.

Древо жизни. Вариант канона.

Фото З.В. Воропаевой. Конец полотенца, дер. Большое Сотниково, Урицкий р-н, Орловская обл., конец XIX – начало XX века. Полевая экспедиция 2018 г.
Фото З.В. Воропаевой. Конец полотенца, дер. Большое Сотниково, Урицкий р-н, Орловская обл., конец XIX – начало XX века. Полевая экспедиция 2018 г.

Что такое бранки? Это лучше и показать, и рассказать.

Геометрические орнаменты-бранки подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и сложные.

Простые бранки.

Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине. Например бранка белокос:

Бранка белокос. Работа и фото автора.
Бранка белокос. Работа и фото автора.

Бранка шашка:

Бранка шашка. Фото и работа автора.
Бранка шашка. Фото и работа автора.

Составные бранки.

Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

Бранка «кочерга», работа и фото автора:

-5

Сложные бранки.

Это стежки и интервалы между ними, различные по длине, по положению на вышивке из ряда в ряд формирующие разный рисунок.

Бранка ведьма:

Бранка ведьма. Фото и работа автора.
Бранка ведьма. Фото и работа автора.

Похожие по типу исполнения и тематике вышивки присутствовали в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Полтавской и Смоленской губерниях, но они имели и существенные отличия, так для пудожского канона характерны вертикальные линии-разделки:

Пудожский канон. Фотографии из книги О.И. Бакировой и В.М. Мининой «Народная вышивка Пудожья».
Пудожский канон. Фотографии из книги О.И. Бакировой и В.М. Мининой «Народная вышивка Пудожья».

Вот что пишут об этом О.И. Бакирова и В.М. Минина в книге «Народная вышивка Пудожья» (Москва, 2012 г., изд. «Древнее и современное», стр. 98) – фундаментальном труде, посвящённым исследованию вышивок русского севера:

«Ещё меньше мы знаем о том, как выглядел ареал распространения пудожского канона в глубоком прошлом. Среди великого разнообразия народной вышивки Восточной Европы мы можем отметить лишь два канона, имеющим с пудожским много общего – это орловский спис и полтавский спис. Наиболее ранние образцы орловского и полтавского списа очень похожи друг на друга. Возможно, это просто разделившиеся ветви единого канона. Эта вышивка известна только на полотенцах (рушниках). Мотивы – птица, двуглавый орёл, древо жизни. Наиболее часто встречающийся в этих канонах мотив древа жизни дошёл до нас сильно искажённым, иногда его почти невозможно узнать (рис. 3.2.15, рис. 3.2.16). В отличие от пудожского канона, который по аналогии можно было бы назвать пудожским списом, контуры фигур в орловском и полтавском списах обводятся швом «роспись», лишь изредка в поздних образцах полтавского списа для этого иногда используется стебельчатый шов. Сплошные полосы, столь характерные для пудожского канона, лишь иногда встречаются в заполнениях полтавских рушников, но не играют там заметной роли, как в пудожском каноне. Плоскостные орнаменты в заполнениях чаще всего выполняются швом набор, в полтавском списе широко используются также специфические виды двусторонней глади и, иногда, – шов «роспись».

Различия между этими двумя канонами южных губерний и пудожским каноном достаточно заметны. Однако, как только мы начинаем рассматривать все три канона на фоне величайшего разнообразия народной вышивки России, сходство между ними бросается в глаза. … Столь разделённые в пространстве ореалы бытования всех трёх канонов – как острова в океане, бывшего некогда вершинами единого горного массива, по какой-то причине погрузившегося под воду…»

В Пудожье в качестве контурного шва использовался исключительно тамбурный шов. В орловском списе использовались три вида контурных швов: роспись (досюльный шов), тамбурный и стебельчатый.

Хотя канон орловского списа содержит чёткие правила исполнения, варианты его реализации очень разнообразны, что не удивительно.

конец XIX – начало XX века. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. Варианты канона. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/
конец XIX – начало XX века. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. Варианты канона. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/

Это старинное искусство сохраняется, поддерживается, приумножается и преподаётся в образовательных учреждениях.

В Орловской области в наше время орловским списом вышивают восемь вышивальщиц. Они создают как копии подлинников конца XIX — начала XX вв., так и новые авторские произведения.

Конец старинного полотенца:

Старинное полотенце, конец Х1Х, начало ХХ века. Вариант канона. Опубликовано на сайте туристического портала Орёл-визит: https://visitorel.ru/page/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81/
Старинное полотенце, конец Х1Х, начало ХХ века. Вариант канона. Опубликовано на сайте туристического портала Орёл-визит: https://visitorel.ru/page/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81/

Увлечены орловским списом и в других городах. Некоторыми учителями разработаны методички обучения школьников орловскому спису, которые можно найти в интернете. Подробнее тут https://dzen.ru/a/ZcnR5tQGrygQtpbR.

Современный вариант канона. Фото и работа Народного мастера, Орловской области З.В. Воропаевой, Орёл.
Современный вариант канона. Фото и работа Народного мастера, Орловской области З.В. Воропаевой, Орёл.

В последующих статьях орловский спис будет описан более подробно.