Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Неназванная бранка

Орловский спис – уникальный тип вышивки орнаментами-бранками, заполняющими изнутри определённый контур. Бранкой в орловском списе является повторяющаяся комбинация удвоенных стежков, вышитая по счёту нитей в технике набор, где основным швом является шов вперёд иголку. Такие подвижницы и исследовательницы орловского списа как И. И. Борисова и З.В. Воропаева совершили множество полевых экспедиций и собрали не только уникальные образцы этого типа вышивки, но и записали названия бранок из которых эта вышивка создаётся. Об одной из таких экспедиций смотри здесь: https://dzen.ru/video/watch/6561b45ef6684a4e5a7d7b8a?comments_data=n_like Вот что сообщает в своём докладе на 1 Всероссийской научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры», 2017 г., Санкт-Петербург, а также в статье «Древние знаки народной вышивки орловский спис» Народный мастер орловской области и преподаватель З.В.Воропаева: «В ходе этнографических поездок по области и бесед с мастерицами так и не уд

Орловский спис – уникальный тип вышивки орнаментами-бранками, заполняющими изнутри определённый контур. Бранкой в орловском списе является повторяющаяся комбинация удвоенных стежков, вышитая по счёту нитей в технике набор, где основным швом является шов вперёд иголку.

Такие подвижницы и исследовательницы орловского списа как И. И. Борисова и З.В. Воропаева совершили множество полевых экспедиций и собрали не только уникальные образцы этого типа вышивки, но и записали названия бранок из которых эта вышивка создаётся. Об одной из таких экспедиций смотри здесь: https://dzen.ru/video/watch/6561b45ef6684a4e5a7d7b8a?comments_data=n_like

Вот что сообщает в своём докладе на 1 Всероссийской научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры», 2017 г., Санкт-Петербург, а также в статье «Древние знаки народной вышивки орловский спис» Народный мастер орловской области и преподаватель З.В.Воропаева:

«В ходе этнографических поездок по области и бесед с мастерицами так и не удалось выяснить названия ряда бранок, возможно их рисунок был производным от более простых. Название могло изменяться, переходя в соседнее селение, так произошло с бранками «белокос» и «собачьи ребра», когда разными именами назывался практически один и тот же тип стежка. В результате полевых экспедиций и изучения имеющегося материала был составлен набор схем основных рисунков швов. В схемах приведены далеко не все бранки, встречающиеся в старинных вышивках, часть из них вышивальщицы придумывали сами, часть перенимали с чужих образцов. Многие варианты браное шитье подсказывало само, достаточно было перевернуть изделие наизнанку. Сохранившиеся до наших дней названия швов-бранок, заполняющих замкнутые контуры, также требуют разгадки. Названия можно попытаться разделить на группы –

 непосредственно указывающие на форму бранки («отрывные круги», «дробнушка», «двусторонний крест», «хрясты» (кресты), «волна», «кочерга»...);

 названия, связанные с окружающими предметами («стожки», «штоф», «сосна»);

 сказочные образы, такие как «вороний глаз», «собачьи ребра», «ведьма», «ведьма с дробнушкой», «белокос» (фото 17)

При попытке рассмотреть этимологию отдельных названий бранок, мы обнаружили больше вопросов, нежели ответов.»

Перечислю теперь известные названия комбинаций стежков, называемых бранками:

Волна, сосна, стожки, уголки, дробнушка, белокос (он же ещё называется собачьи рёбра), гусиные лапки, вороний глаз, штоф, хрясты, шашка, шахматка, отрывные круги, решётка, ведьма, кочерга, берёзка.

Сам орнамент часто называется по имени бранки из которой он создаётся, но не всегда.

Фотографии и описание этих бранок представлены тут: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3

Но есть одна комбинация стежков, которая достаточно часто используется, но названия ей не дали. Это такая комбинация стежков, которую напрашивается назвать катушка.
Этот орнамент названия в традиции не имеет, но я называю его катушка с дробнушкой по принципу похожести образа. Работа автора
Этот орнамент названия в традиции не имеет, но я называю его катушка с дробнушкой по принципу похожести образа. Работа автора

Современные мастерицы тоже дают названия орнаментам-бранкам. Например, Народный мастер орловской области З.В. Воропаева, признанный специалист по вышивке орловским списом, придумала красивое название бранки: берёзка. Она сама мне об этом рассказала.

Бранка берёзка. Она состоит из чередующейся по вертикали бранки кочерга поочерёдно развёрнутой в разные стороны. Работа автора.
Бранка берёзка. Она состоит из чередующейся по вертикали бранки кочерга поочерёдно развёрнутой в разные стороны. Работа автора.

Название удачное, поскольку точно передаёт образ.

О том, что орловский спис это не только уникальный тип вышивки и система познания мира, но это ещё и система обучения мыслить абстрактно описано тут: https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh

От конкретного счёта, где мыслили штуками и литрами, вышивка орловским списом учила мыслить конструкциями, а это совсем другой уровень. Он требует применения логики, внимания к деталям и умения представить общую картину.

Комбинации стежков могут быть разными, но чтобы создать орнамент из них должны быть выполнены определённые условия. При создании орнаментов-бранок с соблюдением традиций орловского списа должны быть исполнены следующие требования:

а) Элементами бранок и одновременно бранками являются 2 одинаковых стежка, которые в точности совпадают по длине и примыкают друг к другу в ближайшем параллельном ряду, покрывая собой от двух до десяти нитей основы. Бранкой дробнушка называется два одинаковых, примыкающих друг к другу стежка, захватывающие две нити.

б) Элементы должны соблюдать принцип связанности, то есть иметь либо точку соприкосновения, либо частично или полностью накладываться друг на друга.

в) Элементы должны ритмично повторяться, для чего используется трансляционная симметрия (перенос, частный случай вращательной симметрии), а также зеркальная симметрия.

Алгоритм создании орнаментов-бранок подробно описан тут:

https://dzen.ru/a/Zvm5MbOMMTK_tonl

«Неизвестная» бранка катушка

Рассматриваемая в этой статье бранка катушка представляет собой комбинацию из трёх удвоенных стежков. В середине находится элемент-бранка дробнушка – удвоенный стежок, зашивающий две нити. Сверху и снизу дробнушки симметрично располагаются удвоенные стежки-бранки, зашивающие по шесть нитей.

Рис. А. Наиболее интересные орнаменты с элементом катушка я вышила на изображении этого восьмилепесткового цветка. Работа автора. Самый крупный верхний лепесток обозначим номером 1. Далее продолжаем нумерацию по часовой стрелке.
Рис. А. Наиболее интересные орнаменты с элементом катушка я вышила на изображении этого восьмилепесткового цветка. Работа автора. Самый крупный верхний лепесток обозначим номером 1. Далее продолжаем нумерацию по часовой стрелке.

Очевидно, что сочетание стежков названное "катушка" позволит создать новые орнаменты-бранки, ранее неизвестные и тем самым обогатит орловский спис. На восьмицветике представлены далеко не все орнаменты, которые можно создать с помощью бранки катушка.

Сама конструкция стежков, которую я назвала катушка как вид бранки нередко используется в каноническом орловском списе.

Эта конструкция используется в вышивке полотенца № 4 из каталога: И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.

Фрагмент полотенца № 4. Качество изображения оставляет желать лучшего, но катушка видна чётко. Этот же орнамент представлен на фото в самом начале статьи.
Фрагмент полотенца № 4. Качество изображения оставляет желать лучшего, но катушка видна чётко. Этот же орнамент представлен на фото в самом начале статьи.

На орнаменте, представленном ниже, катушка видна более определённо:

Орнаментом с катушкой вышит корпус птицы на старинном полотенце, только здесь в отличие от полотенца № 4, к середине всех сторон добавлена дополнительная бранка в 4 нити, увеличивающая размеры орнамента.
Орнаментом с катушкой вышит корпус птицы на старинном полотенце, только здесь в отличие от полотенца № 4, к середине всех сторон добавлена дополнительная бранка в 4 нити, увеличивающая размеры орнамента.

Вот это полотенце:

Старинное полотенце, конец Х1Х, начало ХХ века. Вариант канона. Опубликовано на сайте туристического портала Орёл-визит: https://visitorel.ru/page/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81/
Старинное полотенце, конец Х1Х, начало ХХ века. Вариант канона. Опубликовано на сайте туристического портала Орёл-визит: https://visitorel.ru/page/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81/

Отдельная главка посвящена элементу катушка в фундаментальном труде О.И. Бакировой и В.М. Мининой «Народная вышивка Пудожья» (Москва, 2012 г., изд. «Древнее и современное», стр. 77-79). Вот что там пишется: «Среди изобразительных мотивов народного искусства Евраазии есть очень простой мотив, который не только довольно редко встречается, но и выглядит так, что заподозрить в нём символическое значение не просто. Этот мотив, похожий на букву Н, положенную набок, мы будем называть "катушка". Неизвестно, что именно он обозначает, но его соседство с такими мотивами как S-образный знак, пятиквадр, ромб с продолженными сторонами свидетельствует о том, что эта простая фигура так же обладает каким-то важным смыслом. … Встречается катушка и в России. … На рязанской подолице ленточный орнамент из катушек выполнен в технике закладного ткачества (рис. 2. 13. 3)». И далее: «В русском народном ткачестве северных губерний ряд плотно сомкнутых катушек очень часто окаймляет с двух сторон основное узорное поле полотенца или подолицы. Много таких примеров и в Пудожье (рис. 2.13. 9, 2. 13. 10, 12. 2. 25 – 12. 2. 27)».

Как известно, Пудожский канон и канон Орловского списа весьма близки.

Всё это подвигло меня сосредоточить своё внимание именно на этой комбинации стежков и внимательно изучить, а также нарисовать её как абстрактный геометрический объект на тетрадочном листе в клетку.

О том, как создавать орнаменты из конкретной бранки подробно описано тут: https://dzen.ru/a/ZuMzBWZHO1iIZEdv

А общая схема тут: https://dzen.ru/a/ZYROCGfx0XBDUwc3

Тщательное описание получения возможных орнаментов из первичного элемента поможет вам лучшее понять способ их сотворения.

Воспользуемся описанным мной в предыдущих статьях алгоритмом создания новых орнаментов из бранки, которую я назвала катушка. Рассмотрим все варианты, которые такая комбинация стежков может составить сама с собой, сохраняя принцип связанности:

Здесь каждая клеточка соответствует двум нитям основы, тогда три клеточки соответствуют шести нитям основы. Внутри каждой клеточки находятся два наложенных друг над другом горизонтальных стежка.
Здесь каждая клеточка соответствует двум нитям основы, тогда три клеточки соответствуют шести нитям основы. Внутри каждой клеточки находятся два наложенных друг над другом горизонтальных стежка.

Рассмотрим какие орнаменты могут получиться из таких сочетаний.

Из комбинации 1) и 5) получается такой орнамент:

Рис. 1
Рис. 1

Из комбинации 2) и 6) получаем следующий орнамент:

Рис. 2. Этот орнамент вышит на третьем лепестке.
Рис. 2. Этот орнамент вышит на третьем лепестке.

Интересный орнамент получается из вариантов 4) и 8), где проявляется белый крестик.

Рис. 3.
Рис. 3.

Этот орнамент чётко виден на третьем пёрышке справа сверху на старинной вышивке на фото ниже:

Фрагмент вышивки, фото с выставки.
Фрагмент вышивки, фото с выставки.

Само полотенце выглядит так:

Конец полотенца из собрания Орловского Музея Изобразительных Искусств, фото с выставки.
Конец полотенца из собрания Орловского Музея Изобразительных Искусств, фото с выставки.

Из комбинации 4) получим и такой вариант:

Рис. 4. Этот орнамент вышит на втором лепестке цветка, с тем отличием, что между катушками вставлена соединительная бранка в 4 нити.
Рис. 4. Этот орнамент вышит на втором лепестке цветка, с тем отличием, что между катушками вставлена соединительная бранка в 4 нити.

Если этот вариант орнамента отобразить зеркально относительно вертикальной оси слева от рисунка, мы получим орнамент из комбинации 8).

Комбинации 3) и 7) порождают орнамент с крестами:

Рис. 5.
Рис. 5.

Вот практическая реализация этого орнамента:

Рис. Б. Похоже это новый орнамент. он мне пока нигде не встречался.
Рис. Б. Похоже это новый орнамент. он мне пока нигде не встречался.

Из комбинации 3) можно получить и такой орнамент:

Рис. 6.
Рис. 6.

Орнамент из комбинации 7) будет симметричен орнаменту из комбинации 3) относительно вертикальной оси, он будет выглядеть так:

Рис. 7. Этот орнамент вышит на первом (верхнем) лепестке цветка. Это новый орнамент, такой орнамент-бранка мне ни на какой вышивке орловским списом не встречался.
Рис. 7. Этот орнамент вышит на первом (верхнем) лепестке цветка. Это новый орнамент, такой орнамент-бранка мне ни на какой вышивке орловским списом не встречался.

Но не всё так однозначно.

На старинных полотенцах бранки часто перемежёвываются бранкой дробнушка или более длинными двойными стежками, а также двумя дробнушками, например, как на изображении ниже, где бранка сосна перемежается в каждой строчке двумя дробнушками:

Этот орнамент называется сосна с двумя дробнушками.
Этот орнамент называется сосна с двумя дробнушками.

Воспользуемся этим приёмом и сделаем дополнения к вышеперечисленным конструкциям.

Тогда из рисунка № 1, путём добавления дробнушки получим новый орнамент:

Рис. 8. Этот орнамент вышит на 4-ом лепестке.
Рис. 8. Этот орнамент вышит на 4-ом лепестке.

Можно бранку дробнушка (в центре) заменить на бранку, закрывающую 6 стежков, но это «утяжеляет» орнамент, который теряет лёгкость и прозрачность. Вы можете нарисовать его сами.

Если в рис. 2 добавить дробнушку между катушками, то мы получим стройные колонны, пересечённые блоками в 6 нитей и катушку уже и не разглядишь. Это больше напоминает чередование двух бранок: дробнушки и бранки, закрывающей 6 нитей основы.

Рис. 9. Этот орнамент вышит на седьмом лепестке цветка.
Рис. 9. Этот орнамент вышит на седьмом лепестке цветка.

Если в центр белого креста на рис. 3 поместить дробнушку, то будет другой вариант орнамента, он отлично подходит для условного изображения цветов на поляне.

Рис. 10. Этот орнамент вышит на шестом лепестке.
Рис. 10. Этот орнамент вышит на шестом лепестке.

Практическая реализация этого рисунка приведена в начале статьи. Здесь тоже можно сказать, что на рисунке перемежаются только две бранки: дробнушка и бранка, зашивающая 6 нитей.

Можно составить и такую бранку, где вертикальные ряды катушек перемежаются горизонтальными и вертикальными рядами дробнушек:

Рис. 11. Этот орнамент вышит на восьмом лепестке.
Рис. 11. Этот орнамент вышит на восьмом лепестке.

Из комбинаций 7) можно создать новый орнамент, если вставить в белое поле между катушками бранку, зашивающую 4 нити основы.

Рис. 12. Зеркальное отображение этого орнамента вышито на втором лепестке.
Рис. 12. Зеркальное отображение этого орнамента вышито на втором лепестке.

Если катушку перемежать бранкой в 6 нитей, то мы получим красивый орнамент как бы из квадратов:

Рис. 13. Этот орнамент можно узнать на пятом лепестке
Рис. 13. Этот орнамент можно узнать на пятом лепестке

Вот практическая реализация такого орнамента:

-25

Здесь отрисованы далеко не все орнаменты, которые можно составить из бранки катушка.

Зачем создавать новые орнаменты, если столько орнаментов сохранено, а 16 вариантов, отобранных традицией, даже имеют названия?

Зачем мастерицы прошлых веков придумывали новые бранки?

Зачем крестьянки бегали в соседние деревни за много километров, чтобы увидеть новую бранку и научиться её вышивать?

Ответы просты.

Во-первых, упорядоченность – это характеристика божественности и потому предметы бытовой магии – полотенца, вышитые орловским списом, должны были быть заполнены разными орнаментами.

Во-вторых, такого рода вышивки расширяют сознание, наращивают мыслительные способности, развивают художественный вкус. Большим мастерством считалась такая комбинация бранок, где каждая органично переходила в другую, как бы перетекала в неё, а для этого важно их разнообразие. Добавлю от себя, что каждый новый орнамент не только расширяет художественные возможности вышивающей мастерицы, но и накапливает познания в геометрических свойствах узоров, раскрывает свойства пространства.

Не меньшим мастерством считалось умение таким образом подобрать бранки-орнаменты, чтобы выделять значимые места вышивки разной плотностью настила цветной нити. Это обогащает цветовую палитру и позволяет загустить цвет или его разбавить, хотя использовалась в основном красная нить. Например, на рис. 1 плотность настила красной нити мала, преобладает белый цвет, что придаёт лёгкость, воздушность изображению. А рис. 6 и рис. 7 имеют большую плотность настила, сгущают красный цвет.

Разнообразие орнаментов-бранок повышает возможность решить художественную задачу наилучшим образом.

Мне пришлось конкретно напрячься, чтобы написать эту статью и вышить соответствующие орнаменты, поскольку тема эта раньше не разрабатывалась, но я рада передать эти знания всем желающим. Более того, удалось придумать два новых орнамента, которые раньше мне не встречались. Они представлены на первом (верхнем) лепестке рис. А и на рис. Б.

Итак, вполне реально создать новые орнаменты-бранки, взяв за основу конкретную комбинацию стежков, следуя принципу связанности и используя законы вращательной симметрии (в орловском списе в основном используется частный случай вращательной симметрии – трансляционная).

СОЗДАВАЙТЕ СВОЮ КРАСОТУ!