Найти тему
elena.kaffanovskaya

Светский стиль орловского списа или этно-авангард?(интеграция традиционного в современное)

Оглавление

Невозможно оставаться равнодушным, когда видишь вышивку орловским списом. Она сразу вызывает множество ассоциаций. Мысли разбегаются в разных направлениях, поскольку не определено понятие стиля орловского списа и не описано понимание места этого стиля вышивки в современном искусстве.

Постараюсь, хоть немного, восполнить эти пробелы в своих статьях и опишу здесь характеристики, определяющие стиль орловского списа.

Стилистических направлений много, но правомерно ли причислять орловский спис к какому-то стилю? В этой статье рассмотрим такое стилистическое направление, как этно-авангард.

Этно-авангард – современное направление как в живописи, так и в модной одежде. Стиль его характеризуется яркой экспрессией, нестандартностью форм, использованием чистых цветов (для создания контрастов) и древних орнаментальных элементов. Он вне времени и старается умело объединить сочетаемое и не сочетаемое.

Прекрасная тому иллюстрация – эта работа уникального художника Бахтыбека Талькамбаева, арт целителя, причисляющего своё искусство к направлению этно-авангард. https://vk.com/wall-40815069_4 :

Вроде бы симметрия, а в то же время здесь зеркальной симметрии нет.
Вроде бы симметрия, а в то же время здесь зеркальной симметрии нет.

На туристическом сайте Орловской области https://visit-
orel.ru/page/%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B
A%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81/) вышивка орловским списом названа
древним авангардом.

Конец старинного полотенца
Конец старинного полотенца

Ассоциация понятна: вышивка яркая, нестандартных форм и действительно сочетает несочетаемое: абстрактные геометрические орнаменты и древние традиционные образы живых объектов: древа, птицы, лягушки-рожаницы, … . Но правомерно ли причислять спис к стилю этно-авангард? Конечно нет!

Понятие «стиль» в искусстве, согласно современным толковым словарям, например, «Oxford Languages» – это характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного направления, а также метод, совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности.

Согласно толковому словарю Ожегова, стиль – это совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве.

Светский стиль орловского списа

Орловский спис как стиль узнаваем сразу, поскольку имеет совокупность и единство характерных признаков и черт, отличающих его от любых других направлений искусства вышивки. Определим характерные черты светского стиля орловского списа:

а) Контуры вышиваемого образа плавные, текучие, они не обязаны быть строго симметричными, линии динамичны. Контур вышивают следующими швами: роспись, тамбурный, стебельчатый.

б) Изнутри контуры заполняются чёткими геометрическими конструкциями, называемыми бранками, состоящими из стежков, не выходящими за пределы контура. Внутри контуров бранки могут чередоваться, сменяться, переходить одна в другую.

в) Для большей выразительности используют так же простой одно и двусторонний крест, гладь и выколы.

г) Бранки выполняются в счётной технике, называемой набор. Основное требование к геометрическим конструкциям бранок это повторяемость элементов. То есть стежки либо накладываются друг на друга, либо состыковываются углами, создавая тем самым определённую жёсткую конструкцию. Об этом подробно написано в моей статье "Орловский спис. Геометрия и комбинаторика бранок". Покажем на примере:

Работа автора
Работа автора

Здесь показано сочетание двух бранок, одна вертикальная с поперечной чертой, вторая в виде крестика из дробнушек с пробелом посередине, что придаёт свет и лёгкость орнаменту.

Итак, светский стиль орловского списа требует обязательного наличия следующих элементов: а) контура с плавными изгибами, б) контуры заполняются внутри жёсткими геометрическими конструкциями-бранками, в) метод исполнения вышивки - техника набор.

Эти три главные черты-особенности жестко определяют светский стиль орловского списа, отличающий его о любых других типов вышивок. Сами бранки должны подбираться так, чтобы гармонично сочетаться друг с другом. Вся композиция должна нести радость и поднимать настроение, а эффективнее всего это достигается использованием красного цвета на белом фоне с небольшим добавлением синего цвета.

Из описанных выше характеристик стиля орловского списа следует его самостоятельность и уникальность. И если на этот стиль что-то похоже, то только лишь похоже.

Яркий пример «древнего авангарда» – выполненная в светском стиле орловского списа карта орловской области.

В проекте «Вышитая карта России» этот стиль показали Валентина Черногорова и Народный мастер России Мария Семенова. Центром композиции является птица-Пава – традиционный сюжет в вышивке полотенец конца XIX века. Основной цвет вышивки – красный с чёрным и синим вкраплениями.

Птица-Пава. Светский стиль.
Птица-Пава. Светский стиль.

Фото с сайта https://brandrussia.online/fn_1272396.html :

На этой элегантной вышивке представлена бранка «волна», она сначала плотная и глубокая, потом она «перетекает» в «волну» более мелкую, а весь образ птицы-Павы завершается вышивкой головы швом крестик. Контур вышит тамбурным швом, а вокруг птицы расположены знаки благопожелания.

Столь же очаровательны салфеточки, выполненные в таком же светском стиле:

Авторская работа Народного мастера Орловской области З.В.Воропаевой
Авторская работа Народного мастера Орловской области З.В.Воропаевой

В истории изобразительного искусства авангард чаще интерпретируют как художественное направление начала XX века, однако стиль орловского списа, имеющий много общих черт с направлением авангарда не только намного древнее, но и существенно отличается как внешне, так и глубинными смыслами. Рассмотрим этот вопрос более внимательно.

С живописью В.В. Кандинского, теоретика авангарда, я познакомилась в мюнхенской галерее Ленбаххаус в 1989 году. Позже я прочитала его глубокие теоретические исследования «О духовном в искусстве», изданное в 1910 году и «Точка и линия на плоскости», где он пишет о том, как воздействуют на зрителя первоэлементы живописи: точки, линии и цветовые пятна – элементы, присущие абстрактной живописи.

Могла ли я предположить, что спустя 30 лет в 2019-ом году я познакомлюсь с удивительной архаичной вышивкой на полотенцах, называемой орловский спис, и буду поражена необычным сочетанием плавных, слегка асимметричных контуров вышиваемого образа и геометрически чётким симметричным его заполнением. А рядом с линией контура, по белому полю полотенца вышиваются ромбы, арепьи, кресты разных видов, части шахматной доски, спирали, овалы так напоминающие элементы абстрактных композиций В.В. Кандинского.

О первоэлементах в вышивке и типах бранок подробно написано в моей статье «Орловский спис. Геометрия и комбинаторика бранок».

Видимо архетипические образы сохраняются нашим подсознанием. Впрочем, сам В.В. Кандинский отмечал мощнейшее воздействие на него убранства крестьянской избы во время его этнографической экспедиции в Вологодскую губернию: «В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я научился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Такие картины и создавал художественный гений В.В. Кандинского.

Именно контурные линии, полукружия листьев, кусочки шахматного поля, кресты, дуги, солнечные круги, цветовые пятна, вышитые браным узором, соединительные линии, спирали, все эти вышитые художественные элементы орловского списа порождают ассоциации с авангардными работами В.В. Кандинского.

Я неоднократно рассматривала вышивки списом на старинных полотенцах и тоже начинала «вращаться в картине, в ней жить».

Необычные изображения древа, древа жизни, птиц, птицы павы, лягушки рожаницы, двуглавого орла так завлекли, заворожили меня, что я стала собирать информацию о списе и мечтала создавать свои вышивки в той необычной манере, где внутренние формы, очерченные плавными контурными швами заполняются различными геометрическими орнаментами – бранками.

Бранки – это особый вид вышивального творчества, аналогичный браному ткачеству, для чего используется техника набор, они – художественный алфавит вышиваемого послания. Это позволяет создавать уникальные и необычные конструкции, составленные из двойных стежков как одинаковой, так и разной длины.

Фрагмент вышитой скатерти, работа автора.
Фрагмент вышитой скатерти, работа автора.

Боже, сколько возможностей творить, создавать свои картины и уникальные сочетания бранок, думала я, разглядывая старинные, вышитые списом полотенца, и принялась составлять свою компьютерную коллекцию образцов вышивок в этом стиле. Орловский спис - это свой собственный стиль!

И тут я столкнулась с двумя его направлениями:

А) Каноническим, хранящим традицию:

Конец вышитого полотенца. Канон. Из частной коллекции орловского поэта и краеведа В.И. Агошкова
Конец вышитого полотенца. Канон. Из частной коллекции орловского поэта и краеведа В.И. Агошкова

Б) Светским,

его ещё называют городским, где вышивку бранками стали использовать для украшения скатертей, салфеток, наволочек, а также оригинальных настенных панно необычайной красоты. Начало светскому стилю было положено в 1932 году созданием фабрики «10 лет Промкооперации» в селе Домнино, где мастерицы, вышивающие орловским списом, украшали им предметы обихода. Они создавали великолепные художественные работы, что пользовалось впоследствии спросом у зарубежных покупателей, особенно из Японии и Канады.

Образец светского-городского стиля:

Из книги И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005. Источник фотографии -- туристический сайт: https://www.tourism-orel.ru/istoriya_i_kultura/iskusstvo_i_traditsii
Из книги И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005. Источник фотографии -- туристический сайт: https://www.tourism-orel.ru/istoriya_i_kultura/iskusstvo_i_traditsii

Этот привлекательный светский стиль требует осмысления и развития, он позволяет создавать работы в особом художественном ключе, и каждый мастер, увлеченный этим стилем, захочет создать своё: неповторимое и уникальное. Тем более, что элементы бытовой магии (ритмические конструкции бранок и обережных знаков) несут гармонизирующий, исцеляющий эффект, так необходимый в доме.

О каноническом списе подробно написано в моей предыдущей статье «Канонический орловский спис». Здесь же рассмотрим его светское направление.

Стилистика вышивок орловским списом действительно напоминает авангард, но только напоминает.

Вглядываясь в работы В.В. Кандинского, хочется уловить закономерность в разбросанных по полю холста линий, треугольников, крестов и других фигур, создающих загадочные и одновременно необычные композиции. Мозг побуждается к размышлению, хочется разгадать изображённое, понять замысел.

Так же хочется разглядывать и разгадывать вышивки канонического орловского списа:

Фрагмент старинного полотенца. Древо, канон. Из частной коллекции.
Фрагмент старинного полотенца. Древо, канон. Из частной коллекции.

Надо отметить, что огромное значение В.В. Кандинский уделял линии, её движению, её наклону, изгибам, он описал её эмоциональное воздействие на зрителя и создавал множество эскизов к будущим композициям, добиваясь, чтобы линия приобретала звучание. Но его картины – это постоянный поиск самовыражения своих ощущений.

В.В. Кандинский. Деликатная напряженность #85, 1923г. Мадрид, Испания, коллекция баронессы Тиссен.
В.В. Кандинский. Деликатная напряженность #85, 1923г. Мадрид, Испания, коллекция баронессы Тиссен.

В вышивках канонического орловского списа линия-контур имеет ещё большее значение, это обережный контур, который ведёт к образу первоистока, его осмыслению, устанавливает эмоциональную связь с мирозданием, эта линия-контур ведёт от личного к общему. В этом принципиальное отличие списа от авангарда В.В. Кандинского, у которого линии отображают индивидуальные ощущения и переживания художника. При поверхностном сходстве, орловский спис как явление содержит в себе значительно большие смыслы, отображающие как структуру мироздания, так и счастливое место человека в нём.

Важно осознать, что спис предшествует новомодным веяниям, в этой архаичной вышивке сохранены наиболее полезные матричные схемы бранок, отобранные поколениями, поскольку народное творчество не предполагало абстрактной деятельности и пустой траты времени. Вышивки были подчинены пользе и целесообразности, при этом они несли глубинные смыслы. Поэтому и линии-контуры имели не только эмоционально-эстетическое воздействие, но и передавали потомкам важные знания о мироустройстве. Об этом написано в моей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и как процесс её познания».

Итак, мы видим, что корни беспредметного абстрактного изображения, исследуемого В.В. Кандинским, так же находятся в народном творчестве, достаточно лишь забыть смысл всех знаков и образов и сосредоточиться только на форме.

Итак очевидно, что называть вышивки орловским списом «древний авангард» можно только при поверхностной ассоциации.

Столь же поверхностна ассоциация, сравнивающая вышивку орловским списом с морозными узорами на окнах. Эти узоры по старинному поверью рисует сам Дед Мороз. Ледяные кристаллы образуют неповторимые картины, в которых можно разглядеть лесную чащу, необычных животных, сказочные деревья, траву, волны, цветы, звездочки.

Морозные узоры очень напоминают хохломскую роспись, но орнаментов-бранок вы здесь не увидете.
Морозные узоры очень напоминают хохломскую роспись, но орнаментов-бранок вы здесь не увидете.

Единственное, что объединяет морозные узоры со списом это плавные изгибы множества линий, но каждая линия из кристалликов застывшего льда обрывиста, не замкнута и существуют лишь с одной стороны, другая сторона размыта, растрёпана и чёткого контура не имеет, напоминая перо. Ни в одном морозном узоре вы не увидите бранок «шахматка», «вороний глаз», «стожки», «штоф», …, да и крестик, тем более нет там обережных символов-знаков. Такое мог предположить человек, который никогда не вышивал в технике набор.

Обережный знак Арепей (орепей) - цепляет удачу.
Обережный знак Арепей (орепей) - цепляет удачу.

Очевидно, что светский стиль орловского списа самостоятельное, уникальное оригинальное явление, его надо развивать, и он удивит и восхитит нас многими шедеврами.

О том, как я создавала свою необычную скатерть написано в моей следующей статье «Скатерть в светском стиле орловского списа».