ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Первый из группы “псалмов-аллилуйя”, псалом 145 начинается и заканчивается восклицанием “Аллилуйя” — славьте Господа! Аналогичный дух выражен в “псалмах аллила” (112, 113, 114, 115, 116, 117), а также в псалмах 134 и 135. Шесть “псалмов-аллилуйя” (145, 146, 147, 148, 149, 150) образуют расширенное славословие ко всему сборнику.
В этих особых хвалебных песнях почти полностью отсутствуют элементы мольбы и личных просьб, а исторические ссылки встречаются лишь изредка. Эти псалмы посвящены восхвалению. Какое подходящее завершение для Псалтири!
Псалом 145 выступает в роли гимна всей общины. Мы не знаем, кто написал его и когда.
Псалом показывает, как нужно восхвалять Бога.
I. ВОСХВАЛЯЙТЕ ЕГО ОСМЫСЛЕННО! (ст. 1, 2)
Во-первых, мы видим, что восхвалять Его нужно с глубоким смыслом. Восхваление — это не просто движение губ; оно должно идти из глубины души.
“Аллилуйя. Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь” (ст. 1, 2).
Псалом начинается со слова аллилуя[х], что означает “славьте Ях”. Ях — это сокращенная форма от Яхве, личного имени Бога. Эта форма слова “аллилуйя” в Ветхом Завете встречается только в псалмах, и впервые — в Пс. 103:35.
Вначале псалмопевец обращается к слушателям: слово “аллилуйя” стоит во множественном числе.
Затем псалмопевец обращается к самому себе, давая себе личное повеление славить Бога всей душой. Далее он заявляет, что будет восхвалять Господа все время, пока живет в этом мире.
II. ВОСХВАЛЯЙТЕ ТОЛЬКО ЕГО! (ст. 3, 4)
Во-вторых, мы видим, что восхвалять нужно одного только Бога. Поклоняться кому-то или чему-то еще — значит поклоняться ложно.
“Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою — в тот день исчезают все помышления его” (ст. 3, 4).
В жизни у нас есть выбор, на кого уповать, — на людей или на Бога. Легко принять правильное решение, когда понимаешь, что князья, то есть смертные люди, пусть даже самые влиятельные, не обладают ни положением, ни силой, ни внутренними свойствами, которые сделали бы их достойными поклонения.
Проблема человека в том, что он смертен. Как всякая живая тварь на земле, человек должен умереть и вернуться в землю, из которой был создан. Когда человек умирает, его дух оставляет тело; тело его возвращается в землю, а планы исчезают. Со смертью человека приходит конец его намерениям и планам. Смерть отнимает у человека все. Как же в таком случае человек может помочь нам? Зачем ему поклоняться? Почему не поклоняться всемогущему Богу — единственному, Кто достоин такого поклонения?
III. ВОСХВАЛЯЙТЕ ЕГО РАДОСТНО! (ст. 5, 6)
В-третьих, мы видим, что восхвалять Его нужно радостно. Мы должны радостно поклоняться Ему, потому что Он велик и вечен, потому что Он единственный Бог.
“Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда — на Господа Бога Его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них...” (ст. 5, 6).
Люди, избравшие Бога Иакова своим Богом, своей надеждой, поистине блаженны, потому что Он истинный Бог. В отличие от человека, Он силен и бессмертен; Он создал землю, море и все, что их наполняет. Своей всемогущей рукой Господь возвышает тех, кто поклоняется Ему.
Определение “Бог Иаковлев” напоминает нам, что Бог сделал для патриарха. Он сделал его богатым (Быт. 30:25—31:16) и благословил после ночной борьбы с ангелом (Быт. 32:24-32). Он дал ему двенадцать сыновей, ставших родоначальниками двенадцати израильских колен (Быт. 35:22-26). Он спас Иакова и его детей от голода (Быт. 41:56, 57) и вернул ему пропавшего сына, Иосифа (Быт. 46:29, 30). Бог, благословивший Иакова, может благословить всякого, кто верит в Него.
IV. ВОСХВАЛЯЙТЕ ЕГО С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! (ст. 6-9)
В-четвертых, мы видим, что восхвалять Его нужно с благодарностью, потому что Он явил Свою милость всем людям.
“...вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает” (ст. 6-9).
Он полностью и всецело исполняет Свои обещания тем, кто уповает на Него. Он всегда приходит на помощь обиженным. Защищать угнетенных — Его критерий. Он никогда не встанет на сторону тех, кто притесняет других и использует людей в своих интересах, особенно беззащитных. Его отличительная черта — освобождать людей. Он вывел Израиль из рабства, вызволил Петра из темницы, и Он освобождает людей от рабства греха. Он избавляет попавших в плен.
Но особенно Бог любит праведных. Он всем сердцем со слабыми и бедствующими на этой земле. Он дает пищу голодным, освобождает пленных, открывает глаза слепым и поднимает тех, кого склонило до земли горе и отчаяние. Он поддерживает странников и заботится о сиротах и вдовах.
Будучи праведным и следя за Своими благочестивыми, Он встает на пути нечестивых и разрушает их планы. Он спутывает их злые замыслы и делает так, чтобы это зло пало на головы тех, кто планирует гибель другим. Он заставляет злодея прийти к той цели, к которой тот и не стремился. Например, его погоня за грехом является попыткой достичь счастья, но когда Бог переворачивает его стремление с ног на голову, злодей получает несчастье.
V. ВОСХВАЛЯЙТЕ ЕГО С ВЕРОЙ! (ст. 10)
В-пятых, мы видим, что восхвалять Его нужно с верой. Мы должны возвысить свои голоса в уверенности, что Он Бог наших отцов и Бог наших детей.
“Господь будет царствовать вовеки! Бог твой, Сион, — из рода в род. Аллилуйя” (ст. 10).
Господь будет восседать на Своем престоле все время и всю вечность. Он восседал на нем еще прежде возникновения времени и будет восседать, когда времени уже не станет. Он тот Бог, что обитал на Сионе, в Иерусалиме. Он будет всегда, и люди всех поклонений будут славить Его, потому что Он — вечный Бог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог, которому мы поклоняемся, достоин искреннего восхваления. Давайте глубоко осознанно вознесем к Нему наши сердца и голоса — радостно и благодарно, с верой в то, что Он есть Бог вечный.
У всех людей разные таланты, отпечатки пальцев, исторические корни, умственные и физические способности. Однако в одном мы сходны: все мы можем славить Бога. Мы можем славить Его на любом языке, в любой стране, в любом веке. Он благословил нас. Мы дышим Его воздухом, едим Его пищу, используем таланты, которыми Он наделил нас, и живем в Его мире. Мы видим Его милостивую руку повсюду вокруг нас. Мы имеем вечную жизнь по одной только Его благодати.
Псалом 145 начинается с призыва славить Господа (“Аллилуйя”) и заканчивается этим же восклицанием. Наша жизнь тоже должна начинаться, продолжаться и заканчиваться восхвалением Бога.