Найти в Дзене

ПСАЛОМ 112: ВЕЛИЧИЕ БОГА

Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Псалом 112 — первый из хвалебных гимнов (по-еврейски эти гимны [112, 113, 114, 115, 116, 117] называются “аллилами” [от “аллил”, славить, восхвалять]. Эту группу псалмов еще часто называют “египетским аллилом” по псалму 113, в котором упоминается Египет), которые часто пели в течение года, но все целиком они пелись в праздники: на Пасху, на праздник седмиц, праздник поставления кущей, праздник обновления, а также на новомесячия (кроме тех случав, когда новолуние приходилось на Новый год). В домах иудеев псалмы 112 и 113 пели перед пасхальным ужином, а псалмы с 114 по 117 — после него. Поэтому мы с достаточной уверенностью можем сказать, что псалом 112 был среди тех гимнов, которые Иисус и Его ученики пели на Тайной вечере в ночь перед распятием Иисуса (Мф. 26:30; Мк. 14:26).

Этот псалом представляет собой почти полностью одно чистое восхваление, от “аллилуйя” в стихе 1 до “аллилуйя” в стихе 9. Его доминирующей мыслью является величие Бога. Дата написания и автор псалма неизвестны.

Псалмопевец называет три важные причины для прославления Бога. Все они вращаются вокруг Божьего величия.

I. ВЕЛИК В СВОЕМ ИМЕНИ (ст. 1-4)

Мы должны восхвалять Бога за Его великое имя.

“Аллилуия. Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Высок над всеми народами Господь, над небесами слава Его” (ст. 1-4).

Псалом открывается еврейским словом “аллилуйя”, что значит “славьте Господа”. Это призыв ко всем верующим в Бога хвалить Его. Превозносить имя Его должны рабы Господни. Это означает, что поклоняться Богу должен был каждый истинный израильтянин, а также всякий, кто называл себя рабом Господним. Принадлежащие Богу и видевшие Его величие приглашаются прославлять Его имя.

Под словом “имя” автор подразумевает не просто личное имя Бога, а характер явленной Божьей природы, Его сущности. Имя Бога символизирует всю полноту Божьей сути.

Прославлять Бога нужно всегда (ст. 2) и везде (ст. 3). Не знающий границ Бог достоин хвалы, не ограниченной временем и пространством. Прославлять Его должны все народы под солнцем от его восхода до его заката, по всему миру от востока до запада.

II. ВЕЛИК В СВОЕЙ ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ (ст. 5, 6)

Во-вторых, мы должны хвалить Бога за Его запредельность, за Его величие, которое превыше этого мира.

“Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю?” (ст. 5, 6).

Кто, как Господь? Несравненная природа Господа показана в Его трансцендентности (запредельности) и Его имманентности, или близости. Эти два аспекта Его сущности псалом не противопоставляет, а рассматривает как дополняющие друг друга. Возвышаясь над народами земли и воинством небесным, Бог снисходит до заботы о нуждах человечества. Он сидит на небесном престоле — и склоняется, чтобы всмотреться в землю. Ему небезразличен земной человек; Он проявляет снисхождение, учитывая и удовлетворяя его нужды.

Господь — это несравненный Властелин, стоящий выше всех народов и выше небес, превосходящий любую существующую силу. И при этом Тот, кто превыше всего, заботится обо всем, что находится внизу.

III. ВЕЛИК В СВОЕЙ ЗАБОТЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (ст. 7-9)

В-третьих, мы должны хвалить Бога за Его великую заботу о человеке.

“Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях. Аллилуия!” (ст. 7-9).

В качестве примера Божьего любовного снисхождения псалмопевец выделяет бедных, нищих и бесплодных. Божье великодушие по отношению к этим людям символизирует Его внимание и заботу о каждом человеке.

Стихи 7 и 8 с незначительными изменениями повторяют три строки из песни Анны в 1 Цар. 2:8. Сидеть в “прахе”, или в “грязи” (Современный Перевод), — восточная метафора, рисующая состояние крайнего падения и предельной нищеты. Все отходы восточного поселения выносились за пределы деревни и сваливались в кучу. В этом месте находили убежище отверженные — все, кого поразила отвратительная болезнь и кому не позволяли входить в поселок. Днем такой изгнанник попрошайничал, а ночью укрывался в нагретой за день золе.

Резким контрастом звучит следующая фраза: “...посадить его с князьями” — символ возвышения на самое почетное место. Бог берет человека из самых низов и поднимает его до самого высокого положения. Он благословляет бесплодную жену, давая ей уверенность и счастье в ее доме. Эти слова заставляют вспомнить рассказы о Его помощи некогда бесплодным женщинам, чьи дети сыграли решающую роль в израильской истории: Саре (Быт. 11:30; 21:2, 3), Ревекке (Быт. 25:21), Рахили (Быт. 29:31; 30:22), матери Самсона (Суд. 13:2, 3) и Анне (1 Цар. 1:2, 20). Возможно, эта фраза указывает именно на случай с Анной, поскольку цитата взята из ее песни; но в целом она иллюстрирует, что Бог сочувствует тем, кого презирает общество. Это также и ссылка на Израиль, который когда-то был малочисленным, слабым и беззащитным, но по Божьей благодати вырос в могущественный народ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Типичный хвалебный гимн, псалом 112 открывается призывом к восхвалению и перечисляет причины для такого восхваления. Всякий, кто хоть малое время ходил с Богом, знает, что Бога нужно славить за Его величественное имя, Его беспредельность, Его любовную заботу о человеке. В псалме звучит то, что псалмопевец узнал, увидел и испытал с Богом.

Говоря о том, что Бог нисходит и возвышает самого маленького человека, автор не знал, что эта истина однажды будет проиллюстрирована совершенным и конкретным образом: явлением в мир Иисуса. В связи с пришествием Христа Павел сказал, что Он оставил небеса, сделался человеком, стал слугой людям и умер на кресте за грехи человека (Фил. 2:4-8). Воистину Слово стало плотью и обитало среди нас (Ин. 1:1-5).

Урок, которому учит псалом, становится еще яснее, когда мы смотрим на него сквозь призму жизни и смерти нашего Господа. Всякий независимо от того, насколько он грешен, может ухватиться за надежду, которую протягивает ему Иисус, и быть поднятым Им в Божью семью и в вечную жизнь. Зная это, какое большое значение мы должны придавать поклонению Богу! Мы должны славить Его имя, с благоговением признавать Его запредельность и быть глубоко признательными за любовную заботу, которую Он выразил тем, что снизошел до обитания среди нас и в нас. Нужно воздавать Ему хвалу от восхода до заката по всей широте и долготе земли.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы