Найти в Дзене

ПСАЛОМ 117: РАДОСТЬ ПО ПОВОДУ ТОГО, КЕМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ БОГ

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ Последний из псалмов аллила (112, 113, 114, 115, 116, 117), псалом 117 — один из самых красивых в Псалтири и центральная глава Библии: до нее насчитывают 594 главы, и после нее следует также 594 главы. Этот гимн благодарения за Божье спасение начинается и заканчивается одним и тем же славословием: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”. Часть этой фразы повторяется в стихах 2, 3 и 4. Мы не знаем ни кто написал этот псалом, ни что послужило поводом для его сочинения. Он мог быть написан как в знак благодарности за военную победу, так и за какое-либо другое божественное избавление, физическое или духовное. Он предназначался для исполнения в качестве национального гимна. Автор прославляет Бога за некое избавление, которое Он дал Израилю. Новый Завет отражает частое использование иудеями этого псалма. Стихи 22 и 23 цитируются в Мф. 21:42 и Мк. 12:10, 11. Стих 22 также приводится в Лк. 20:17 и 1 Пет. 2:7. Петр в своей речи перед синедрионом обратился к обра
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Последний из псалмов аллила (112, 113, 114, 115, 116, 117), псалом 117 — один из самых красивых в Псалтири и центральная глава Библии: до нее насчитывают 594 главы, и после нее следует также 594 главы. Этот гимн благодарения за Божье спасение начинается и заканчивается одним и тем же славословием: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”. Часть этой фразы повторяется в стихах 2, 3 и 4.

Мы не знаем ни кто написал этот псалом, ни что послужило поводом для его сочинения. Он мог быть написан как в знак благодарности за военную победу, так и за какое-либо другое божественное избавление, физическое или духовное. Он предназначался для исполнения в качестве национального гимна. Автор прославляет Бога за некое избавление, которое Он дал Израилю.

Новый Завет отражает частое использование иудеями этого псалма. Стихи 22 и 23 цитируются в Мф. 21:42 и Мк. 12:10, 11. Стих 22 также приводится в Лк. 20:17 и 1 Пет. 2:7. Петр в своей речи перед синедрионом обратился к образу отвергнутого камня (Деян. 4:11). Матфей, Марк, Лука и Иоанн отмечают, как народ цитировал стих 26 (Мф. 21:9; 23:39; Мк. 11:9, 10; Лк. 13:35; 19:38; Ин. 12:13). Стих 6 приведен в Евр. 13:6.

Псалом показывает, чем Господь является для нас.

I. ОН НАША СИЛА (ст. 1-14)

Когда приходит беда, Бог дает нам крепость духа, которая нам нужна для того, чтобы выстоять и победить. Он — наша сила.

“Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев: «ибо вовек милость Его». Да скажет ныне дом Аарона: «ибо вовек милость Его». Да скажут ныне боящиеся Господа: «ибо вовек милость Его»” (ст. 1-4).

Призвав Израиль славить Бога, псалмопевец троекратно приглашает возвестить Божью милость. “Израиль”, “дом Аарона” и “боящиеся Господа” — это выражения для обозначения Израиля в целом, священников и благочестивых людей за пределами Израиля. Бог прославляется за одно из Его великих качеств: верность Своему завету. Слова “Вовек милость Его” в этом псалме встречаются пять раз, а в псалме 135 — двадцать шесть раз. Эта фраза передает ту мысль, что всегда можно рассчитывать, что Бог будет верен тем обещаниям, которые дал Своему народу.

“Из тесноты воззвал я к Господу — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей” (ст. 5-9).

Автор столкнулся с какой-то бедой. В самые тяжелые минуты он воззвал к Господу о помощи, и Бог внял его молитве, послав ему избавление. Он был в трудной ситуации (в “тесноте”), но Господь вывел его на простор (место, где нет тесноты). Когда понимаешь, что Бог с тобой, то не боишься ничего, что может сделать тебе человек.

Среди тех, кто помог псалмопевцу, Бог был вождем, их Командиром. Поэтому в лицо врагам псалмопевец мог смотреть с уверенностью, что избавление обязательно придет. Хоть и нет ничего плохого в том, чтобы в трудные времена попросить помощи у друзей и знакомых, но лучше все-таки обратиться к Богу. Человеческая помощь зачастую бывает ненадежной. У правительства и армии ограниченные возможности для нашей защиты, но Бог никогда не подводит. Нет противника, который был бы для Него слишком сильным.

“Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением” (ст. 10-14).

Глагол, переведенный “низложил”, в стихах 10-12 встречается трижды. В этом псалме он употреблен не буквально, но передает ту мысль, что противящиеся Богу народы будут быстро и эффективно низложены, то есть исчезнут с лица земли.

Эта часть псалма может указывать на то, что беда, с которой столкнулся псалмопевец и которая была преодолена, была каким-то общенациональным событием. Возможно, против Израиля выступили нечестивые народы. Стих 13 прямо указывает на врага. Этот враг толкнул народ псалмопевца к краю гибели, но Господь спас их. Так Господь стал их силой, их спасением и их песней. Избавленные благодаря Его силе, они познали Его спасение. И они поют из благодарности за это удивительное избавление.

II. ОН НАШЕ СПАСЕНИЕ (ст. 15-18)

Перед нами картина полного избавления. Бог был спасением израильского народа.

“Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня” (ст. 15-18).

Трижды возглашает псалмопевец благодарение Богу, и каждый раз он упоминает десницу Господа. Из всех шатров в Израиле разносились радостные восклицания о том, что Божья правая рука поднялась на их защиту. Правая рука считалась рукой силы. Она обычно крепче; правой рукой, протягивая ее другому человеку, мы оказываем ему честь (Пс. 109:1). Величание Божьей десницы — это образ восхваления Божьей силы.

Автор был избавлен от смертельной опасности. Теперь, после соприкосновения со смертью, он может успокоиться в осознании того, что это Божья благодать помогла ему пройти через тяжелое испытание. И он дает слово неустанно хвалить Бога за Его благодеяние.

К псалмопевцу и его народу испытание пришло в наказание. И хотя Он наказал их жестокой битвой, Он не дал им умереть.

III. ОН НАША ПЕСНЯ (ст. 19-29)

Бог — наша песня. Получив Его силу и познав благодаря этой силе полное избавление, народ стал с глубокой благодарностью петь о Божьих делах. Всякий, кто ходит с Богом, вскоре обнаружит, что Бог стал его песней.

“Отворите мне врата правды, войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа, праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением” (ст. 19-21).

Стихи 19-21 передают как бы разговор у ворот храма. Звучит так, будто поклоняющийся спрашивает, как войти на территорию храма. Ищущий вход осознает, что пропуском для входа является праведность. Понимая это, он, как праведный человек, спрашивает разрешения войти и поблагодарить Господа за то, что Он ответил на его молитвы. Он хочет предстать перед Богом и воздать Ему хвалу за спасение.

“Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это — от Господа и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!” (ст. 22-24).

Использованная в следующем стихе метафора взята из области строительства. Краеугольный камень, скреплявший по углу стены строения, был важной частью хорошо построенного здания. Обычно для этой цели брали большой крепкий камень. Израиль и был таким камнем. Соседние народы отбросили его, считая бесполезным и незначительным. В то время как другие народы отвергли его, Бог пожелал сделать его главной частью Своей работы в мире. Он дал Израилю важную цель и миссию.

Наш Господь применил иллюстрацию о краеугольном камне к Себе, когда предупреждал фарисеев о трагических последствиях Его неприятия (Мф. 21:42; Мк. 12:10, 11; Лк. 20:17). Петр также применил ее к Иисусу (Деян. 4:11). Иисус был главным краеугольным камнем, избранным Богом, но отвергнутым людьми.

Своим чудесным избавлением Бог создал повод для пения этого псалма — день национального ликования по случаю спасения, полученного от Господа. Каждый мог возблагодарить Бога за Его благодеяние, говоря: “Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный”.

“О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас; вяжите веревками жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его” (ст. 25-29).

Восхваление псалмопевца переходит в молитву о том, чтобы Бог продолжал Свою работу по спасению Его народа. Израильтяне осознавали свою постоянную зависимость от Бога; они знали, что перестань Бог заботиться о них даже на один короткий день, и народ погибнет.

Последняя картина псалма опять изображает идущих в храм на поклонение. Мы слышим, как священники благословляют пришедших: “Благословен грядущий во имя Господне”.

Этими словами и возгласами “Осанна!” народ встречал Иисуса, когда Он въезжал в Иерусалим (Мф. 21:9). В этой части псалма они видели мессианский смысл.

Яхве был их Богом. Они знают Его как Бога силы, потому что Он избавил их, и восхваляют Его за это. Он удалил от них мрачную ночь бедствия. Поэтому, провозглашая Его своим Богом, они приносят Ему благодарственные жертвы.

Псалом завершается рефреном, с которого и начинался: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему мы радуемся в Боге? Одна причина вырастает из другой, и всего получается три причины, о которых говорит псалом 117. Бог — наша сила во времена испытаний. Когда Его избавление полное, мы считаем Его нашим спасением. Когда же мы радуемся тому, что Бог сделал для нас, Он становится нашей песней.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи