Найти в Дзене

ПСАЛОМ 134: ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ БОЖЬЕГО

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ Псалом 134 как нельзя лучше вписывается в форму “псалма-аллилуйя”, поскольку начинается и заканчивается восклицанием “Аллилуйя!”, что значит “хвалите — или славьте — Господа”. Он восхваляет Бога от первых и до последних слов. Уместно также сказать, что эта песнь — словно мозаика, так как каждый из двадцати одного стиха этого псалма можно встретить в других местах Псалтири или в других книгах Ветхого Завета. Вот некоторые из очевидных цитат или аналогий: (1) Стих 1 мы видим в первых стихах псалмов 112 и 133. (2) Стих 5 напоминает Пс. 94:3. (3) Стихи 6, 15, 16 и 17 аналогичны Пс. 113:11-14, 16. (4) Стихи 8, 10-12 перекликаются с Пс. 135:10, 17-22. (5) Стих 13 подобен Пс. 101:13. Мы не знаем, кто автор этого псалма, но он наверняка хорошо знал Псалтирь и историю Израиля. Хотя псалом составлен из высказываний, взятых из других мест Библии, он имеет прекрасную композицию и динамику мысли. Главная тема, величие Божье, рассматривается в пяти подтемах: Его величие, явленное
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Псалом 134 как нельзя лучше вписывается в форму “псалма-аллилуйя”, поскольку начинается и заканчивается восклицанием “Аллилуйя!”, что значит “хвалите — или славьте — Господа”. Он восхваляет Бога от первых и до последних слов.

Уместно также сказать, что эта песнь — словно мозаика, так как каждый из двадцати одного стиха этого псалма можно встретить в других местах Псалтири или в других книгах Ветхого Завета. Вот некоторые из очевидных цитат или аналогий:

(1) Стих 1 мы видим в первых стихах псалмов 112 и 133.

(2) Стих 5 напоминает Пс. 94:3.

(3) Стихи 6, 15, 16 и 17 аналогичны Пс. 113:11-14, 16.

(4) Стихи 8, 10-12 перекликаются с Пс. 135:10, 17-22.

(5) Стих 13 подобен Пс. 101:13.

Мы не знаем, кто автор этого псалма, но он наверняка хорошо знал Псалтирь и историю Израиля.

Хотя псалом составлен из высказываний, взятых из других мест Библии, он имеет прекрасную композицию и динамику мысли. Главная тема, величие Божье, рассматривается в пяти подтемах: Его величие, явленное в Его выборе, в Его силе, в истории, в Его праведности и в Его уникальности.

Первые стихи приглашают раба Господня возвысить сердце в поклонении Богу.

“Аллилуйя. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего” (ст. 1, 2).

“Аллилуйя”, или “хвалите Господа”, — призыв к поклонению, конкретно адресованный рабам Господним, стоявшим в доме Господа. По всей видимости, эти слова говорят о службе в храме, отправляемой священниками. Собственно храм представлял собой здание, в котором было два помещения: святое место и святое святых. Поэтому нужно понимать, что большая часть богослужебных церемоний и поклонения проводилась во дворах Божьего дома.

В псалме приводятся веские причины, почему мы должны хвалить Бога. Каждая причина свидетельствует о Божьем величии.

I. ЕГО ВЕЛИЧИЕ, ЯВЛЕННОЕ В ЕГО ВЫБОРЕ (ст. 3, 4)

Бог достоин хвалы за Свой выбор. Решения Божьи всегда правильные, потому что Он Бог.

“Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля, в собственность Свою” (ст. 3, 4).

Потомков Иакова Бог избрал для Себя: Израиль был Его самой дорогой собственностью. В каждой эре у Бога есть Свои избранники. Бога можно хвалить за этот выбор, потому что он основан на Его любви и праведности, а не на праведности этих избранников.

Фраза “ибо Господь благ” отображает нравственную чистоту Бога, Его добрые намерения, Его надежность и Его заботу о тех, кто исполняет Его волю. Мы должны петь хвалу Его имени, так как Божье имя напоминает всем нам, кто есть Бог и что Он делает. Его имя дорого нам.

Все, что связано с Богом, удивительно. Нужно восхищаться Его выбором даже во второстепенных вопросах, с благодарностью принимая его, потому что он выражает Его благость, любовь и славу. Этот выбор указывает на то, что Бог не ждал, когда мы придем к Нему, а Сам пришел к нам.

II. ЕГО ВЕЛИЧИЕ, ЯВЛЕННОЕ В ЕГО СИЛЕ (ст. 5-7)

Нам говорится, чтобы мы хвалили Бога за Его непревзойденную силу. Кто может взирать на Божью великую мощь и не чувствовать неодолимого побуждения хвалить Его?

“Я познал, что велик Господь и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих” (ст. 5-7).

Автор познал Божью силу на собственном опыте. Он видел, что Он превыше богов, которым поклонялись другие народы. Его власть возвышается над всякой другой властью и над всяким так называемым богом.

Господь, всевышний Бог, управляет силами природы. Мы повсюду видим Его владычество. Он поступает, как хочет, — на морях, на земле и на небесах. Это касается не только царства природы, как утверждает стих 6, но и жизни Его народа. Его воля совершенна, и Его дети никогда не должны подвергать ее сомнению.

Стих 7 содержит необычную информацию, которая по большей части не была известна в те времена, когда жил автор. Псалмопевец передает точное понимание круговорота воды в природе. Все знают, как вода попадает из облаков в море, но как она попадает обратно на небо, заметить не так-то просто. Этот стих говорит об испарении воды с земли к небу.

Бог творит молнию, дождь и ветер. Когда Моисей обратился с прощальным словом к Израилю, он сказал, что, если народ будет слушать Бога, Он “откроет... добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое и чтобы благословлять все дела рук твоих” (Втор. 28:12).

Великая сила Бога видна в том факте, что Он создал все и находится превыше всего. Он управляет не только человеком, но и миром природы.

III. ЕГО ВЕЛИЧИЕ, ЯВЛЕННОЕ В ИСТОРИИ (ст. 8-12)

Бог достоин восхваления как контролирующая сила на протяжении всей истории. Изучать историю — значит исследовать Его великие деяния.

“Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его” (ст. 8, 9).

Божье величие было явлено в Его великих деяниях в Египте. В последней казни, когда Израиль изнемогал в Египте, Бог поразил первенцев человека и скота (Исх. 11; 12), избавив Свой народ крепкой рукой. Эти события указывают на силу Бога. Его знамения и чудеса вызывают изумление.

“...поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя амморейского, и Ога, царя васанского, и все царства ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему” (ст. 10-12).

Далее мы видим Божью силу в том, как Он сражался за Израиль и привел Свой народ в землю обетованную. Он поразил многие народы, истребив их царей. Среди истребленных царей — амморейский царь Сигон (Чис. 21:21-32) и васанский царь Ог (Чис. 21:33-35). Он уничтожил жителей самой земли — все ханаанские царства (ст. 11). Одержав эти победы, Бог отдал землю в наследие Своему народу, Израилю.

Если сила Бога, явленная в природе, не заставляет нас поклоняться Ему, то это наверняка сделает исследование Его великих дел на благо Израиля.

IV. ЕГО ВЕЛИЧИЕ, ЯВЛЕННОЕ В ЕГО ПРАВЕДНОСТИ (ст. 13, 14)

Бог достоин восхваления за Свою праведность. Он вечный Бог истины.

“Господи! Имя Твое вовек. Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится” (ст. 13, 14).

Его имя пребывает вовек. Так как Господь вечен, то вечно и Его имя. Память о Нем, знание о Нем должны переходить от поколения к поколению. Говоря о Его великих делах, прошлых или настоящих, мы восхваляем Его за то, что Он делает и что сделал.

Бог — судья земли. Он будет отправлять правосудие и обеспечит справедливость на всей земле. В то же время Он проявит сострадание к тем, кто покорился Ему как Царю, к Своим рабам, которые связаны с Ним заветом.

V. ЕГО ВЕЛИЧИЕ, ЯВЛЕННОЕ В ЕГО УНИКАЛЬНОСТИ (ст. 15-18)

Мы должны хвалить Его за то, что Он единственный Бог.

“Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них” (ст. 15-18).

Характеристика идолов в этих стихах — это слегка видоизмененная версия Пс. 113:12-16. Суть обоих отрывков одинакова. Идолы — всего лишь творение человека (ст. 15), не способное говорить, видеть, слышать или дышать (ст. 16, 17). У них есть рты, глаза и уши, и все же они немы, слепы, глухи и бездыханны. А хуже всего то, что делающие их и уповающие на них сами станут такими, как они (ст. 18). Люди уподобляются тому, чему поклоняются. Когда человек создает бога из своего воображения и затем поклоняется ему, он поклоняется тому богу, который отражает его собственные слабости и пороки. Подразумевается: кто верит во Всемогущего Яхве, который действительно говорит, видит, слышит и дышит, тот уподобится Ему.

Одна из веских причин для поклонения Богу состоит в том, что Он реален. Религия Библии привлекает нас потому, что она истинна. Кто захочет поклоняться ложному богу?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы должны хвалить Бога по следующим причинам: мы видим Его величие в Его выборе, в Его силе, в истории, в Его праведности и в Его уникальности. Так давайте же восхвалим Его!

“Дом Израиля! Благословите Господа. Дом Аарона! Благословите Господа. Дом Левия! Благословите Господа. Боящиеся Господа! Благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуйя!” (ст. 19-21).

Стихи 19-21 перечисляют, кто должен восхвалять Бога. Упоминаются дом Израиля и весь народ, а также дом Аарона (священство), дом Левия (помощники священников) и боящиеся Господа. Иными словами, хвалить Его должен весь благочестивый и почитающий Бога Израиль.

Автор не просто говорит, кто должен хвалить Бога и почему мы должны хвалить Его, но и демонстрирует такое восхваление; в последней строке псалма он сам восхваляет и благословляет Его.

Сион (ст. 21) — это гора, на которой был построен Иерусалим. Конечно, это Иерусалим считался Божьим обиталищем, потому что был тем местом, где располагался храм. И Бога нужно было славить именно оттуда.

В качестве эпилога к своему восхвалению псалмопевец повторяет стих 1: “Аллилуйя!” — хвалите Господа!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн