Найти в Дзене

ПСАЛОМ 150: “АЛЛИЛУЙЯ!”

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ Каждый из пяти основных разделов Псалтири заканчивается славословием. Первые четыре имеют короткие славословия в одно-два предложения (40:14; 71:19; 88:53; 105:48). В книге V (106—150) в качестве славословия выступают шесть стихов, то есть весь псалом 150. Возможно, псалом 150 и написан был именно с этой целью. Он не только начинается и заканчивается восклицанием “аллилуйя”, но и от начала до конца содержит наставление славить Бога, завершаясь фразой “Все дышащее да хвалит Господа!” Это надлежащее завершение всей Псалтири. Мы не знаем ни автора, ни точного времени его сочинения. Книга псалмов начинается с псалма-мудрости, призывающего читателя избрать мудрый и плодотворный образ жизни. Завершается книга приглашением ко всем людям земли хвалить Бога неустанно, с пониманием и радостью. Между этими двумя псалмами мы видели псалмы-плачи, написанные сквозь слезы и стоны, продиктованные чувством вины и страха. Мы видели псалмы, которые исследовали покрытое тайной Божье про
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Каждый из пяти основных разделов Псалтири заканчивается славословием. Первые четыре имеют короткие славословия в одно-два предложения (40:14; 71:19; 88:53; 105:48). В книге V (106—150) в качестве славословия выступают шесть стихов, то есть весь псалом 150. Возможно, псалом 150 и написан был именно с этой целью. Он не только начинается и заканчивается восклицанием “аллилуйя”, но и от начала до конца содержит наставление славить Бога, завершаясь фразой “Все дышащее да хвалит Господа!” Это надлежащее завершение всей Псалтири.

Мы не знаем ни автора, ни точного времени его сочинения.

Книга псалмов начинается с псалма-мудрости, призывающего читателя избрать мудрый и плодотворный образ жизни. Завершается книга приглашением ко всем людям земли хвалить Бога неустанно, с пониманием и радостью. Между этими двумя псалмами мы видели псалмы-плачи, написанные сквозь слезы и стоны, продиктованные чувством вины и страха. Мы видели псалмы, которые исследовали покрытое тайной Божье провидение, существование врагов, боль людского страдания, страх перед будущим и опасность богатства. В этих псалмах в той или иной форме выражены практически все человеческие чувства. Как уместно для такого сборника завершиться псалмом, который призывает читателя всю жизнь восхвалять Бога!

Псалом 150 — это не просто славословие к книге V; он рисует прекрасный результат жизни человека, преданно верующего в Бога. Всего в шести стихах этого псалма “аллилуйя” встречается тринадцать раз. Тот, у кого восхваление Бога не вошло в ежедневную привычку, еще не достиг духовной зрелости.

В своей основе этот псалом отвечает на вопрос “Как нам хвалить Его?”

I. ХВАЛИТЕ ЕГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО! (ст. 1)

Во-первых, мы должны хвалить Его преднамеренно и целенаправленно. Поклонение Ему должно быть частью наших будней.

“Аллилуйя. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его” (ст. 1).

Псалом начинается с одного слова, общего наставления — алллилуйя, что значит “хвалите Господа”. Автор считает, что читателю нужно только одно: “Признайте Его Богом и благодарите за все, что Он сделал для вас”. Контекст Ветхого Завета сразу же напомнит читателю псалма о Божьем желании, чтобы Ему поклонялись в установленном Им месте, Его храме в Иерусалиме. Христианам же эти слова должны напомнить, что, собравшись для поклонения (1 Кор. 16:2; Евр. 10:25), мы должны обязательно включить в него восхваление.

От этого наставления человеку псалом переходит к небожителям и призывает их хвалить Бога. Во-первых, нам говорится, что восхвалять Его нужно в Его святыне. Это место, где обитает Бог, Его небесная обитель, ибо в следующей строке проводится параллель с небесной твердью. Если это синонимичный параллелизм, тогда “святыня” и “твердь” — два слова, передающие одну и ту же мысль.

Божьи поклонники на земле, собравшись в Его избранном месте, должны соединиться в своем восхвалении Бога небес с восхвалением небесного воинства, собравшегося в небесном святилище и рассеянного по всей небесной тверди. Земля и небеса должны объединиться в этом великом ответе Богу. Он сотворил все сущее на земле и небесах, поэтому на земле и небесах должна звучать хвала в Его честь.

II. ХВАЛИТЕ ЕГО ОСОЗНАННО! (ст. 2)

Во-вторых, мы должны хвалить Его осознанно: поклонение должно идти от нашего понимания Его сущности и Его благодеяний.

“Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его” (ст. 2).

Мы знаем о великих проявлениях промысла Божьего и с благодарностью хвалим Его и выражаем Ему свою признательность. Мы знаем о Его безмерном и превосходном величии, осознаем это величие и поклоняемся Ему.

III. ХВАЛИТЕ ЕГО СТРАСТНО! (ст. 3-5)

В-третьих, мы должны страстно хвалить Его, глубоко переживая то, что мы говорим Богу во время поклонения.

“Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных” (ст. 3-5).

Слово “хвалите” шесть раз употребляется в связи с музыкальными инструментами. Помимо струнных, в этих стихах упоминаются шесть других инструментов: труба, псалтирь, гусли, тимпан, орган и кимвалы. Этим автор подчеркивает, что величие Господа нужно прославлять всеми возможными способами. Восхваление Бога израильтянами сопровождалось “звуком трубным”, они славили Его “на псалтири и гуслях”, “с тимпаном и ликами [плясками; Современный Перевод]”, “на струнах и органе [флейтах; Современный Перевод]”, “на звучных кимвалах [цимбалах; Современный Перевод]” и “на кимвалах громогласных”.

Тимпан, или бубен, представлял собой рамку с натянутой на нее кожей. Когда по нему ритмично били, он издавал глухой звук. Кимвалы состояли из двух медных пластинок, которые, ударяясь друг от друга, издавали звонкий звук. Разница между кимвалами и “громогласными” кимвалами состояла, вероятно, в громкости звучания. Труба и орган были духовыми инструментами из рога или металла. В них дули, извлекая мелодичные звуки. На псалтири и других струнных инструментах играли, перебирая струны пальцами. Единственная разница между псалтирью и гуслями, похоже, состояла в количестве струн; псалтирь имела больше струн, чем гусли.

В Ветхом Завете Бог разрешал использовать во время поклонения инструментальную музыку, однако в Новом Завете Он исключил ее из Своего поклонения. Хорошая аналогия Божьего изменения требований — это брак в период старого и нового заветов. В ветхозаветные времена Бог позволял таким мужчинам, как Давид, иметь много жен, но при новом соглашении, в христианскую эпоху, Он велел каждому мужчине иметь только одну жену. Без особого труда можно увидеть, что Божья терпимость к многоженству в Ветхом Завете сегодня не может быть веским основанием для того, чтобы у христиан было много жен. То же самое можно сказать и об инструментальной музыке на богослужении.

Мы должны спросить себя: “Что говорит Новый Завет об использовании инструментальной музыки во время поклонения?” Господь учит нас повиноваться Новому, а не Ветхому Завету, так как теперь он — наш стандарт и авторитет (Евр. 8:7, 8). Если мы обратимся к Новому Завету с вопросом: “Что Новый Завет своим наставлением и примером велит нам делать?” — то найдем лишь один ответ: “Петь!” Почему-то люди, ратующие за использование инструментальной музыки в сегодняшнем поклонении, никогда не приводят такой аргумент: “Вот то место, где Новый Завет указывает нам делать это”. Новый Завет говорит нам, что делать: “петь” — и больше ничего не добавляет. Того, что Библия указывает нам делать, должно быть достаточно для нас.

Хотя наша манера поклонения отличается от той, что описана в псалме 150, из него мы можем узнать, что к поклонению Богу нужно подходить с глубоким и страстным чувством. Автор показывает, что к восхвалению Бога следует относиться серьезно, что прославлять Его нужно с радостью и решимостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восхваление Бога — серьезное дело, которое должно быть нашим постоянным занятием. Величественное завершение этого псалма и, возможно, всей Псалтири, находится в стихе 6:

“Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя”.

Автор призывает каждое живое существо, все дышащее хвалить Господа. Это — обязанность и удовольствие для каждой твари.

Можно сказать, что восхваление Бога — последнее наставление Псалтири. Иногда мы переживаем периоды духовного роста, болезненные житейские бури, которые застилают нам глаза на то, что мы обязаны делать; но мы все равно должны хвалить Бога — независимо от того, на какой точке своего пути мы находимся. Конечным результатом наших усилий должно быть преобразование в человека, который поклоняется и воздает хвалу Богу несмотря на обстоятельства или уровень своего понимания.

Верующие в Бога могут не иметь всех качеств, о которых говорит псалмопевец, но мы всегда должны обладать его решимостью хвалить Бога. Псалтирь была написана для того, чтобы укрепить нашу решимость восхвалять нашего Творца. Христианин должен быть всегда готов хвалить Бога. “Аллилуйя!”

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы