ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Я знаю, какого события Божьи чада с нетерпением ожидают, когда окажутся на небесах: услышать Божий рассказ о том, что Он незримо делал для нас, когда мы были на земле. Мы знаем, что Бог неустанно работает в окружающем нас мире над тем, чтобы были исполнены Его цели, но все Его дела понять невозможно. Легко увидеть чудесное благословение и сказать: “Это прекрасный дар от Бога”. С другой стороны, мы не всегда видим руку Божью в наличии работы, в запаздывании с исполнением рабочего проекта, в посещении друга или в каком-нибудь сходном событии. Оглядываясь назад на то, что произошло с нами, гораздо легче увидеть, как Бог по Своей милости направлял нас к более тесной жизни с Ним. Помимо отнесения на Его счет всего хорошего, мы должны еще уповать на Божье Слово и верой принимать, что по Божьей воле все содействует ко благу тех, кто любит Его (Рим. 8:28).
Когда мы попадем на небеса и нам откроется все, что Бог сделал для нас, мы, я уверен, будем поражены. Он делает гораздо больше, чем мы осознаем. А пока мы не на небесах, этот псалом и другие стихи Библии призывают нас взглянуть на Божью доброту и восхвалить Его за нее.
В псалмах 146 и 147 Бог описывается как Созидатель Иерусалима, всемогущий и всеведущий Кормчий вселенной, нравственный Правитель мира. Он заботится о естественном мире и питает нас.
Мы не знаем автора псалма, но его сердце явно исполнено благодарности за доброе Провидение, свидетельства деятельности которого он видит вокруг себя. Темой хвалебной песни является великая Божья благотворительность. По всей видимости, псалом был написан после вавилонского пленения и восстановления Иерусалима. За всем, что происходит в мире — как в мире природы, так и в мире людей, — автор видит Божью доброту.
“Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно — хвала подобающая” (ст. 1).
Первое слово этого псалма в оригинале — аллилуйя, что значит “славьте, хвалите Господа”. Нам даются три причины, почему нужно славить Его. Во-первых, делать это — благо, то есть хорошо. Во-вторых, Его прославление должно приносить радость. В-третьих, хвала должна быть “подобающей”, или, как сказано в Современном Переводе, “славить Его... правильно”.
Какие же Божьи благодеяния мы должны видеть, когда оглядываемся вокруг?
I. ЕГО СОСТРАДАНИЕ (ст. 2-6)
Вокруг себя псалмопевец видит Божье сострадание. Бог явил любовь и благодать Своему народу в Израиле.
“Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля. Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; исчисляет количество звезд; все их называет именами их. Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим. Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли” (ст. 2-6).
Он отстроил Свой святой город и собрал израильских изгнанников. Он исцелил сокрушенных сердцем и перевязал их раны. Эти слова — единственное указание на время написания псалма.
Восстановление Иерусалима после вавилонского плена длилось почти девяносто лет, с 536 по 444 г. до н. э. Вначале был построен храм (536-516 гг. до н.э.), затем восстановлен город, и наконец, при жизни Неемии, возведены городские стены и ворота (444 г. до н.э.). Похоже, этот псалом был написан в период окончания восстановительного процесса. Изгнанники возвращались постепенно — одни с Зоровавелем (536 г. до н.э.), другие с Ездрой (457 г. до н.э.), третьи, вероятно, с Неемией (444 г. до н.э.).
Во время пленения израильтяне очень страдали, были удручены и несчастны. Возвращение на родную землю исцелило их. Фраза об исчислении Богом звезд, несомненно, иллюстрирует, что Он знал количество изгнанников, место и имя каждого из них, так же как знает число звезд и их названия. Всеведение Божье дает огромное утешение. Он называет звезды по именам (Иов. 9:9; Ис. 40:26) и знает имя и личные нужды каждого Своего раба.
Бог обладает могучей силой, а разум Его неизмерим. Его всесилие и всеведение подтверждены действием, когда Он вывел Свой народ из плена. Он возвысил смиренных — тех, кто был рабами в плену, и унизил нечестивых — тех, кто держал Его народ в рабстве.
II. ЕГО ПРОВИДЕНИЕ (ст. 7-11)
Псалмопевец видит, что в основании естественного мира стоит великое провидение Бога, действующего ко благу Своего народа.
“Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях. Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, взращивает на горах траву; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит — благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его” (ст. 7-11).
Бог посылает дождь, заставляет расти траву и питает человека, зверей и птиц. Он питает все живые существа, но при этом Он не восхищается их силой. Он не радуется силе боевых коней и быстроте ног, то есть атлетическому мастерству, человека. Бог благоволит к тем, кто боится Его и уповает на Его милость. Нужно осознавать Его великую заботу. Каждое сердце должно благодарить и славить Его. Человек должен видеть Божью доброту ко всему естественному миру и отвечать на Его благодеяния поклонением Ему и упованием на Него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За функционированием природы и историческими событиями мы видим Божью милость. Его сострадание окружает нас. Его провидение формирует и поддерживает нашу жизнь.
Можно иметь хорошее зрение и не обладать духовным видением. Как часто мы видим красоту природы, приходим в восторг от ее разноцветья, пейзажей и тайн и не видим, что за всем этим стоит Божья милость? Как часто мы радуемся хорошему повороту событий в нашей жизни и объясняем это удачей, а не провидением милостивого Бога?
Всякий, кто найдет время и задумается, что же стоит за природой и Божьим провидением, увидит великую благодать Божью.