Найти в Дзене

ПСАЛОМ 113: ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА СИЛЫ

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ В первом стихе псалма 113, второго из хвалебных гимнов 112, 113, 114, 115, 116, 117, упоминается Египет. Это послужило поводом для общего наименования всей этой группы псалмов “египетский аллил”. В основе псалма лежат два великих Божьих деяния: переход через Красное море и позднее переход через реку Иордан в землю обетованную. Главная мысль псалма состоит в том, что действовавший в прошлом Бог может и расположен действовать сейчас. Будучи, пожалуй, самым уникальным из всех хвалебных гимнов, этот псалом сжато и ярко возвеличивает Божье имя. Он заканчивается — а в Септуагинте и начинается — призывом “аллилуйя” и содержит образчики наиболее красочных метафор в еврейском Писании. Что может быть живописнее скачущих, словно бараны и овцы, гор и холмов? Псалом вращается вокруг одной великой мысли: Бог — это Бог силы. В гимне представлены три картины Его великой силы в действии. Во-первых, крепкую Божью руку мы видим у Красного моря, когда израильтяне бежали из Египта (см. И
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

В первом стихе псалма 113, второго из хвалебных гимнов 112, 113, 114, 115, 116, 117, упоминается Египет. Это послужило поводом для общего наименования всей этой группы псалмов “египетский аллил”.

В основе псалма лежат два великих Божьих деяния: переход через Красное море и позднее переход через реку Иордан в землю обетованную. Главная мысль псалма состоит в том, что действовавший в прошлом Бог может и расположен действовать сейчас.

Будучи, пожалуй, самым уникальным из всех хвалебных гимнов, этот псалом сжато и ярко возвеличивает Божье имя. Он заканчивается — а в Септуагинте и начинается — призывом “аллилуйя” и содержит образчики наиболее красочных метафор в еврейском Писании. Что может быть живописнее скачущих, словно бараны и овцы, гор и холмов?

Псалом вращается вокруг одной великой мысли: Бог — это Бог силы. В гимне представлены три картины Его великой силы в действии.

I. УЗРИТЕ БОЖЬЮ СИЛУ (ст. 1-8)

Во-первых, крепкую Божью руку мы видим у Красного моря, когда израильтяне бежали из Египта (см. Исх. 14:21, 22).

«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного, Иуда сделался святыней Его, Израиль — владением Его. Море увидело и побежало» (ст. 1-3).

На протяжении всего Ветхого Завета исход израильтян из Египта рассматривается как самое значительное событие в иудейской истории, демонстрирующее, что Бог решил сделать Израиль Своим народом. Некоторым образом именно эта тема объединяет весь Ветхий Завет. Когда Израиль был выведен из Египта, этот народ стал Господней святыней и владением. Израиль не противопоставляется Иакову, так же как и Иуда Израилю в стихе 2. Эти имена использованы как синонимы в поэтическом параллелизме псалма. В стихах 1-6 Красное море, река Иордан, горы и холмы предстают перед нами живыми существами. По мысли автора, сама природа подчиняется Божьим повелениям и радуется Его удивительным делам.

Божья сила еще раз была продемонстрирована у реки Иордан.

«...Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобой, море, что ты побежало, и с тобой, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» (ст. 3-6).

Иордан тоже повернул вспять, когда израильтяне начали свое наступление на западный берег. Это событие записано в Иис. Н. 3:14-16.

Затем, в стихах 5 и 6, псалмопевец задает несколько риторических вопросов, подводя к кульминационному заявлению в стихе 7 об Избавителе Израиля. Сотрясение гор может указывать на явления, сопровождавшие передачу закона на горе Синай, но так может быть образно описано и завоевание Ханаана. В частности, это может быть намек на чудесное падение стен Иерихона.

Ответ на каждый поставленный в стихах 5 и 6 вопрос, почему расступились воды Красного моря и реки Иордан и чему радуются животные, — сила Божья. Бог, который являл могучую силу на благо Своего народа в прошлом, и сейчас готов проявлять ту же могучую силу на благо Своего народа.

В-третьих, Его всесилие было зримо явлено у известной скалы в пустыне.

«Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» (ст. 7, 8).

Скалу Бог превратил в тихое озеро, “камень — в источник вод”. Эти слова, безусловно, указывают на чудесное появление воды в пустыне у Меривы (Исх. 17:6; Чис. 20:8-11). Морю, реке, горам и холмам — по сути, всей земле — велено трепетать перед Господом, Богом Иакова.

Как мы должны отвечать на Божью силу, увидев ее в самых ярких и решающих эпизодах? Каждый читатель должен прийти к своему собственному, естественному и очевидному выводу: Бог, который провел Израиль через Красное море, который разделил Иордан и который извлек воду из скалы, чтобы утолить жажду израильтян, по-прежнему может щедро благословлять в самых трудных ситуациях. За это мы должны славить Его.

II. ВОЗДАЙТЕ БОГУ СЛАВУ (ст. 9-26)

Следующий раздел псалма был, несомненно, частью того гимна, который Иисус и Его ученики воспели перед тем, как выйти из горницы (Мф. 26:30). По завершении пасхальной трапезы обычно пели последние псалмы аллила (113—117). Этот раздел противопоставляет живого Бога-Творца Израиля слабым неодушевленным идолам язычников.

Автора больше заботит прославление имени Господа, нежели благоденствие Господних рабов. Главное место в его сердце занимает Господня слава. Как мы воздаем Богу славу? Псалмопевец предлагает три способа.

Конечно же, мы воздаем Богу славу, когда признаем, что Он милостив.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (ст. 9).

В стихе 9 псалмопевец призывает читателя или певца прославить Бога за Его два изумительных свойства: милость и истину. Первое слово, “милость”, символизирует целый ряд добродетелей, входящих в это понятие. Второе свойство — истина. Вместе эти свойства определяют Божью верность — верность завету со Своим народом и верность Своим обещаниям.

Мы воздаем Богу славу также тем, что признаем Его живым, единственным истинным Богом.

«Для чего язычникам говорить: “Где же Бог их?” Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своей. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (ст. 10-16).

Псалмопевец приводит вопрос из уст неверующих язычников: “Где же Бог их?” (ст. 10). Вполне возможно, что они действительно задавали такой вопрос. Идолопоклонники говорили так потому, что не могли ни увидеть, ни пощупать Бога. Они не видели статуй Яхве, Бога евреев. Доныне ни разу археологические раскопки не обнаружили хотя бы одну такую статую. Тем язычникам — как в общем-то и современным атеистам — было трудно даже представить себе Бога духа и истины, а не то чтобы поклоняться Ему.

Стих 11 отвечает на этот вопрос. Бог — на небесах и делает все, что хочет. Он имеет безраздельную власть; Он ни с кем не обсуждает Свою волю. Кроме того, Он никогда не использует Свою силу произвольно. То, что Он делает, всегда хорошо.

Бог — на небесах. Он не на земле в виде статуи. Поэтому правильно высмеивать и критиковать всю концепцию идолопоклонства. Более язвительно, чем в этом псалме, идолы осмеиваются только в Ис. 44:9-20. Идол — “дело рук человеческих”. А это значит, что ложные боги являются творением ума и рук человека.

Идолы существовали во многих формах. Каменным идолом может быть упавший метеорит, то есть предмет, даже не обработанный руками человека (Деян. 19:35); деревянным идолом может быть грубо обтесанный столб, едва отличимый от естественного объекта. Однако там, где использовались серебро и золото, фигура бога была делом рук ремесленника (Иер. 10:8, 9). В то время как языческие боги были созданы человеком (ст. 12), наш Бог, Бог Израиля, — это Творец, создавший человека.

В стихах 13-15 перечисляются несовершенства языческих идолов. Сделанные в форме человека, животного или птицы, идолы имели рот, нос, глаза, уши, руки, ноги, гортань. Некоторые образы имели внешние признаки человека, но не его способности; они были немыми, слепыми, глухими, не могли обонять и осязать. Они не могли двигаться и говорить. Они ничего не могли делать; их внешность была показной.

Стих 16 выносит едкий приговор идолопоклонникам: они уподобятся идолам, которым поклоняются, — станут безжизненными. Язычники делали своих богов по своему образу и уподоблялись им. То, чему мы поклоняемся, и сегодня так же воздействует на нас. Нашими идолами могут быть деньги, власть, удовольствия или еще что-нибудь, чему мы отдаем свое сердце. Если мы будем поклоняться не Богу, а чему-либо другому, то станем корыстными и жесткими, никудышными и пустыми, как и объекты нашего поклонения.

И, наконец, мы воздаем Богу славу, восхваляя Его как верного Бога, который постоянно заботится о Своем народе.

«Дом Израилев! Уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Дом Аарона! Уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Боящиеся Господа! Уповайте на Господа: Он наша помощь и щит. Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (ст. 17-23).

Возможно, эту часть псалма исполняли два хора попеременно: один хор пел фразу, а другой вторил ему. Рефрен “Он наша помощь и щит” повторяется трижды. Израиль, дом Аарона и все боящиеся Господа призываются уповать только на Него, ибо Он их щит. Слово “щит”, которым назван Бог, отсылает нас к Быт. 15:1, где Бог обещал Аврааму: “Я твой щит, награда твоя весьма великая”.

Стихи 17-19 очень сходны с Пс. 134:19, 20. Здесь упоминаются три четко очерченные категории поклонников: все иудеи в целом (“дом Израилев”), священники (“дом Аарона”) и обращенные в иудаизм (“боящиеся Господа”). Те же категории верующих снова появляются в благословении в стихах 20 и 21.

Для каждой из этих групп Бог — “помощь и щит”. Эти два слова ассоциируются с силой и безопасностью. Совершенное упование на Яхве оправданно, ибо он помнит Свой народ. Он не забывает Своих и будет и дальше благословлять их, малых и великих, по одиночке и всех вместе, без учета звания и положения.

Среди благословений, которых поклоняющиеся ожидали от Бога, было и рождение все большего количества детей (ст. 22). Это обещание увеличения численности, наверное, особенно укрепляло дух небольшой группы изгнанников, с огромными трудностями возвращавшихся домой из плена. Небольшим группам христиан, которые собираются сегодня вместе, следует воспользоваться имеющимся здесь уроком: не надо ни презрительно относиться ко дню малых благословений, ни удовлетворяться им. Господь верующего сердца — это Бог, создавший небо и землю (ст. 23). Поэтому Он может с избытком исполнить то, что обещал (см. Еф. 3:20).

«Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу, но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия» (ст. 24-26).

Господь создал небо и землю. Он оставил небо за Собой (см. 3 Цар. 8:27), а землю отдал во владение “сынам человеческим”, что по-еврейски означает все человечество (Быт. 1:28-30).

В этой части псалма внимание вновь переключается на особенности и свойства Бога. Только Он дает все больше и больше (ст. 22). Он создал небо и землю (ст. 23). Он не получает похвалы от мертвых (ст. 25). С точки зрения псалмопевца, смерть прекращает любое участие в храмовом богослужении. Вот так и слава, которую идолопоклонники воздают безжизненным богам, лжива и обманчива.

Только живой может петь этот псалом и благословлять Господа. Отныне и вовек должны мы посвятить себя этой цели — восхвалять Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В незабываемой картине автор свел воедино Божье всемогущество и Его милосердную заботу о Своем народе. Этот Бог, о котором мы читаем в Писании, так же деятелен сейчас, как был прежде. Не возникает ли у вас соблазна, прочтя об исходе израильтян из Египта, сказать, как сказал один маленький мальчик: “Тогда Бог был интереснее, чем теперь”? Если это так, перечитайте псалом 113. Вот вам кусочек Писания, который говорит, что могущественный Бог Ветхого Завета — тот самый Бог, которому вы служите сейчас. Сегодня Его дела могут проявляться иначе, но не делайте ошибочного вывода, что Он бездействует. Он может действовать не посредством чудес, а через Свое провидение, но это все тот же могущественный Бог.

Как мы воздаем этому могущественному Богу славу? Псалом указывает на три способа: когда мы признаем Бога верным, когда признаем Его живым Богом и когда восхваляем Его за заботу о Своем народе.

Церковь Христа