Тысячи туристов ежегодно посещают северную Норвегию. Но в некоторые места им попасть не удастся: в горных пещерах спрятаны военные самолеты и атомные подводные лодки.
В Норвегии очень много бункеров. На пике холодной войны в стране было около 3 тысяч подземных объектов, где норвежские военные и их союзники могли укрыться и осложнить жизнь любому захватчику. Подземные убежища существовали здесь во времена Второй мировой войны, когда Норвегия была частью гитлеровского «Атлантического вала», и даже раньше, но общественности о них было почти неизвестно.
Теперь, когда в Украине не утихает военных конфликт, Норвегия вновь расконсервирует два самых известных подземных убежища времен холодной войны.
Ангары авиабазы Бардуфосс и военно-морской базы Олавсверн, расположенные к северу от Полярного круга вблизи границы Норвегии с Россией, напоминают фрагменты из шпионского фильма: грубые каменные стены, бетон и военное оборудование.
Вырезанная в горном склоне, защищенная примерно 275 м прочной магматической горной породы, база Олавсверн особенно впечатляет своим выходным тоннелем длиной почти в километр с массивной взрывоустойчивой дверью.
Нужны ли сегодня эти гигантские бункеры? СССР - причины, по которой они были построены в первую очередь - больше не существует. Есть ли смысл вкладывать деньги в такие дорогостоящие сооружения?
На рекламных снимках, посвященных возобновлению работы ангаров в Бардуфоссе, истребитель F-35 Lightning II компании Lockheed Martin, как хищная птица, расположился под прожекторами крыши ангара. Эту базу, построенную в 1938 году, когда-то использовали самолеты люфтваффе, защищавшие стоявший в соседнем фьорде линкор «Тирпиц».
После войны ВВС Норвегии использовали горные ангары для защиты своих истребителей от возможного советского нападения. В них было все необходимое для самолетов и их пилотов: запасы топлива, склады оружия, мастерские для обслуживания самолетов и помещения для экипажа. Но около 40 лет назад базу закрыли и законсервировали.
Однако похоже, что Бардуфосс снова может пригодиться.
На территории была проведена модернизация построек и оборудования. Ее роль теперь — помочь «устойчивости и живучести» норвежских F-35 в случае возможного военного конфликта. События в Украине показали всему миру, насколько уязвимыми могут быть дорогие военные самолеты, например, F-35 стоимостью $80-110 млн, когда они находятся на земле, особенно для атак беспилотников-камикадзе, которые могут стоить всего $300.
Риск можно снизить, рассредоточив технику по разным местам, или, что еще лучше, спрятав самолеты в надежных укрытиях. А самое надежное — это гора.
Строительство военно-морской базы велось поэтапно, начиная с 1950-х годов, в ответ на усиление советского Северного флота. База стоимостью около $450 млн с подземным командным центром, хранилищами, глубоководным доком, сухим доком и выходным тоннелем была слишком масштабным проектом для Норвегии, и большую ее часть пришлось финансировать НАТО. К тому времени, когда строительство полностью завершилось, Советский Союз распался.
Но несмотря на медленное затухание холодной войны, натовские корабли по-прежнему использовали базу в качестве перевалочного пункта для походов в Северный Ледовитый океан.
В 2009 году норвежский парламент проголосовал за закрытие базы Олавсверн, а в 2013 году она была продана частным инвесторам по цене гораздо ниже рыночной — 38,2 млн норвежских крон (около $4,25 млн), примерно 1% стоимости постройки.
Новый владелец разрешил двум российским исследовательским кораблям и российским рыболовецким судам пользоваться некогда тщательно охраняемым объектом.
В 2020 году компания WilNor Governmental Services, имеющая тесные связи с норвежскими военными, купила контрольный пакет акций предприятия и начала ремонт и модернизацию объекта. На базе увеличилось военное присутствие, а ВМС США заинтересовались перспективой базирования здесь своих атомных подводных лодок.
Базы времен холодной войны расконсервируют не только норвежцы. Российская Федерация в последние годы также восстановила около 50 баз в Арктике времен холодной войны. Шведский флот вернулся на свою подземную военно-морскую базу на острове Мускё, расположенном в 40 км от Стокгольма.
Другие страны пошли дальше: они строят подземные укрытия. Китай сделал новую большую подземную базу подводных лодок на острове Хайнань в спорном Южно-Китайском море, и сооружает новый подземный командный центр недалеко от Пекина. Иран построил собственную подземную военно-морскую базу в Персидском заливе и показал свой «подземный ракетный город».
«Психологическое воздействие ядерных бункеров очень сильно, — говорит независимый исследователь холодной войны и автор блога Thin Pinstriped Line, известный как Sir Humphrey. — Я думаю, бункеры глубоко укоренились в нашей психике и в нашем представлении о холодной войне, особенно о командном пункте из фильма „Доктор Стрейнджлав" с сидящим там выжившим из ума генералом».
«Размещение кораблей, подлодок и самолетов под землей все еще может быть отличным способом защиты от воздушной бомбардировки даже при использовании специальных боеприпасов для поражения бункеров, если устранить все уязвимости, например, с помощью взрывоустойчивых люков», — говорит Пол Озорак, автор книги «Подземные сооружения времен холодной войны».
Но другие страны, например, Великобритания, могут не захотеть последовать примеру Норвегии и возобновить работу подземных баз или строить новые — это очень дорого, подчеркивает Озорак.
Многие подземные сооружения времен холодной войны в Англии и других странах НАТО были проданы, их превратили в музеи или ночные клубы. Некоторые были разрушены. Как минимум одно наглухо запечатали. Многие были затоплены и физически непригодны для использования, бетон прогнил и больше не защищает от взрывов.
«Главной проблемой при расконсервации уцелевших сооружений будет стоимость, — говорит Озорак. — Зачастую все оборудование в этих бункерах было демонтировано, его установка и прокладка кабелей связи обойдутся очень дорого. Заново приобретать их также будет дорого».
У деактивированных военных сооружений есть и другая проблема: они могут стать объектом внимания иностранных разведок. «Оперативные преимущества объекта, о существовании которого все знают, который был целью в течение десятков лет, и где с помощью спутниковых снимков теперь можно обнаружить вентиляционные шахты и точки входа, невелики, — говорит Sir Humphrey. — Они были спроектированы с расчетом на то, что где-то поблизости взорвется ядерная бомба, а не на то, что сбросят бомбу с GPS-наведением в вентиляционную шахту».
Однако в Великобритании бункер воздушного командования ВВС, построенный во время холодной войны в графстве Букингемшир, до сих пор в работе, как и бункеры, составляющие часть штаб-квартиры «Нортвуд», военного штаба на северо-западе британской столицы, перестроенного в 2006–2011 годах.
База Министерства обороны Великобритании «Коршэм» — это секретный объект военной связи, построенный поверх обширной одноименной сети тоннелей, где располагался штаб правительства страны в случае ядерной войны. Военные до сих пор используют некоторые из этих тоннелей. Законсервированные объекты могут быть восстановлены без ведома общественности.
Британский кабинет министров по соображениям национальной безопасности начал переклассифицировать и изымать документы о планировании на случай ядерной войны, опубликованные после окончания холодной войны.
Последние события в мире шокировали многих. «В конце концов, если вы боитесь внезапного нападения, спрятаться под землю — это естественная реакция», — говорит Озорак.
Источник: ВВС News
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале