Найти в Дзене
РетроГараж Минск (С)

Как «Военпроект» строил военные городки в СССР

Удивительно, но именно институт «Военпроект» сотворил современный облик военной инфраструктуры Беларуси: за свою историю предприятие участвовало в восстановлении послевоенной белорусской столицы и других городов страны, разработало ряд специальных объектов для нужд обороны, проектов военных городков. Многое из созданного на бумаге до сих пор хранится в архиве предприятия, в том числе и подлинники документов, которые были разработаны за долгие годы его деятельности: чертежи, датируемые 1944 - 1945 годами, автографы великих архитекторов, крупнейших военачальников того времени, уникальная техническая литература.

* * *

«Военпроект» был сформирован 16 июня 1918 года как строительное отделение квартирного управления Западного военного округа с возложением функций «разработки проектов и смет по капитальным перестройкам и новым сооружениям, но мало кто слышал, что первоначально оно располагалось в Смоленске, в гостинице «Гранд-Отель». Потом в штате появилась «чертежная», потом техническое бюро, предназначенное для разработки проектно-сметной документации. И лишь в 1937 году проектное подразделение округа было переименовано в «Военпроект» Западного окружного военно-строительного управления, а в 1940-м переехало в Минск.

-2

Тогда главными разработками сотрудников «Военпроекта» были военные городки, полигоны, аэродромы. Так, в течение 1919 – 1920 годов множество зданий и сооружений приспосабливалось под размещение подразделений Красной Армии, среди них - восстановление бараков и бань в населенных пунктах Рославль, Гжатск, Ельня, восстановление складов в Вязьме, казарм в Быхове. Были выполнены проекты приспособления зданий под окружные склады в Смоленске, Витебске, Могилеве, а также разработана документация на производство лесосеки по Смоленской, Витебской, Гомельской губерний, в том числе по бывшему имению Оболенского в даче «Озеро».

-3

В 1926 -1928 годах были разработаны генеральный план, проект инженерного оборудования и проекты зданий, полигонного городка и мишенных дворов Учебного артиллерийского полигона Западного военного округа в районе станции Дретунь. Особым Постановлением Совнаркома БССР в 1925 году для этих целей под земли полигона было отведено 27.000 десятин земли и выделено 515.000 рублей на отселение крестьян из этой зоны. Наиболее крупными из разработанных военными проектировщиками в эти годы были генпланы военных городков Полоцка, Лепеля, Мозыря, Быхова, Слуцка, 2-й, 31-й и 32-й городки в Минске и генплан Брянского военного аэродрома.

-4

В период с 1920 по 1929 годы выполнялись работы по капитальному ремонту 731-го и 222-го военных госпиталей на 401 версте Смоленской губернии, земской больницы в Вязьме, приспособлены здание бывшей мужской гимназии под 224-й военный госпиталь и зданий Голиковских казарм под 56-й военный госпиталь в Рославле. Была разработана документация на ремонт Белых казарм, казарм Меньшикова, казарм Тютчева, казарм Гинзбурга в Гомеле, обустроены городок Караульного батальона, здание Губвоенкомата и гостиницы «Бристоль» в Гомеле, здание Губвоенкомата в Витебске. Была сделана документация на ремонт Спасо-Ефросиньевского монастыря, зданий бывшего кадетского корпуса, гостиницы «Бристоль» в Полоцке, а также документация по размещению 6-й кавдивизии в Гомеле, Рогачеве, Жлобине, 7-й кавдивизии в Минске, Борисове, 4-й отдельной кавбригады в Могилеве.

Сразу после раздела Польши осенью 1939 года значительное количество войсковых соединений из мест постоянной дислокации были переброшены в гарнизоны вдоль новой западной границы СССР. Войска размещались в районах небольших польских городов и местечек Ломжа, Замбров, Сураж, Белосток, Сокулка. Однако эти населенные пункты не были приспособлены для приема большого количества войск, особенно современных войск с большим количеством боевой техники. Именно на обустройство этих соединений и были направлены основные усилия военных проектировщиков БВО. В предвоенный период специалистами «Военпроекта» были начаты работы по проектированию генеральных планов и строительству воинских зданий и сооружений военных городков на территории Западной Белоруссии, которые не были завершены из-за начала Великой Отечественной войны.

-5

Еще 24 июня был обычный рабочий день. Инженеры, архитекторы трудились над проектами. А уже 25 утром все их чертежи и расчеты были уничтожены — эвакуировать проекты было некому.

В районе сквера у Комаровского рынка в Минске были сожжены секретные материалы, документы, разработки. Практически все проектные разработки довоенного периода, в интересах войск выполнялись только секретным порядком. Да и основные усилия в проектировании, начиная с1939 года, в связи с отходом границы на Запад, были направлены на размещение именно передовых эшелонов Красной Армии, что также требовало особого режима работ.

-6

В автобиографическом очерке известного архитектора, педагога, кандидата технических наук Натальи Маклецовой так описаны события тех лет: «…В начале апреля 1941 годаменя со многими другими специалистами пригласили в ЦК партии и предложили перейти на работу в «Военпроект». Короче, мобилизовали, так как нужно было срочно проектировать оборонные объекты в Западной Белоруссии: аэродромы, склады ГСМ и боеприпасов, военные городки. Работали без выходных, по 12 часов в день. Все срочно и все сверхсекретно.

…В середине июня я была в командировке Белосток - Ломжа для согласования привязки проектов на местности. Впервые увидела разбитый бомбежкой центр небольшого городка Ломжа, пограничного с захваченной немцами в 1939 году Польшей. Подумала тогда, как хорошо, что граница отодвинулась от Минска на 400 км. Какие мы были наивные!..

Вернулась домой 18 июня, а в ночь на 22-е грянула война... Утром, как обычно, пошла на работу. Город как бы замер, только в середине дня раздалось несколько отдаленных взрывов да высоко пролетели самолеты. Оказалось, немцы разбомбили «Эльвод», город лишился воды и света. Как потом выяснилось, поздно вечером из Минска ушло несколько специальных поездов: уехало правительство, другие руководящие органы с семьями. Нам была дана команда выходить на работу, невзирая ни на что! И мы выходили…

…24 июня – третий день войны. Часов в 12 началась страшная бомбежка. Самолеты с черными крестами на крыльях налетали стаями и прицельно бомбили город по квадратам. Около 14 часов пришла очередь нашего квадрата в районе Сторожевки. Было очень страшно, но когда загорелась крыша над нами, мы самоотверженно вытащили весь спецархив, сгрузили на соседнем сквере и установили круглосуточное дежурство. Наивные, мы были уверены, что кто то вспомнит о нас и увезет эту груду бумаг. Грустно и обидно было, когда 25 июня пришлось все наши труды, спасенные от пожара, сжечь на огромном костре перед уходом из пылающего города. Эвакуировать чертежи и расчеты уже было некому…»

* * *

В 1944 году пришлось начинать все заново – послевоенный Минск был как чистое полотно для архитекторов. Кстати, удивительный образ современной белорусской столицы – заслуга крупнейших проектных мастерских, в том числе и «Военпроекта». Над восстановлением ряда объектов работали немецкие инженеры-военнопленные. Выяснить точно сейчас практически невозможно, но в «Военпроекте» утверждают, что один из тех немецких инженеров в будущем стал главным архитектором Берлина.

-7

В архивах предприятия сохранились расчеты и чертежи, сделанные на немецком языке. Но язык инженера — это язык цифр, где все было ясно и понятно. И они оказывали довольно существенную помощь, выполняя расчеты прочности конструкций по отдельным зданиям, пострадавшим в ходе боев.

Разумеется, в первую очередь силы были брошены на восстановление зданий и сооружений городов и населенных пунктов Белоруссии, обустройство военных городков, предназначенных для размещения и обучения войск, расквартирования семей военнослужащих, строительство зданий главного корпуса штаба округа, штаба тыла округа, строительство окружного военного госпиталя, кварталов жилой застройки в Минске в районе улиц МОПРа, Красной, Захарова, Фрунзе.

-8

Гордость «Военпроекта» – восстановление Окружного Дома Красной Армии, возведенного в 1930-е годы прошлого века. Сегодня это – Центральный Дом офицеров. Во время Великой Отечественной войны его правое крыло пострадало от упавшей бомбы, случился большой пожар. Спасенное, но почерневшее от огня здание было одним из немногих, уцелевших в Минске.

-9

С 1950 по 1980 годы производилось проектирование военных аэродромов в населенных пунктах Мачулищи, Быхов, Щучин, Болбасово, Береза, Гродно, Витебск, Бобруйск, проектирование мест базирования ракет средней дальности, реконструкции комплексов зданий бывших кадетских корпусов в г.г. Полоцке и Смоленске, проектирование здания редакции окружной газеты «Во славу Родины». Была разработана проектная документация 140-го танкоремонтного завода в Борисове, 159 завода железобетонных изделий в Бобруйске, выполнено проектирование 214-го комбината железобетонных изделий и цеха 124-го автомобильного ремонтного завода в Минске, учебного корпуса Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища.

-10

Многие объекты института стали символами Минска. Это и здание Генерального штаба на Коммунистической, и так называемый «Дом под шпилем», и легкоатлетический манеж по проспекту Независимости, и здание штаба тыла в районе парка Горького, реконструированное в интересах Следственного комитета Республики Беларусь. «Военпроект» проектировал ряд жилых зданий и кварталов застройки в г. Минске в районе улиц Красная, Якуба Коласа, Захарова, МОПРа, Ломоносова, Первомайской, Пулихова, проспектов Ленина и Партизанского, пристройки к главному корпусу штаба БВО, жилых домов в районе военных городков Уручье и Масюковщина.

-11

* * *

У «Военпроекта» - вековая история. И в нем за многие годы трудились сотни известных людей. Имена Иосифа Лангбарда и Валентина Гусева, Натальи Маклецовой и Мордуха Лившица, Игоря Мейлаха и Элкона Гольдштейна уже вписаны в историю страны. А ведь с институтом связаны не только судьбы – целые династии проектировщиков – Кржечковских, Фесько, Фирсовых, Семижонов, Мейлахов…

Игорь Кандраль, фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при размещении гиперссылки

-12